В лаборатории имеются карбонат кальция. Задания для проведения школьной олимпиады по химии олимпиадные задания по химии на тему. Перечень учебно-методических материалов переведенных в современные цифровые форматы хранения

09.08.2021

Задания д ля школьного этапа олимпиады школьников по химии 11 класс.

Задание 1.

В Периодической системе имеется десять элементов, в обозначении которых вторая буква – это «е». Для каждого из этих элементов ниже приведены характерные реакции. Заглавная буква обозначена знаком «? ». Расставьте элементы по местам.

1) D + T → ? e + n;

2) ? eO 4 → ? e + 2O 2 ;

3) ? e + O 3 , F 2 и т п. → не идет;

4) 2Au + 6H 2 ? eO 4 (нагр.) → 3? eO 2 + Au 2 (? eO 4) 3 + 6H 2 0;

5) ? eCl 2 + 4NaOH → Na 2 [? e(OH) 4 ] + 2NaCl;

6) ? eO 3 + 3H 2 O → H 6 ? eO 6 ;

7) ? e(OH) 4 + 4HCl → ? eCl 3 + 1/2Сl 2 + 4H 2 0;

8) ? eCl 4 + Li → ? eH 4 + Li;

9) ? eCl 2 + K 3 [? e(CN) 6 ] → K? e[? e(CN) 6 ]↓ (синий осадок);

10) 2H? eO 4 + 7H 2 S → ? e 2 S 7 ↓ + 8H 2 0.

Задание 2.

Химик получил образцы трех металлов серебристо-белого цвета и нашел способ как их быстро различить. Для этого он подверг образцы действию кислот и раствора гидроксида натрия. Результаты его исследования представлены ниже.

Условные обозначения: «+» - реакция идет , « –» - металл не реагирует. Определите какие металлы могли быть получены химиком и напишите соответствующие уравнения реакций.

Задание 3.

Небольшой кусочек пластикового одноразового стаканчика нагрели без доступа воздуха до 400°С. В результате нагревания был получен углеводород Х (содержание углерода 92,26% по массе, плотность его паров по кислороду 3,25). Известно, что при окислении углеводорода Х раствором перманганата калия в кислой среде в качестве единственного органического продукта образуется бензойная кислота.

1. Рассчитайте молекулярную формулу Х.

2. Приведите структурную формулу, и название углеводорода Х . Как называется исходный полимер?

3. Напишите уравнение реакции (со всеми продуктами и стехиометрическими коэффициентами) окисления углеводорода Х раствором перманганата калия, подкисленного серной кислотой.

Задание 4.

Юный химик Петя получил от мамы задание купить в магазине 1 л пищевого уксуса (массовая доля уксусной кислоты СН3СООН 9 %) для домашнего консервирования. Придя в магазин, он обнаружил, что в продаже есть только уксусная эссенция (массовая доля уксусной кислоты – 70 %). Петя решил, что сможет самостоятельно приготовить из неё пищевой уксус. Дома в справочнике ему удалось найти значения плотности для 9-процентного раствора уксусной кислоты – 1,012 г/мл и для 70-процентного – 1,069 г/мл. Из оборудования у Пети имеются только мерные цилиндры различного объёма.

Какое правило техники безопасности следует соблюдать при приготовлении разбавленных растворов из концентрированных кислот?

Какое из доступных в домашних условиях веществ следует иметь под рукой Пете, если кислота попадёт на кожу? Назовите это вещество и его действие на кислоту отразите в уравнении реакции.

Какой объём уксусной эссенции должен отмерить Петя, чтобы приготовить 1 л 9 % раствора уксусной кислоты?

Задание 5.

В лаборатории имеются железо, соляная кислота, едкий натр, карбонат кальция, оксид меди (II). Используя эти вещества, а также продукты их взаимодействия, приведите не менее 10 уравнений реакций получения новых неорганических веществ.

Задание 6.

При растворении 2,8 г сплава меди и серебра в концентрированной азотной кислоте образовалось 5.28г смеси нитратов. Определите массовые доли металлов в сплаве.

Ответы 11 класс

Задание 1.

Ответ :

Баллы

Даже если решающий не сможет определить все элементы по реакциям, это можно сделать с помощью Периодической системы, учитывая, что максимальная степень окисления элемента не может быть больше номера группы.

1) D + T → Н e + n;

2) Х e O 4 → Х e + 2O 2 ;

3)Ne + O 3 , F 2 и т п. → не идет;

4) 2Au + 6H 2 Se O 4 (нагр.) → 3Se O 2 + Au 2 (Se O 4) 3 + 6H 2 0;

5) Be Cl 2 + 4NaOH → Na 2 [Be (OH) 4 ] + 2NaCl;

6) Te O 3 + 3H 2 O → H 6 Te O 6 ;

7) Ce (OH) 4 + 4HCl → Ce Cl 3 + 1/2Сl 2 + 4H 2 0;

8) Ge Cl 4 + Li →Ge H 4 + Li;

9) Fe Cl 2 + K 3 → KFe [Fe (CN) 6 ]↓ (синий осадок);

10) 2HRe O 4 + 7H 2 S → Re 2 S 7 ↓ + 8H 2 0.

Максимальный балл

Задание 2.

По совокупности свойств, т.е. по поведению в реакциях с кислотами и гидроксидом натрия заключаем: I металл - серебро,(медь не подходит по цвету), металл II - алюминий, металл III - цинк.Уравнения реакций:2Al + 6HCl = 2AlCl 3 + 3H 2 Zn + 2HCl = ZnCl 2 + 2H 2 Ag + 2HNO 3 (конц.) = AgNO 3 + NO 2 + H 2 OAl + HNO 3 (конц.) Нет реакцииZn + 4HNO 3 (конц.) + Zn(NO 3)2 + 2NO 2 + 2H 2 OZn + 2NaOH + 2H 2 O = Na 2 + H 2 2Al + 6NaOH + 6H 2 O = 2Na 3 + 3H 2 (7 баллов)

Задание 3.

Ответ:

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

1. Мr(X) = 3,25·32 = 104 а.е.м.

Найдем молекулярную формулу углеводорода Х:

С: Н = 0,9226/12,01: 0,0774/1,008 = 1: 1, с учетом молекулярной массы получаем С 8 Н 8 .

2. Поскольку при окислении углеводорода Х раствором перманганата калия в кислой среде в качестве единственного органического продукта образуется бензойная кислота (С 6 Н 5 СООН), то его молекула содержит в своем составе бензольное кольцо с одним заместителем.

Вычитая из брутто-формулы С 8 Н 8 фрагмент С 6 Н 5 , получаем заместитель С 2 Н 3 . Единственно возможный вариант заместителя – винил, а углеводород Х – стирол (винилбензол).

Следовательно, полимер, из которого был изготовлен одноразовый стаканчик, – полистирол.

3. Уравнение реакции окисления стирола раствором KMnO 4 , подкисленного H 2 SO 4:

2KMnO 4 + 3H 2 SO 4 → + СО 2 + 2 MnSO 4 + K 2 SO 4 +4H 2 O

Все элементы ответа записаны неверно

Максимальный балл

Задание 4.

Вливать воду в кислоту (1 балл).

Пищевая сода или гидрокарбонат натрия (1балл).

