Синквейн – эффективный приём технологии развития критического мышления. Что такое синквейн: традиционная и дидактическая формы Синквейн к слову поэзия

09.10.2021

Это стихотворные формы, требующие достаточно строгого алгоритма.

Что такое синквейн?

В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. Составление синквейна требует от учащегося умения находить в учебном материале наиболее существенные учебные элементы, делать заключение и выражать всё это в кратких выражениях.

Синквейн - концентрация знаний, ассоциаций, чувств; сужение оценки явлений и событий, выражение своей позиции, взгляда на событие, предмет.

Написание синквейна является формой свободного творчества, которое осуществляется по опредёленным правилам.

Правила написания синквейна

первая строка - одно слово , обычно существительное, отражающее тему синквейна;

вторая строка - два слова , прилагательные, описывающие основную мысль;

третья строка - три слова , глаголы, описывающие действия в рамках темы;

четвёртая строка - фраза из нескольких (обычно четырёх) слов , показывающая отношение к теме; таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой.

пятая строка - слово-резюме или словосочетание , связанное с первым, отражающее сущность темы, которое дает новую интерпретацию темы, выражает личное отношение пищущего к теме.

Составляя синквейн, автор может обращаться к тексту содержания изучаемой темы. При этом построчные задания являются для него своеобразными схемами ориентировочной основы деятельности, используя которые он выполняет конкретный фрагмент задания по составлению синквейна.

Правильно составленный синквейн имеет ярко выраженную эмоциональную окраску.

Таким образом, процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной.

Алгоритм написания синквейна.

1-я строка. Кто? Что? 1 существительное.

2-я строка. Какой? 2 прилагательных.

3-я строка. Что делает? 3 глагола.

4-я строка. Что автор думает о теме? Фраза из 4 слов.

5-я строка. Кто? Что? (Новое звучание темы). 1 существительное.

Использование синквейнов в школе

Умение учащегося составлять синквейны по той или иной теме свидетельствует о степени владения учащимся учебного материала этой темы, в частности, является показателем того, что учащийся:

Знает содержание учебного материала темы;

Умеет выделять наиболее характерные особенности изучаемого явления, процесса, структуры или вещества;

Умеет применять полученные знания для решения новой для него задачи.

Работа над созданием синквейна является одним из эффективных методов развития образной речи, который позволяет быстро получить результат.

Синквейн можно использовать на разных этапах урока: на стадии вызова, осмысления, рефлексии.

Примеры синквейнов

Синквейн на тему "НОВЫЙ ГОД".

1. НОВЫЙ ГОД.

2. РАДОСТНЫЙ, ДОЛГОЖДАННЫЙ.

3. ПРИХОДИТ, ВЕСЕЛИТ, РАДУЕТ.

4. Я РАДУЮСЬ НОВОМУ ГОДУ.

5. ЗИМА, ПРАЗДНИК, ПОДАРКИ.

Синквейн на тему "Витамин".

1. Вещество

2. Полезное, необходимое

3. Поглощать, принимать, употреблять

4. Без витаминов жить нельзя! Они - надёжные друзья.

5. Польза для здоровья

Что такое даймонд?

Даймонд - состоит из 7 строк.

Алгоритм написания даймонда: Два существительных (первая и последняя строки) выражают два противоположных понятия.

Вторая строка - два прилагательных или причастия, раскрывающих признаки первого существительного.

Следующая строка - три глагола или деепричастия, которые выражают действие.

Центральная четвертая строка состоит из четырех слов, причем два из них характеризуют первое существительное, а два - контрастное ему понятие, завершающее даймонд.

Остальные строки являются зеркальным отражением третьей и второй строк, только эти характеристики уже раскрывают существительное в последней строке.

Пример даймонда

Гипербола

Огромная, наибольшая.

Преувеличивает, преумножает, расширяет.

Гулливера превращают в Мальчика с пальчика.

Преуменьшает, умаляет, суживает.

Крохотная, наименьшая

Литота.

Что такое диаманта?

Диаманта - это стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых — понятия с противоположным значением. Этот вид стиха составляется по следующей схеме:

строчка 1: тема (существительное)

строчка 2: определение (2 прилагательных)

строчка 3: действие (3 причастия)

строчка 4: ассоциации (4 существительных)

строчка 5: действие (3 причастия)

строчка 6: определение(2 прилагательных)

строчка 7: тема (существительное)

Пример диаманты

Обломов

Ленивый, добрый,

Лежащий, мечтающий, умирающий.