NaHCO3 + СН3СООН = СН3СООNa + H2O реакция нейтрализации (2 балла).

Рассчитана масса уксусной кислоты в 9 % — ном растворе — 91,08 г (1 балл).

Рассчитана масса раствора уксусной эссенции – 130,1 г (1балл).

Рассчитан объём уксусной эссенции – 121,7 мл или ≈ 122 мл (1балл).

Итого: 7 баллов.

Задание 5.

Возможные варианты ответа:

Fe + 2HCl = FeCl 2 + H 2

HCl + NaOH = NaCl + H 2 O

2HCl + CaCO 3 = CaCl 2 + H 2 O + CO 2

CuO + 2HCl = CuCl 2 + H 2 O

2NaOH + CO 2 = Na 2 CO 3 + H 2 O; NaOH + CO 2 = NaНCO 3 + H 2 O

CuO + H 2 = Cu + H 2 O

FeCl 2 + 2NaOH = Fe(OH) 2 + 2NaCl

3Fe + 4H 2 O = Fe 3 O 4 + 4H 2

CaCO 3 = CaO + CO 2

CuO + CO 2 = CuCO 3

Fe 3 O 4 + 8HCl = FeCl 2 + 2FeCl 3 + 4H 2 O и т.д.

Задание 6.

Уравнения реакций:

Cu+ 4 HNO 3 = Cu(NO 3) 2 + 2NO 2 + 2H 2 O

Ag+ 2HNO 3 = AgNO 3 + NO 2 +H 2 O (1балл)

Вводим обозначения: n(Cu)=xмоль n(Ag)= yмоль; тогда

а) m(Cu)=64x, m (Ag)=108y

m (смеси)= 64x+108y=2,8

б) по уравнению (1) n(Cu(NO 3) 2 =x, m(Cu(NO 3) 2 = 188x;

в) по уравнению (2) n (AgNO 3)=y, m(AgNO 3)= 170y

г) m(смеси) = 188x+170y=5,28 (2 балла)

3) составляем и решаем систему уравнений:

64x+108y=2,8 x=0,01моль Cu

188x+170y=5,28 y=0,02моль Ag (2балла)

4)рассчитываем массовые доли компонентов смеси:

а) m (Cu)=0,01*64= 0,64г. w(Cu)= 0,64/2,8= 0,2286 или 22,86%

m(Ag)= 0,02*108=2,16г. w(Ag)= 2,16/2,8= 0,7714 или 77,14% (2 балла)

максимальная оценка – 7 баллов

Задания для школьного этапа олимпиады по химии 10 класс

Задание 1.

Какие газы можно получить, имея в своем распоряжении следующие вещества:

хлорид натрия, серную кислоту, нитрат аммония, воду, нитрит аммония, соляную кислоту, перманганат калия, гидроксид натрия, карбид алюминия, карбид кальция и сульфит натрия?

Напишите все уравнения возможных реакций, укажите условия их протекания.

Задание 2.

Для трех химических элементов А, В и С известно, что они принимают участие в следующих превращениях:

С 2 + 3В 2 2СВ 3

4СВ 3 + 5А 2 4СА + 6В 2 А

4СВ 3 + 3А 2 = 2С 2 + 6В 2 А

С 2 + А 2 = 2 СА

4СА 2 + 2В 2 А + А 2 = 4ВСА 3

О каких элементах идет речь в задании? Запишите уравнения реакций.

Задание 3.

При растворении 11,5 г смеси алюминия, магния и меди в соляной кислоте выделилось 5,6 л (н.у.) газа. Нерастворившийся остаток переведен в раствор концентрированной азотной кислотой. При этом выделилось 4,48 л (н.у.) газа. Определите массовые доли (в%) компонентов исходной смеси.

Задание 4.

Дана схема реакции:

KI + KMnO 4 + H 2 SO 4 → I 2 + K 2 SO 4 + MnSO 4 + H 2 O

1.Определите степени окисления элементов.

2. Составьте уравнение электронного баланса

3. Определите окислитель и восстановитель

4. Расставьте коэффициенты в данном уравнении.

5. Перечислите области применения вещества, формула которого KMnO 4

Задание 5.

В периодической системе есть девять элементов, названия которых в русском языке являются существительными «не мужского рода». Для каждого их этих элементов ниже приведены характерные реакции, в которых они зашифрованы буквой «Э ». Определите элементы для каждой реакции:

1) 2Н 2 Э + Э О 2 → 3Э + 2Н 2 О;

2) Э Cl 3 + KI → Э Cl 2 + KCl +1/2 I 2 ;

3) Э NO 3 + KCl → Э Cl↓ + KNO 3 ;

4) Э + 3HNO 3 конц. + 4HCl конц. → H[Э Cl 4 ] + 3NO 2 +3H 2 O;

5) Э Cl 2 + 4NH 3 →[Э (NH 3) 4 ]Cl 2 (синий);

Э (катализатор), 800°С

6) 4NH 3 + 5O 2 4NO + 6H 2 O;

7) 2 Э + O 2 2ЭО

8) Э Cl 2 + Cl 2 → Э Cl 4 ;

9) Э 2 O 3 + 4 HNO 3 конц. + (х -2) Н 2 О → Э 2 О 5 ·х Н 2 О + 4NO 2

Задание 6.

В результате реакции фосфата кальция с магнием при

нагревании образуются два вещества, одно из которых

взаимодействует с водой, при этом выделяется бесцветный ядовитый

газ, обладающий чесночным запахом. Последний окисляют

кислородом воздуха.

Напишите уравнения всех указанных химических процессов, назовите

их продукты.

Рассчитайте объем воздуха (н.у.), необходимый для окисления газа,

если в первой из указанных реакций было использовано 2.4 г магния.

Ответы 10 класс

Задание 1.

1) 2NaCl (тв.) + H 2 SO 4 (конц.) Na 2 SO 4 + 2HCl

или NaCl (тв.) + H 2 SO 4 (конц.) NaHSO 4 + HCl

NH 4 NO 3 = N 2 O + 2H 2 O

Согласно принципу Ле Шателье: если на систему, находящуюся в равновесии, оказать внешнее воздействие, то в результате протекающих в ней процессов положение равновесия смещается в сторону, ослабляющее это воздействие, при уменьшении давления равновесие в обратимом процессе смещается в сторону увеличения давления.

а) N 2 O 4 (г) ⇄ 2NO 2 (г),

процесс протекает с увеличением объема (1

б) 2NO (г) + О 2 (г) ⇄ 2NO 2 (г),

процесс протекает с уменьшением объема (3 > 2), т.е увеличением давления, поэтому равновесие смещается в исходных веществ.

в) 3Fe 2 O 3 (к) + СО (г) ⇄ 2Fe 3 O 4 (к) + СО 2 (г),

процесс протекает без изменения объема, уменьшение давления не оказывает влияния на состояние равновесия.

Пример 8.

Объясните, почему нельзя тушить воспламенившийся металлический кальций водой. Напишите уравнения реакций.

Решение:

Металлический кальций реагирует с водой, поэтому добавление воды к горящему кальцию только усилит процесс. Запишем уравнение реакции взаимодействия кальция с водой:

Ca + 2H 2 O = Ca(OH) 2 + H 2 .

Пример 9.

Напишите уравнения реакций в молекулярной и ионной форме, при помощи которых можно осуществить следующие превращения: Cl -  Сl 2  Cl -  AgCl.

Решение:

1. Взаимодействие оксида марганца (IV) с концентрированной соляной кислотой:

молекулярная форма:

4HCl + MnO 2 = MnCl 2 + Cl 2 + 2H 2 O,

ионная форма

4H + + 2Cl - + MnO 2 = Mn 2+ + Cl 2 + 2H 2 O.

Электролиз расправа хлорида натрия:

молекулярная форма:

молекулярная форма:

2NaCl 2Na + Cl 2 ,

ионная форма

2Na + + 2Cl - 2Na + Cl 2 .

2. Взаимодействие хлора с раствором бромида натрия:

молекулярная форма:

Cl 2 + 2NaBr = 2NaCl + Br 2 ,

ионная форма:

Cl 2 + 2Br - = 2Cl - + Br 2 .

Взаимодействие металлического натрия и газообразного хлора:

молекулярная форма:

2Na + Cl 2 = 2NaCl.

3. Взаимодействие раствора хлорида натрия с раствором нитрата серебра:

NaCl + AgNO 3 = AgCl + NaNO 3 ,

ионная форма:

Cl - + Ag + = AgCl.

Пример 10.

Решение:

1. Взаимодействие меди с разбавленной азотной кислотой:

Cu + 6HNO 3 = Cu(NO 3) 2 + 4NO + H 2 O.

2. Окисление меди кислородом:

2Cu + O 2 = 2CuO.

3. Взаимодействие меди с концентрированной соляной кислотой в присутствии кислорода:

2Cu + O 2 + 4HCl = 2CuCl 2 + 2H 2 O.

4. Взаимодействие раствора хлорида меди (II) с раствором гидроксида натрия:

CuCl 2 + 2NaOH = Cu(OH) 2 + 2NaCl.

5. Термическое разложение гидроксида меди (II):

Cu(OH) 2 = CuO + H 2 O.

6. Взаимодействие нитрата меди (II) с раствором гидроксида натрия:

Cu(NO 3) 2 + 2NaOH = Cu(OH) 2 + 2NaNO 3 .

7. Термическое разложение нитрата меди (II):

2Cu(NO 3) 2 = 2CuO + 4NO 2 + O 2 .

8. Взаимодействие оксида меди (II) с соляной кислотой:

CuO + 2HCl = CuCl 2 + H 2 O.

Задачи для самостоятельного решения

Вариант 1

    Напишите уравнения реакций, показывающие свойства гидроксида алюминия.

    Покажите, как при помощи одного реагента определить, в какой из склянок находятся сухие соли: хлорид натрия, карбонат натрия, сульфид натрия. Напишите уравнения соответствующих реакций.

    Получите основной карбонат меди из металлической меди, используя возможно меньшее число реактивов. Запишите уравнения соответствующих реакций.

    Для нейтрализации 10,0 г раствора, содержащего смесь хлороводородной и бромоводородной кислот, потребовалось 2,5 г 3,2 %-ного раствора NaOH, а при действии на раствор той же массы раствором нитрата серебра выпало 0,3315 г осадка. Определите массовые доли (%) кислот в исходном растворе.

    Напишите уравнения взаимодействия гидроксида железа (III) с концентрированной соляной и разбавленными серной и азотной кислотами.

    Вычислите, какое количество технического цинка, содержащего 96 % цинка и 27,5 %-ного раствора HCl должно быть израсходовано для получения 1 т 45 %-ного раствора хлорида цинка.

    Укажите, какой элемент окисляется и какой восстанавливается в следующих реакциях: а) NH 3 + O 2  N 2 + H 2 O; б) KI + Cu(NO 3) 2  CuI + I 2 + KNO 3 . Расставьте коэффициенты, укажите переход электронов.

    В одном колхозе под коноплю было внесено на каждый гектар: фосфорных удобрений – 60 кг (в пересчете на Р 2 О 5), калийных удобрений – 150 кг (в пересчете на К 2 О) и медного купороса – 10 кг. Считая, для простоты, что последний не содержит примесей, укажите, сколько молей каждого из остальных оксидов приходится на 1 моль оксида меди (II).

    Укажите, как надо изменить температуру и давление (увеличить или уменьшить), чтобы равновесие в реакции разложения карбоната кальция: CaCO 3 (к) ⇄ CaO (к) + СО 2 (г) - 178 кДж сместить в сторону продуктов разложения.

    Объясните, почему растворы гидроксидов натрия и калия разрушают стеклянную посуду, особенно при длительном кипячении. Напишите уравнения реакций.

    Напишите уравнения реакций в молекулярной и ионной формах, при помощи которых можно осуществить следующие превращения: CO 3 2-  CaCO 3  Ca 2+  CaSO 4 .

    Напишите уравнения реакций, при помощи которых можно осуществить следующие превращения:

Вариант 2

    Напишите уравнения взаимодействия разбавленной и концентрированной серной кислоты: а) с медью; б) с цинком; в) со свинцом.

    Покажите, с помощью каких реакций можно различить растворы серной, азотной и соляной кислот. Напишите уравнения соответствующих реакций.

    Вам выданы вещества: нитрат кальция, серная кислота, едкий натр, карбонат калия. Как, пользуясь только этими реактивами, получить нитрат натрия двумя способами? Запишите уравнения соответствующих реакций.

    Сера и алюминий, содержащиеся в смеси, взаимодействовали между собой. Продукт реакции обработали горячей водой. Часть выделившегося газа пропустили через хлорную воду, отделили выпавший осадок, а к раствору добавили избыток нитрата серебра. Образовалось 8,61 г белого творожистого осадка. Другую часть газа пропустили через 145 мл 10 %-ного раствора сульфата меди (плотность 1,1 г/мл), в результате чего концентрация сульфата меди в растворе стала равной 6,09 %. Рассчитайте массу серы, вступившей в реакцию. Напишите уравнения всех реакций.

    Укажите, какие известны «извести». Напишите их химический состав и уравнения получения.

    Вычислите, сколько грамм хрома можно получить при взаимодействии оксида хрома (III) с кремнием, масса которого 10 г. Выход продукта 90 %.

    Определите степени окисления каждого элемента и расставьте коэффициенты в следующих схемах: а) Fe + FeI 3  FeI 2 ; б) H 2 S + I 2 + H 2 O  H 2 SO 4 + HI.

    В одном колхозе внесли под яровую пшеницу удобрения из расчета: аммиачной селитры – 150 кг, суперфосфата (содержащего 30 % усвояемого Р 2 О 5) – 300 кг и хлорида калия – 100 кг на гектар. Вычислите, сколько это составляет в пересчете на азот, дигидрофосфат кальция и оксид калия.

    Укажите, как повлияет увеличение давления на равновесие в системах: а) SO 2 (г) + Cl 2 (г) ⇄ SO 2 Cl 2 (г); б) Н 2 (г) + Br 2 (г) ⇄ 2HBr (г).

    Покажите, как химическим путем удалить с алюминиевого изделия продукты коррозии (оксид и гидроксид алюминия), не причиняя ущерба металлу. Напишите уравнения реакций.