Пассивность, бездействие, угасание, обломовщина.

Работающий, решающий, живущий,

Настойчивый, расчетливый

Штольц.

Написание диаманты полезно для понимания школьниками сути различий и взаимосвязи понятий, противоположных по значению.

Что такое хайку(хокку)?

Алгоритм написания хайку:

Строчка 1: «Я видел» кого-то или что-то

Строчка 2: Какого?

Строчка 3: Как?

Примеры хайку

Снегирь

Я видел птицу,

Прилетевшую зимой,

Красиво…

Тоска

Я видела деревню

С одним домом

Тоскливо…

Стих в виде хайку написать несколько труднее, потому что в нем выражается личное переживание человека. Вместе с тем эта стихотворная форма также имеет определённые плюсы. В хайку самым гармоничным образом сочетается работа с понятием и эмоциональное отношение к нему.

Что такое штрихи?

Ещё один вид «стихотворения» придумали учитель Сторожева Т.Ю. и её ученики. Они назвали это штрихами - штрихи к правилам, штрихи к мыслям, штрихи, позволяющие проверить словарный запас школьников, их умение видеть и применять части речи, составлять тематические сложные (красивые!) предложения.

Штрихи пишутся по следующим правилам:

1-я строка. 1 существительное.

2-я строка. 2 прилагательных.

3-я строка. 3 причастия.

4-я строка. 4 глагола.

5-я строка. 5 наречий (или деепричастий)

6-я строка. Сложносочинённое или сложноподчинённое предложение по теме.

Работы-примеры учащихся по теме «Весна»:

Молодость,

Зажигательная, весёлая,

Восхитительная, влюблённая, пламенная.

Расцветает, оживляет, приходит, пробуждает,

Не останавливая, не забывая, не старея, не думая, не уставая.

Молодость просыпается весной в каждом живом существе, даже трухлявый пень возрождается с появлением первых весенних лучей солнца.

Чувства,

Искренние, противоречивые,

Чарующие, манящие, дурманящие.

Радуют, раскрывают, волнуют, будоражат,

Завораживая, вдохновляя, перевоплощая, играя, обещая.

Весенние чувства переполняют человека, потому что они возвращают его в царство мечты и надежды на чудо.

Ручей,

Свежий, прохладный,

Звенящий, пробуждающий, зовущий.

Бежит, поёт, журчит, течёт,

Радуя, осветляя, возрождая, призывая, оповещая.

Когда на улице появляются первые журчащие вестники весны, жизнь пробуждается от весеннего сна.

Стихи-синквейны, возникшие под влиянием традиционных японских поэтических миниатюр, показали себя как замечательное дидактическое средство для развития образной речи. Полезны синквейны и в качестве метода оценки понятийного и словарного запаса детей.

Опытом использования этих специфицеских стихов-«нескладушек» (без рифмы) делятся Ваши коллеги в публикациях этого раздела. Здесь можно найти правила составления синквейнов с детьми, конспекты занятий по их сочинению и конкретные примеры, «что в итоге получилось». Посмотрите, каким образом можно использовать синквейны при изучении самых разных лексических тем, при закреплении пройденного материала. И просто так, для развлечения.

Рифма – не самоцель. Главное – смысл.

Содержится в разделах:
  • Развитие речи. Речевое развитие детей дошкольного возраста

Показаны публикации 1-10 из 167 .
Все разделы | Синквейн. Составление, примеры, занятия на тему «Сочиняем стихи - синквейны»

Мастер-класс «Синквейн в развитии образной речи детей старшего дошкольного возраста» Мастер-класс Тема : «Синквейн в развитии образной речи детей старшего дошкольного возраста» - Добрый день, уважаемые коллеги! Рада видеть вас на своем мастер-классе по теме «Синквейн в развитии образной речи детей старшего дошкольного возраста» Каждому из вас знакомы строки из...

Мастер-класс для педагогов «Использование технологии «синквейн» в развитии дошкольников» Цель мастер-класса : Ознакомление педагогов с технологией "Синквейн ", обеспечивающей развитие познавательно - речевых способностей дошкольников. Задачи : Обучающие : Раскрыть актуальность технологии как одной разновидности работы с детьми по речевому развитию; Дать рекомендации...