    Покажите, какие из смесей: а) оксида и гидроксида металла; б) металла и оксида металла – дают при взаимодействии с водой раствор только одного вещества. Приведите примеры, напишите уравнения реакций.

    Напишите уравнения реакций, при помощи которых можно осуществить следующие превращения:

Ca  Ca(OH) 2  CaCO 3  CaO  Ca(OH) 2  CaCl 2  Ca.

Вариант 3

    Напишите ионные уравнения реакций обмена, если:

    одно из образующихся веществ мало диссоциирует на ионы, второе нерастворимо;

    одно из образующихся веществ растворимо, второе нет;

    реакция обратима;

    одно из образующихся веществ растворимо, второе выделяется в виде летучего вещества.

    В трех пробирках находятся сухие вещества: оксид кальция, оксид алюминия, оксид фосфора. Покажите, с помощью каких реагентов можно различить эти вещества. Напишите уравнения реакций.

    Выданы концентрированная соляная кислота, вода, диоксид марганца, медь и цинк в виде тонких проволок. Как, используя эти вещества, получить хлорид цинка и хлорид меди (II) в виде кристаллогидратов? Опишите ход выполнения работы, составьте уравнения химических реакций, укажите условия их протекания.

    При сжигании 0,896 л (н. у.) смеси СО и СО 2 в избытке кислорода было израсходовано 0,112 л кислорода, образовавшаяся газовая смесь пропущена через раствор, содержащий 2,96 г гашеной извести. Определите состав исходной газовой смеси (в % по объему), а также состав и массу образовавшегося осадка.

    Покажите, как могут быть получены гидроксиды щелочноземельных металлов. Гидроксид какого элемента является наиболее сильной щелочью? Укажите, какие технические названия носят гидроксиды кальция и бария.

    При промышленном получении медного купороса медный лом окисляется при нагревании кислородом воздуха и полученный оксид меди (II) растворяется в серной кислоте. Вычислите расход меди и 80 %-ной H 2 SO 4 на 1 т CuSO 4  5H 2 O, если выход продукта 75 %.

    Напишите уравнения реакций: а) йодида магния с бромом; б) магния с раствором бромоводородной кислоты. Укажите, какой элемент в каждом случае является окислителем и какой восстановителем, покажите переход электронов.

    В одном колхозе внесли под картофель, помимо навоза, следующие массы минеральных удобрений на гектар: гранулированного суперфосфата, содержащего 12,5 % усвояемого P 2 O 5 – 0,15 т, аммиачной селитры – 0,1 т и хлорида калия, содержащего 90 % KCl – 0,1 т. Пересчитайте, каким массам гидрофосфата кальция, азота и оксида калия это соответствует.

    Реакция протекает по уравнению: 2SO 2 (г) + O 2 (г) ⇄ 2SO 3 (ж) + 284,2 кДж. Изменением каких параметров можно добиться смещения равновесия в сторону образования оксида серы (VI)?

    Напишите уравнения всех реакций, которые могут протекать при хранении металлических лития и натрия на воздухе.

    Сохранятся ли ионы натрия: а) при взаимодействии гидроксида натрия с соляной кислотой; б) при взаимодействии гидроксида натрия с хлоридом меди (II). Напишите уравнения соответствующих реакций.

    Напишите уравнения реакций, при помощи которых можно осуществить следующие превращения:

Вариант 4

    Объясните, как диссоциируют на ионы водные растворы амфотерных оснований. Приведите примеры таких оснований и покажите диссоциацию их на ионы.

    Укажите, при помощи какого одного реагента можно распознать растворы трех веществ: хлорида калия, хлорида алюминия и хлорида магния.

    В лаборатории имеются железо, соляная кислота, едкий натр, карбонат кальция, оксид меди (II). Можно ли получить 12 новых неорганических веществ, если использовать эти реактивы и продукты их взаимодействия в качестве исходных? Напишите уравнения соответствующих реакций.

    Имеется смесь азота и водорода. Азот получен термическим разложением 12,8 г нитрита аммония, водород – «растворением» 19,5 г цинка в избытке разбавленной серной кислоты. В соответствующих условиях газы прореагировали, а затем их пропустили через 100 мл 32 %-ного раствора серной кислоты (плотность 1,22 г/мл). Определите, какой газ оказался в избытке и какова массовая доля (%) соли в растворе. Считать, что все реакции проходят с выходом 100 %.

    Укажите, какой состав имеют «сода каустическая», «сода кристаллическая», «сода кальцинированная», «сода питьевая». Запишите уравнения реакций их получения.

    Вычислите, сколько меди (в г) получится из 500 г халькопирита CuFeS 2 при его взаимодействии с оксидом кремния (IV) в атмосфере кислорода. Выход продукта 75 %.

    Укажите, какой элемент окисляется и какой восстанавливается в следующих реакциях: а) MnS + HNO 3 (конц.)  MnSO 4 + NO 2 + H 2 O; б) Al + V 2 O 5  V + Al 2 O 3 . Расставьте коэффициенты, укажите переход электронов.

    Объясните, почему нитрат калия называют безбалластным удобрением. Вычислите содержание в нем питательных элементов.

    При определенных условиях реакция хлороводорода с кислородом является обратимой: 4HCl (г) + O 2 (г) ⇄ 2Cl 2 (г) + 2Н 2 О (г) + 116,4 кДж. Покажите, какое влияние на равновесное состояние системы окажут: а) увеличение давления; б) повышение температуры; в) введение катализатора.

    Объясните, на чем основано применение нагретого кальция для очистки аргона от примеси кислорода и азота. Напишите уравнения реакций.

    Приведите примеры реакций, при которых происходят процессы, выраженные следующими схемами: а) Al 0  Al 3+ ; б) Al 3+ + OH -  Al(OH) 3 .

    Напишите уравнения реакций, при помощи которых можно осуществить следующие превращения:

ЗАДАНИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 10 КЛАССА

ЗАДАНИЕ 1

Задание включает материал по химии углеводородов предельного и непредельного рядов: строение, изомерия и номенклатура, свойства, получение. Решение расчетных задач предполагает использование основных понятий химии: относительная атомная и молекулярная масса, моль, молярная масса, молярный объем, относительная плотность газа.

Примеры решения задач

Пример 1.

    Назовите по номенклатуре ИЮПАК каждое из следующих соединений:

а)
б)

Решение:

а) 2метил3,3диметилпентан;

б) цис-пропилэтилэтилен (цис-гептен-3)

Пример 2.

Охарактеризуйте стадии инициирования, роста и обрыва цепной реакции:

СН 3 СН 2 СН 3 + Br 2
СН 3 СHBrСН 3 +HBr.

Решение:

а) инициирование:

б) рост цепи:

CH 3 CH 2 CH 3 + Br  CH 3 HCH 3 + HBr.

в) обрыв цепи:

CH 3 HCH 3 + Br  СН 3 СHBrСН 3 .

Пример 3.

Закончите уравнения следующих реакций и укажите реакции, протекающие по радикальному механизму:

а) С 2 Н 6 + Cl 2 ;

б) C 2 H 4 + HBr ;

в) H 2 C = CH – CH 3 + HBr ;

г) С 3 Н 8 +HNO 3 (разб.)
.

Назовите продукты реакций.

Решение:

а) C 2 H 6 + Cl 2 C 2 H 5 Cl + HCl;

механизм радикальный, продукты реакции: C 2 H 5 Cl – хлорэтан и HCl – хлороводород.

б) C 2 H 4 + HBr  С 2 Н 5 Br;

продукт реакции: С 2 Н 5 Br – бромэтан.

в) H 2 C = CH - CH 3 + HBr  H 3 C - CHBr - CH 3 ;

продукт реакции: H 3 C – CHBr – CH 3 – 2-бромпропан.

г) С 3 Н 8 +HNO 3 (разб.) H 3 C - CH(NO 2) - CH 3 + H 2 O;

механизм радикальный, продукты реакции: H 3 C – CH(NO 2) – CH 3 – 2-нитропропан и H 2 O – вода.

Пример 4.

Напишите схему химических реакций, позволяющих получить из метана хлоропрен:

.

Решение:

CH 4
CH 3 Cl
C 2 H 6 C 2 H 5 Cl C 4 H 10


.

Пример 5.

При пропускании 2 л смеси пропана и пропилена через жидкий бром масса склянки с бромом увеличилась на 1,1 г. Определите объемный состав смеси и массу получившихся продуктов.

Дано:

V (смеси) = 2 л

m (склянки) = 1,1 г

M (Br 2) = 160 г/моль

М (C 3 H 6 Br 2) = 202 г/моль

Найти:

V (пропана в смеси)

V (пропилена в смеси)

m (продуктов)

Решение:

Найдем количество вещества в смеси, пользуясь следствием из закона Авогадро:

1 моль – 22,4 л

n моль – 2 л

т (смеси) = 0,0892 моль.

С бромом при н. у. взаимодействует только пропилен. Составим уравнение реакции:

С 3 H 6 + Br 2 = C 3 H 6 Br 2 .

Пусть в реакцию вступает х г брома, тогда масса образовавшегося дибромпропана равна (1,1 + х ). Тогда количество вещества бром равно
, а количество вещества дибромпропан равно
. Согласно уравнению реакции 1 моль брома дает 1 моль дибромпропана, следовательно:химик»

  • Выпуск 5 опыт информатизации образовательных учреждений ведущих заочную работу со школьниками накопленный в ходе реализации программы elsp/в3/gr/001

    Программа

    Cat=phys Раздел Библиотека Заочная школа «Юный химик» ТГУ Курс для профильного обучения «Неорганическая химия» ... равновесий в химии» Учебно-методическое пособие «Задачи и упражнения для заочной школы «Юный химик» . 9-11 классы /schools/chem/lib ...

  • Информационно-аналитические материалы о ходе и результатах работы по программе ELSP/В3/Gr/001 проекта ИСО «Развитие образовательных учреждений ведущих заочную учебную работу со школьниками»

    Аналитические материалы

    Пособие «Задачи и упражнения для заочной школы «Юный химик» (9 класс, 10 класс, 11 класс) программа; примеры решения задач ; задачи для самостоятельного...

  • Мониторинг деятельности по переводу учебно-методических материалов в современные цифровые форматы хранения

    Документ

    10. Математика до вуза + + 24 Заочная школа «Юный химик» Томского государственного университета Все учебно... в химии» + + 19 3 - + 3. Учебно-методическое пособие «Задачи и упражнения для заочной школы «Юный химик» . 9-11 классы + + + Апробации не было...

  • Перечень учебно-методических материалов переведенных в современные цифровые форматы хранения

    Документ

    11 класс Математика до вуза Заочная школа «Юный химик» Томского государственного университета Учебно-методическое... равновесий в химии» Учебно-методическое пособие «Задачи и упражнения для заочной школы «Юный химик» . 9-11 классы /schools/chem/lib ...

  • Задания для школьного этапа олимпиады школьников по химии 11 класс.

    Задание 1.

    В Периодической системе имеется десять элементов, в обозначении которых вторая буква – это «е». Для каждого из этих элементов ниже приведены характерные реакции. Заглавная буква обозначена знаком « ? ». Расставьте элементы по местам.

    1) D + T → ? e + n;

    2) ? eO 4 → ? e + 2O 2 ;

    3) ? e + O 3 , F 2 и т п. → не идет;

    4) 2Au + 6H 2 ? eO 4 (нагр.) → 3 ? eO 2 + Au 2 (? eO 4 ) 3 + 6H 2 0;

    5) ? eCl 2 + 4NaOH → Na 2 [ ? e(OH) 4 ] + 2NaCl;

    6) ? eO 3 + 3H 2 O → H 6 ? eO 6 ;

    7) ? e(OH) 4 + 4HCl → ? eCl 3 + 1/2Сl 2 + 4H 2 0;

    8) ? eCl 4 + Li → ? eH 4 + Li;

    9) ? eCl 2 + K 3 [ ? e(CN) 6 ] → K ? e[ ? e(CN) 6 ]↓ (синий осадок);

    10) 2H ? eO 4 + 7H 2 S → ? e 2 S 7 ↓ + 8H 2 0.

    Задание 2.

    Химик получил образцы трех металлов серебристо-белого цвета и нашел способ как их быстро различить. Для этого он подверг образцы действию кислот и раствора гидроксида натрия. Результаты его исследования представлены ниже.

    Условные обозначения: «+» - реакция идет, «–» - металл не реагирует.

    Определите какие металлы могли быть получены химиком и напишите соответствующие уравнения реакций.

    Задание 3.

    Небольшой кусочек пластикового одноразового стаканчика нагрели без доступа воздуха до 400°С. В результате нагревания был получен углеводород Х (содержание углерода 92,26% по массе, плотность его паров по кислороду 3,25). Известно, что при окислении углеводорода Х раствором перманганата калия в кислой среде в качестве единственного органического продукта образуется бензойная кислота.

    1. Рассчитайте молекулярную формулу Х.

    2. Приведите структурную формулу, и название углеводорода Х . Как называется исходный полимер?

    3. Напишите уравнение реакции (со всеми продуктами и стехиометрическими коэффициентами) окисления углеводорода Х раствором перманганата калия, подкисленного серной кислотой.

    Задание 4.

    Юный химик Петя получил от мамы задание купить в магазине 1 л пищевого уксуса (массовая доля уксусной кислоты СН3СООН 9 %) для домашнего консервирования. Придя в магазин, он обнаружил, что в продаже есть только уксусная эссенция (массовая доля уксусной кислоты – 70 %). Петя решил, что сможет самостоятельно приготовить из неё пищевой уксус. Дома в справочнике ему удалось найти значения плотности для 9-процентного раствора уксусной кислоты – 1,012 г/мл и для 70-процентного – 1,069 г/мл. Из оборудования у Пети имеются только мерные цилиндры различного объёма.

    1. Какое правило техники безопасности следует соблюдать при приготовлении разбавленных растворов из концентрированных кислот?
    2. Какое из доступных в домашних условиях веществ следует иметь под рукой Пете, если кислота попадёт на кожу? Назовите это вещество и его действие на кислоту отразите в уравнении реакции.
    3. Какой объём уксусной эссенции должен отмерить Петя, чтобы приготовить 1 л 9 % раствора уксусной кислоты?

    Задание 5.

    В лаборатории имеются железо, соляная кислота, едкий натр, карбонат кальция, оксид меди (II). Используя эти вещества, а также продукты их взаимодействия, приведите не менее 10 уравнений реакций получения новых неорганических веществ.