Синквейн. Составление, примеры, занятия на тему «Сочиняем стихи - синквейны» - Дидактический синквейн как инновационная технология, применяемая в коррекционно-педагогической работе у детей с ОВЗ

Публикация «Дидактический синквейн как инновационная технология, применяемая в...» Семинар- практикум для педагогов ДОУ. Кто ясно мыслит - тот ясно излагает. Античная погово рка В современном мире активно происходят процессы модернизации образования. Современная дошкольная педагогика не может оставаться в стороне от происходящих процессов. Речь – важнейшее...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Задачи: активизировать, уточнять и обогащать словарный запас по теме «Транспорт».Побуждать детей к активной и выразительной речи; учить работать со схемой «синквейна». Учиться правильно понимать и задавать вопросы, делать выводы и заключения, высказывать своё мнение,...

Консультация «Использование инновационной технологии «синквейн» в речевом развитии дошкольников» Введение Практика работы над развитием связной речи детей показала, что в качестве эффективного средства при работе с детьми можно использовать метод наглядного моделирования. Он позволяет ребёнку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, текст) научиться работать...

Развитие речи дошкольников «Профессии» с использованием инновационной технологии «синквейн» Цель: Развитие связной речи дошкольников. Задачи: 1. Формировать умения строить предложения, описательный рассказ, высказывать собственное мнение, думать, рассуждать. 1. Закреплять знания о профессиях, их признаках, их действиях. 2. Развивать зрительное внимание, память,...

Синквейн. Составление, примеры, занятия на тему «Сочиняем стихи - синквейны» - Синквейн, диаманта, рифмованные двустишия в работе по коррекции речевых нарушений у дошкольников


Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выделил речевое развитие в отдельную образовательную область, так как хорошо сформированная устная речь является важным условием для начала успешного школьного обучения ребёнка. Требования Стандарта к...

Конспект ООД с использованием метода «синквейн» в старшей группе компенсирующей направленности «Защитники Отечества» Конспект НОД в старшей группе компенсирующей направленности по развитию речи с использованием метода «синквейн». Тема: «Защитники Отечества» Зада чи: 1.Закрепить знания детей по теме «Защитники Отечества» 2.Продолжать учить детей подбирать признаки и действия к объектам....

Синквейн

– это один из приемов активизации познавательной активности учащихся на уроке. Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк». Данный методический прием описан в аудиолекции проекта «Правовое образование» Российского Фонда правовых реформ. Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении. 1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного, 2 строка – два прилагательных, 3 строка – три глагола, 4 строка – 4 слова, фраза, несущая определенный смысл, афоризм , при помощи которого нужно выразить своё отношение к теме. Таким афоризмом может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учеником фраза в контексте с темой,5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное .

Синквейн на тему «Государство» ,

Государство. (Заголовок) Независимое , правовое. (Два прилагательных) Собирает (налоги), судит, выплачивает (пенсии). (3 глагола) Государство – это мы! (Фраза, несущая определенный смысл) Защита. (Резюме)

Синквейн «Пословица»

Пословица , добрая, сердечная, заботится, настраивает, бережет. Мир освещает, как солнце. Добро. Синквейн – это не способ проверки знаний ученика, у него другая задача, причем, более универсальная.

Синквейн – это способ на любом этапе урока, изучения темы, проверить, что находится у школьников на уровне ассоциаций. Приступает учитель к изучению новой темы и в начале урока дает синквейн: «А что вы уже знаете об этом? Что думаете?» Проанализировав полученные результаты, можно корректировать представления ученика о данном понятии в ходе изучения темы. …Разгар урока. Тема очень трудна для восприятия. Ученики устали. Предложите им синквейн по какому-то разделу изучаемой темы, и вы узнаете, как идет восприятие школьниками нового материала. Быстрый способ сменить вид деятельности, не уходя от изучения темы. Изучение темы завершено. Качество, глубину и прочность знаний покажут опрос, итоговый контрольный срез.

А сейчас, в завершении урока – синквейн. Достойный итог изучения нового материала, который продемонстрирует не столько знания, сколько понимание, оценочные суждения, ценностные ориентации обучающихся. В конечном итоге, при детальном анализе синквейнов, учитель увидит, насколько ему удалось достичь прогнозируемого ранее результата.

СИНКВЕЙН - это пятистрочный стих.

Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе.