    Задание 6.

    При растворении 2,8 г сплава меди и серебра в концентрированной азотной кислоте образовалось 5.28г смеси нитратов. Определите массовые доли металлов в сплаве.

    Ответы 11 класс

    Задание 1.

    Ответ:

    Баллы

    Даже если решающий не сможет определить все элементы по реакциям, это можно сделать с помощью Периодической системы, учитывая, что максимальная степень окисления элемента не может быть больше номера группы.

    1) D + T → Нe + n;

    2) Хe O 4 → Хe + 2O 2 ;

    3) Ne + O 3 , F 2 и т п. → не идет;

    4) 2Au + 6H 2 Se O 4 (нагр.) → 3 Se O 2 + Au 2 (Se O 4 ) 3 + 6H 2 0;

    5) Be Cl 2 + 4NaOH → Na 2 [ Be (OH) 4 ] + 2NaCl;

    6) Te O 3 + 3H 2 O → H 6 Te O 6 ;

    7) Ce (OH) 4 + 4HCl → Ce Cl 3 + 1/2Сl 2 + 4H 2 0;

    8) Ge Cl 4 + Li → Ge H 4 + Li;

    9) Fe Cl 2 + K 3 → K Fe [ Fe (CN) 6 ]↓ (синий осадок);

    10) 2H Re O 4 + 7H 2 S → Re 2 S 7 ↓ + 8H 2 0.

    Максимальный балл

    Задание 2.

    По совокупности свойств, т.е. по поведению в реакциях с кислотами и гидроксидом натрия заключаем: I металл - серебро,(медь не подходит по цвету), металл II - алюминий, металл III - цинк.
    Уравнения реакций:
    2Al + 6HCl = 2AlCl 3 + 3H 2
    Zn + 2HCl = ZnCl 2 + 2H 2
    Ag + 2HNO 3 (конц.) = AgNO 3 + NO 2 + H 2 O
    Al + HNO 3 (конц.) Нет реакции
    Zn + 4HNO
    3 (конц.) + Zn(NO 3 )2 + 2NO 2 + 2H 2 O
    Zn + 2NaOH + 2H 2 O = Na 2 + H 2
    2Al + 6NaOH + 6H 2 O = 2Na 3 + 3H 2 (7 баллов)

    Задание 3.

    Ответ:

    (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

    Баллы

    1. Мr(X) = 3,25·32 = 104 а.е.м.

    Найдем молекулярную формулу углеводорода Х:

    С: Н = 0,9226/12,01: 0,0774/1,008 = 1: 1, с учетом молекулярной массы получаем С 8 Н 8 .

    2. Поскольку при окислении углеводорода Х раствором перманганата калия в кислой среде в качестве единственного органического продукта образуется бензойная кислота (С 6 Н 5 СООН), то его молекула содержит в своем составе бензольное кольцо с одним заместителем.

    Вычитая из брутто-формулы С 8 Н 8 фрагмент С 6 Н 5 , получаем заместитель С 2 Н 3 . Единственно возможный вариант заместителя – винил, а углеводород Х – стирол (винилбензол).

    Следовательно, полимер, из которого был изготовлен одноразовый стаканчик, – полистирол.

    3. Уравнение реакции окисления стирола раствором KMnO 4 , подкисленного H 2 SO 4 :

    2KMnO 4 + 3H 2 SO 4 → + СО 2 + 2 MnSO 4 + K 2 SO 4 +4H 2 O

    Все элементы ответа записаны неверно

    Максимальный балл

    Задание 4.

    1. Вливать воду в кислоту (1 балл).
    2. Пищевая сода или гидрокарбонат натрия (1балл).

    NaHCO3 + СН3СООН = СН3СООNa + H2O реакция нейтрализации (2 балла).

    1. Рассчитана масса уксусной кислоты в 9 % - ном растворе - 91,08 г (1 балл).

    Рассчитана масса раствора уксусной эссенции – 130,1 г (1балл).

    Рассчитан объём уксусной эссенции – 121,7 мл или ≈ 122 мл (1балл).

    Итого: 7 баллов.

    Задание 5.

    Возможные варианты ответа:

    Fe + 2HCl = FeCl 2 + H 2

    HCl + NaOH = NaCl + H 2 O

    2HCl + CaCO 3 = CaCl 2 + H 2 O + CO 2

    CuO + 2HCl = CuCl 2 + H 2 O

    2NaOH + CO 2 = Na 2 CO 3 + H 2 O; NaOH + CO 2 = NaНCO 3 + H 2 O

    CuO + H 2 = Cu + H 2 O

    FeCl 2 + 2NaOH = Fe(OH) 2 + 2NaCl

    3Fe + 4H 2 O = Fe 3 O 4 + 4H 2

    CaCO 3 = CaO + CO 2

    CuO + CO 2 = CuCO 3

    Fe 3 O 4 + 8HCl = FeCl 2 + 2FeCl 3 + 4H 2 O и т.д.

    Задание 6.

    1. Уравнения реакций:

    Cu+ 4 HNO 3 = Cu(NO 3 ) 2 + 2NO 2 + 2H 2 O

    Ag+ 2HNO 3 = AgNO 3 + NO 2 +H 2 O (1балл)

    1. Вводим обозначения: n(Cu)=xмоль n(Ag)= yмоль; тогда

    а) m(Cu)=64x, m (Ag)=108y

    m (смеси)= 64x+108y=2,8

    б) по уравнению (1) n(Cu(NO 3 ) 2 =x, m(Cu(NO 3 ) 2 = 188x;

    в) по уравнению (2) n (AgNO 3 )=y, m(AgNO 3 )= 170y

    г) m(смеси) = 188x+170y=5,28 (2 балла)

    3) составляем и решаем систему уравнений:

    64x+108y=2,8 x=0,01моль Cu

    188x+170y=5,28 y=0,02моль Ag (2балла)

    4)рассчитываем массовые доли компонентов смеси:

    а) m (Cu)=0,01*64= 0,64г. w(Cu)= 0,64/2,8= 0,2286 или 22,86%

    M(Ag)= 0,02*108=2,16г. w(Ag)= 2,16/2,8= 0,7714 или 77,14% (2 балла)

    Максимальная оценка – 7 баллов

    Задания для школьного этапа олимпиады по химии 10 класс

    Задание 1.

    Какие газы можно получить, имея в своем распоряжении следующие вещества:

    хлорид натрия, серную кислоту, нитрат аммония, воду, нитрит аммония, соляную кислоту, перманганат калия, гидроксид натрия, карбид алюминия, карбид кальция и сульфит натрия?

    Напишите все уравнения возможных реакций, укажите условия их протекания.

    Задание 2.

    Для трех химических элементов А, В и С известно, что они принимают участие в следующих превращениях:

    1. С 2 + 3В 2 2СВ 3
    2. 4СВ 3 + 5А 2 4СА + 6В 2 А
    3. 4СВ 3 + 3А 2 = 2С 2 + 6В 2 А
    4. С 2 + А 2 = 2 СА
    5. 4СА 2 + 2В 2 А + А 2 = 4ВСА 3

    О каких элементах идет речь в задании? Запишите уравнения реакций.

    Задание 3.

    При растворении 11,5 г смеси алюминия, магния и меди в соляной кислоте выделилось 5,6 л (н.у.) газа. Нерастворившийся остаток переведен в раствор концентрированной азотной кислотой. При этом выделилось 4,48 л (н.у.) газа. Определите массовые доли (в%) компонентов исходной смеси.

    Задание 4.

    Дана схема реакции:

    KI + KMnO 4 + H 2 SO 4 → I 2 + K 2 SO 4 + MnSO 4 + H 2 O

    1.Определите степени окисления элементов.

    2. Составьте уравнение электронного баланса

    3. Определите окислитель и восстановитель

    4. Расставьте коэффициенты в данном уравнении.

    5. Перечислите области применения вещества, формула которого KMnO 4

    Задание 5.

    В периодической системе есть девять элементов, названия которых в русском языке являются существительными «не мужского рода». Для каждого их этих элементов ниже приведены характерные реакции, в которых они зашифрованы буквой « Э ». Определите элементы для каждой реакции:

    1) 2Н 2 Э + Э О 2 → 3 Э + 2Н 2 О;

    2) Э Cl 3 + KI → Э Cl 2 + KCl +1/2 I 2 ;

    3) Э NO 3 + KCl → Э Cl↓ + KNO 3 ;

    4) Э + 3HNO 3конц. + 4HCl конц. → H[ Э Cl 4 ] + 3NO 2 +3H 2 O;

    5) Э Cl 2 + 4NH 3 →[ Э (NH 3 ) 4 ]Cl 2 (синий);

    Э (катализатор), 800°С

    300°C

    7) 2 Э + O 2 2ЭО

    8) Э Cl 2 + Cl 2 → Э Cl 4 ;

    9) Э 2 O 3 + 4 HNO 3конц. + (х -2) Н 2 О → Э 2 О 5 · х Н 2 О + 4NO 2

    Задание 6.

    В результате реакции фосфата кальция с магнием при

    нагревании образуются два вещества, одно из которых

    взаимодействует с водой, при этом выделяется бесцветный ядовитый

    газ, обладающий чесночным запахом. Последний окисляют

    кислородом воздуха.

    Напишите уравнения всех указанных химических процессов, назовите

    их продукты.

    Рассчитайте объем воздуха (н.у.), необходимый для окисления газа,

    если в первой из указанных реакций было использовано 2.4 г магния.

    Ответы 10 класс

    Задание 1.

    1) 2NaCl (тв.) + H 2 SO 4 (конц.) Na 2 SO 4 + 2HCl

    Или NaCl (тв.) + H 2 SO 4 (конц.) NaHSO 4 + HCl

    1. NH 4 NO 3 = N 2 O + 2H 2 O
    2. NH 4 NO 2 = N 2 + 2H 2 O
    3. 2KMnO 4 = K 2 MnO 4 + MnO 2 + O 2
    4. 2KMnO 4 + 16HCl = 2KCl + 2MnCl 2 + 5Cl 2 + 8H 2 O

    или 2NaCl + 2H 2 O 2NaOH + H 2 + Cl 2

    1. Al 4 C 3 + 12H 2 O = 4Al(OH) 3 + 3CH 4
    2. CaC 2 + 2H 2 O = Ca(OH) 2 + C 2 H 2
    3. 2H 2 O 2H 2 + O 2
    4. NH 4 NO 3 + NaOH = NaNO 3 + NH 3 + H 2 O
    5. Na 2 SO 3 + H 2 SO 4 = Na 2 SO 4 + H 2 O + SO 2

    Итого: 10 баллов

    Задание 2.

    1. N 2 + 3H 2 2NH 3
    2. 4NH 3 + 5O 2 4NO + 6H 2 O
    3. 4NH 3 + 3O 2 = 2N 2 + 6H 2 O
    4. N 2 + O 2 = 2NO
    5. 4NO 2 + 2H 2 O + O 2 = 4HNO 3

    А – кислород, В – водород, С – азот.

    За каждое уравнение реакции 1 балл

    Итого: 5 баллов

    Задание3.

    1) Медь не взаимодействует с соляной кислотой.

    4,48 л

    Cu + 4 HNO 3 = Cu(NO 3 ) 2 +2NO 2 + 2H 2 O

    n(NO 2 ) = 4,48/22,4 = 0,2 моль;

    N(Cu) = 0,1 моль; m(Cu) = 64 x 0,1 = 6,4 г 1 балл

    Х моль 1,5 х моль

    2) 2Al + 6HCl = 2AlCl 3 + 3H 2

    Y моль y моль

    Mg + 2HCl = MgCl 2 + H 2 2 балла

    3) Определение количества вещества водорода: n(H 2 ) = 5,6/22,4 = 0,25 моль; 1 балл

    4) Составлена система с двумя неизвестными:

    x + 1,5y = 0,25

    24x + 27y = 5,1 2 балла

    5) Решена система с двумя неизвестными (определены значения «х» и «y») 2 балла

    Х = 0,1; у = 0,1

    6) Определены массы и массовые доли компонентов смеси.

    M(Al) = 2,7г; m(Mg) = 2,4г 1 балл

    ώ (Al) = 2,7/11,5 = 0,2348 или 23,48%

    ώ(Mg) = 2,4/11,5 = 0,2087 или 20,87%. 1 балл

    ώ (Cu) = 6,4/11,5 = 0,5565 или 55,65%

    Итого: 10 баллов

    Задание 4.

    1) Определены степени окисления элементов

    1-1 +1 +7 -2 +1 +6 -2 0 +1 +6 -2 +2 +6 -2 +1 -2

    KI + KMnO 4 + H 2 SO 4 → I 2 + K 2 SO 4 + MnSO 4 + H 2 O 1 балл

    2) Составлено уравнение электронного баланса и определены окислитель и

    Восстановитель:

    2 балла

    3) Расставлены коэффициенты в уравнении реакции:

    2KMnO 4 + 10KI + 8H 2 SO 4 = 5I 2 + 6K 2 SO 4 + 2MnSO 4 + 8H 2 O 2 балла

    4) Перечислены области применения перманганата калия:

    (лабораторный способ получения кислорода и хлора, химический анализ (перманганатометрия), окисление органических веществ и др.) всего 2 балла

    Итого: 7 баллов

    Задание 5.

    Ответ:

    (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

    Баллы

    Эти элементы - сера, железо, серебро, золото, медь, платина, ртуть, олово и сурьма. Все они кроме серы, металлы и все легко узнаваемы по характерным для них превращениям, либо по степеням окисления, характерным только для их положения в Периодической системе.

    1) 2Н 2 S + SО 2 → 3S + 2Н 2 О;

    2) FeCl 3 + KI → FeCl 2 + KCl +1/2 I 2 ;

    3) AgNO 3 + KCl → AgCl↓ + KNO 3 ;

    4) Au + 3HNO 3конц. + 4HCl конц. → H + 3NO 2 +3H 2 O;

    5)CuCl 2 + 4NH 3 →Cl 2 (синий);

    Pt(катализатор),800°С

    6) 4NH 3 + 5O 2 4NO + 6H 2 O;

    300°C 400°C

    7) 2Hg + O 2 2Hg O 2Hg + O 2 ;

    8) SnCl 2 + Cl 2 → SnCl 4 ;

    9) Sb 2 O 3 + 4 HNO 3конц. + (х-2) Н 2 О → Sb 2 О 5 ·х Н 2 О + 4NO 2

    Все элементы ответа записаны неверно

    Максимальный балл

    Задание 6.