Синквейн - это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях, что позволяет описывать или рефлектировать по какому-либо поводу.

Слово синквейн происходит от французского слова, которое означает пять. Таким образом, синквейн - это стихотворение, состоящее из пяти строк. Когда вы знакомите учащихся с синквейнами, сначала объясните им, как пишутся такие стихотворения. Затем дайте несколько примеров (ниже приводится несколько синквейнов). После этого предложите группе написать несколько синквейнов. Для некоторых людей сначала будет трудно писать синквейны. Эффективным средством введения синквейнов является разделение группы на пары. Назовите тему для синквейна. Каждому участнику будет дано 5-7 минут на то, чтобы написать синквейн. Затем он повернется к партнеру и из двух синквейнов они составят один, с которым оба будут согласны. Это даст им возможность поговорить о том, почему они написали и еще раз критически рассмотреть данную тему. Кроме того, этот метод потребует, чтобы участники с слушали друг друга и извлекали из произведений других те идеи, которые они могут увязать со своими. Затем вся группа сможет ознакомиться с парными синквейнами. Если имеются кодоскопы, то полезно показать пару синквейнов. Каждый из них может быть представлен обоими авторами. Это способно породить дальнейшую дискуссию.

Синквейны являются быстрым и мощным инструментом для рефлектирования, синтеза и обобщения понятий и информации. Важно делать эти упражнения систематически, целенаправленно и с ясными педагогическими целями.

Когда это делается, учение и мышление становятся прозрачным процессом, доступным для всех. Не будет никаких таинственных или трудно уловимых процессов, которые смогут заметить лишь те, кому повезет. Когда процессы становятся прозрачными, учащиеся не только узнают содержание, но и учатся учиться.

Синквейн с точки зрения педагогики

Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Помимо использования синквейнов на уроках литературы (например, для подведения итогов по пройденному произведению ) практикуется и использование синквейна как заключительного задания по пройденному материалу любой другой дисциплины.

Синквейн на тему "Витамин" 1. Вещество 2. Полезное, необходимое 3. Поглощать, принимать, употреблять 4. Без витаминов жить нельзя! Они – надёжные друзья. 5. Польза для здоровья

Синквейн « Человек»

Человек, Прекрасный и счастливый. Думает, делает, говорит. И не забывает, что он - индивид.

Синквейн на слово "Толерантность": 1. Терпение 2. Невраждебный, конструктивный,неконфликтный 3. Взаимодействовать, уважать, прислушиваться 4. Мудрость человеческая и в терпимости. 5. Миролюбие

Синквейн на тему "Природа" 1. Жизнь 2. Плодородная, кормящая 3. Рождаться, жить, существовать 4. Природа - это бесконечный источник вдохновения 5. Мать-земля

Синквейн

Творчество активный, креативный уметь, делать, любить творить-уметь развиваться любовь

Вода полезная, прозрачная течёт,струится, плещется самое растворимое на земле минералы

Справедливость чистая, верная, не лжёт, испытывает, обогащает С нею ты в безопасности Сестра МУДРОСТИ

Жизнь интересная, сложная родиться, расти, решать жизнь каждый хочет познать надежда

Книги Таинственные, глубокие Помогают, учат, влюбляют В вечных героев своих Спасибо

Город Красивый, шумный Гудит, ослепляет, живет Город, наполненный движением, суетой Жизнь.

С
ИНКВЕЙН
- это пятистрочный стих. Слово синквейн происходит от французского слова, которое означает пять. Таким образом, синквейн - это стихотворение, состоящее из пяти строк. Он обогащает словарный запас; подготавливает к краткому пересказу учит формулировать идею (ключевую фразу);позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом; получается у всех.

ПРАВИЛА НАПИСАНИЯ СИНКВЕЙНА 1 строчка – одно слово – название стихотворения, тема, обычно существительное. 2 строчка – два слова (прилагательные или причастия). Описание темы, слова можно соединять союзами и предлогами. 3 строчка – три слова (глаголы). Действия, относящиеся к теме. 4 строчка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме в 1-ой строчке. 5 строчка – одно слово – ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в 1-ой строчке, обычно существительное.

Мама

Добрая, умная

Помогает, понимает, работает.

Она хороший друг.

Мама

Ласковая, добрая.

Любит, учит, понимает.

Любящая мать, от которой всегда тепло.

Мама

добрая, ласковая

любит, спит, ругает

Без мамы не проживу и дня!