    Ca 3 (PO 4 ) 2 + 8 Mg = Ca 3 P 2 + 8 MgO (фосфид кальция) (1балл)

    Ca 3 P 2 + 6 H 2 O = 3 Ca(OH) 2 + 2 PH 3 (г) (фосфин) (1 балл)

    2 PH 3 + 4 O 2 = 2 H 3 PO 4 (орто-фосфорная кислота) (1 балл)

    n (Mg) = 0.1 моль. n(О 2 ) = 0.05 моль. V(О 2 ) = 1.12 л. (2балла)

    V(воздуха, содержащего 21% кислорода) = 5.3 л.

    Максимальный балл- 5 баллов

    Задания для школьного этапа олимпиады по химии 9 класс

    Задание1.

    Задание 2.

    Задание 3.

    При решении задач мы часто сталкиваемся с выражением молярной массы вещества через молярную массу другого вещества, чаще всего – воздуха и водорода.

    Представьте, что вы открыли новую планету. Анализ состава атмосферы этой планеты приведен ниже: 48% N 2 , 19% О 2 , 15% Cl 2 , 8% Ne, 7% Ar, 2,9% Kr и 0,1% CO 2 .

    Рассчитайте молярную массу воздуха вашей планеты и плотность каждого составляющего атмосферы по воздуху этой планеты.

    Задание 4.

    Задание 6.

    Для получения раствора хлорида натрия рассчитанную заранее массу карбоната натрия растворили в 5,0%-ной соляной кислоте.

    Определите массовую долю хлорида натрия в полученном растворе.

    Ответы на задания 9 класс

    Задание 1.

    В склянках без этикеток находятся следующие вещества: сухие нитрат серебра, сульфид натрия, хлорид кальция; порошки серебра и алюминия, а также соляная и концентрированная азотная кислоты. В вашем распоряжении имеются вода, горелка и любое количество пробирок.

    Составьте уравнения реакций и укажите признаки, по которым можно определить каждое из указанных веществ.

    Количество баллов –10

    Ответ:

    (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

    Баллы

    1) AgNO 3 + HCl = AgCl↓ + HNO 3

    Белый

    2) CaCl 2 + 2AgNO 3 = 2AgCl↓ + Ca(NO 3 ) 2

    Белый

    3)Na 2 S + 2HCl = 2NaCl + H 2 S

    Запах тухлых яиц

    4) 2Al + 6HCl = 2AlCl 3 + 3H 2

    Бесцветный, без запаха

    5) Ag + 2HNO 3 = AgNO 3 + NO 2 + H 2 O

    Бурый, с резким запахом

    6) Na 2 S + 4HNO 3 = 2NaNO 3 + S↓ + 2NO 2 + 2H 2 O

    Желтый

    Все элементы ответа записаны неверно

    Максимальный балл

    Задание2.

    При пропускании оксида серы (IV) через раствор перманганата калия образовался раствор, в котором массовая доля серной кислоты равна 5%. Вычислите массовые доли остальных продуктов реакции в полученном растворе.

    Количество баллов –10

    Ответ:

    (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

    Баллы

    1) Составим уравнение реакции:

    5SO 2 + 2KMnO 4 + 2H 2 O = K 2 SO 4 + 2MnSO 4 + 2H 2 SO 4

    2) Найдем массу 2моль H 2 SO 4 – m(H 2 SO 4 ) = 2моль ∙ 98г/моль = 196г.

    3) Найдем массу 2моль MnSO 4 – m(MnSO 4 ) = 2моль ∙ 151г/моль = 302г.

    4) Найдем массу 1моль К 2 SO 4 – m(К 2 SO 4 ) = 1моль ∙ 174г/моль = 174г.

    5) Массовая доля каждого вещества равна: ω(в-ва) = m(в-ва) : m(р-ра). Поскольку все эти вещества находятся в одном растворе (т.е., масса раствора для них одинакова), то отношение их массовых долей равно отношению масс: ω(К 2 SO 4 ) : ω(H 2 SO 4 ) = m(К 2 SO 4 ) : m(H 2 SO 4 ) = 174: 196;

    откуда ω (К 2 SO 4 ) = 0,05 ∙ (174: 196) = 0.04 или 4,4%.

    6) ω(MnSO 4 ) : ω(H 2 SO 4 ) = m(MnSO 4 ) : m(H 2 SO 4 ) = 302: 196, откуда

    ω(MnSO 4 ) = 0.05 ∙ (302:196) =0,077 или 7,7%.

    Все элементы ответа записаны неверно

    Максимальный балл

    Задание 3.

    М(воздуха планеты)=0,48*28+0,19*32+0,15*71+0,08*20+0,07*40+0,029*83+0,001*44=

    37,021г/моль . (2 балла)

    D(N 2 )=28/37.021=0.7563

    D(O 2 )=0.8644; D(Cl 2 )=1.9178; D(Ne)=0.5402; D(Ar)=1.0805; D(Kr)=2.2420; D(CO 2 )=1.1858. (8 баллов )

    Максимальный балл - 10

    Задание 4.

    Рассмотрим образец этилмеркаптана массой 100 г.
    В таком образце m(C) = 38,7 г, m(H) = 9,6 г, m(S) = 51,7 г. (1 балл)
    n (С) = 38,7 г:12 г/моль = 3,2 моль (1 балл)
    n(Н) = 9,6 г: 1 г/моль = 9,6 моль
    (1 балл)
    n(S) = 51,7 г: 32 г/моль = 1,6 моль
    (1 балл)
    n(С) : n(Н) : n(S)= 3,2: 9,6: 1,6 = 2:6:1 => С2Н6S (2 балла)
    Максимальный балл – 6

    Задание 5.

    3Fe + 2O 2 = Fe 3 O 4
    Fe
    3 O 4 + 8HCl = FeCl 2 + 2FeCl 3 + 4H 2 O
    FeCl
    2 + 2NaOH = Fe(OH) 2 ↓ + 2NaCl
    FeCl
    3 + 3NaOH = Fe(OH) 3 ↓ + 3NaCl
    2Fe(OH)
    3 + Fe(OH) 2 → Fe 3 O 4 + 4H 2 O (t°, инертная атмосфера)
    Вещества: А - Fe
    3 O 4 ; В и С - FeCl 2 или FeCl 3 ; D и Е - Fe(OH) 2 или Fe(OH) 3 .

    Максимальный балл -5

    Задание 6.

    106 73 117 44

    Na 2 CO 3 + 2 HCl = 2 NaCl + CO 2 + H 2 O

    Х 5 Z У

    Возьмем 100 г 5%-ной соляной кислоты.

    С 5 г HCl реагирует Х = (106*5)/73 = 7,26 г Na 2 CO 3 , при этом из раствора выделяется

    У = (44*5)/73 = 3,01 г CO 2 Получится хлорида натрия Z = (117*5)/73 = 8,01 г

    Массовая доля NaCl 100% (8,01/(100 + 7,26 – 3,01)) = 7,7 %

    Максимальный балл -6 баллов