Каникулы. Светлые, весёлые. Гуляем, расслабляемся, спим. Отдыхать – не работать! Счастье!

    Наполеон

    Прославленный, смелый .

    Воевал, ликовал, бежал .

    Страшный п уть через Россию .

    Поражение.

    Кутузов

    Доблестный, проницательный .

    Возглавил, разбил, победил .

    Русь от врага освободил .

    Герой .

СИНКВЕЙН – эффективный приём технологии развития критического мышления.

Автор: Бартенева Надежда Николаевна. МКОУ СОШ №1 г. Макарьев.
Я в своей практике в планы своих уроков включаю написание синквейнов.
Возникла эта форма в Америке в начале 20-го века. В России, её стали использовать в дидактических целях в качестве довольно результативного метода развития образной речи.
Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.
Виды синквейнов
Существует два вида синквейнов – традиционный и дидактический.
Я в своей работе использую дидактический синквейн.
Дидактический синквейн составляется главным образом по смыслу.
Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл - афоризм, при помощи которого нужно выразить своё отношение к теме. Таким афоризмом может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учеником фраза в контексте с темой.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом), выражает личное отношение автора синквейна к теме.
Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке - два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.
Форма синквейна напоминает ёлочку

Примеры синквейнов
№1


№2


№3


№4


№5


В чём же его эффективность и значимость?
Во-первых, его простота. Синквейн могут составить все.
Во-вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности.
Синквейн является игровым приемом.
Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу.
Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации

НАПИСАНИЕ СИНКВЕЙНА

Одной из форм работы на уроках литературного чтения может быть работа с синквейном.

Синквейн-прием технологии развития критического мышления на стадии рефлексии.

Слово синквейн происходит от франзузского слова «пять».

Синквейн-это стихотворение, состоящее из 5 строк.

Есть еще несколько определений синквейна.

Синквейн-малая стихотворная форма, используемая для фиксации эмоциональных оценок, описания своих текущих впечатлений, ощущений и ассоциаций.

Синквейн-короткое литературное произведение, характеризующее предмет (тему), состоящее из пяти строк, которое пишется по определенному плану.

Правила написания синквейна.

1 строка- одно слово- название стихотворения, тема, обычно существительное;

2 строка - два прилагательных, раскрывающих тему синквейна;

3 строка - три глагола, описывающих действия по теме синквейна;

4 строка - фраза, предложение, цитата или крылатое выражение, выражающее свое отношение к теме;

5 строка - слово-резюме, дающее новую интерпретацию темы.

Например, синквейн на тему русской народной сказки «Лисичка-сестричка и серый волк».

Лиса.

Хитрая, умная.

Плачет, жалуется, хитрит.

Есть такие и среди животных.

Обманщица.

Синквейн на тему А.С. Пушкин.

Пушкин.

Умный, талантливый.

Пишет, сочиняет, творит.

Поэзия его пережила.

Гений.

Синквейн с точки зрения педагогики.

Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находитьв информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Помимо использования синквейнов на уроках литературного чтения практикуется и использование синквейна как заключительного задания по пройденному материалу любой другой дисциплины.

Простота построения.

Прстота построения синквейна делает его одним из эффективных методов развития ребенка школьного возраста, который позволяет быстро получать результат. В частности, знакомство с самим понятием слова и расширение словарного запаса для более эффективного выражения своей мысли.

Формирование аналитических способностей.

Составление синквейна, краткого резюме на основе больших объемов информации, полезно для выработки способности к анализу. В отличие от школьного сочинения, синквейн требует меньших временных затрат, хотя и имеет более жесткие рамки по форме изложения, и его написание требует от составителя реализации практически всех его личностных способностей (интеллектуальные, творческие, образные). Таким образом, процедура составления синквейнапозволяет гармонично сочетать элементы всех трех образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно ориентированной.

С синквейном можно работать по-разному.

Вариативность.

Различные варианты для составления синквейна способствуют разноплановому составлению заданий. Помимо самостоятельного (так и в паре, группе) составления нового синквейна, возможны варианты с: составлением краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна); коррекция и совершенствование готового синквейна; анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы-без первой строки, необходимо на основе существующих ее определить).

Синквейн:

Обогащает словарный запас;

Подготавливает к краткому перессказу;

Учит формировать идею (ключевую фразу);

Позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом;

Получается у всех.