Правила составления синквейна по литературе в разных классах. Что такое синквейн: традиционная и дидактическая формы Что входит в синквейн

09.10.2021

Трушина Светлана Юрьевна
Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение
Средняя Общеобразовательная Кадетская Казачья школа
Забайкальский край, Нерчинский район, с. Знаменка
Составление синквейнов
Цель
Ознакомление с синквейном, как одним из способов увлечённости предметом и проверки усвоенного материала на уроке.
Задачи
Научить приёмам и правилам составления синквейнов.
Показать многообразие вариантов составления синквейнов

СИНКВЕЙН- это стихотворная форма изложения большого объема учебной информации в кратких выражениях.
СИНКВЕЙН, представляет собой краткую, точную, сжатую характеристику предмета или явления, позволяющую ученику обобщить, синтезировать учебный материал, развить творческие способности, обогатить понятийный «багаж».
Чтобы составить синквейн, ученик должен уметь находить в учебном материале самое важное, делать выводы и выражать всё в краткой форме.
Это значит, что автор синквейна должен обладать глубоким знанием темы, иметь по ней собственное мнение и высказать его по определенным правилам.
Шаг 1.
Познакомимся с понятием синквейн в Википедии.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B2%D0%B5%D0%B9%D0%BD
Шаг 2.
Для уроков нам нужент дидактический синквейн.
Пример дидактичекого синквейна.

Шаг 3.
Цели синквейна на уроке:
Снятие эмоционального напряжения.
Развитие активности и самостоятельности.
Формирование познавательного интереса.
Развитие эмоциональной увлеченности предметом.
Обогащение словарного аппарата.

Создание ситуации успеха.
Шаг 4.
А теперь попробуем составить синквейн на любую музыкальную тему.
Для основной темы возьмём слово- музыка.
Шаг 5.

Варианты прилагательных- страстная, увлекательная, нежная, мужественная.
выберем- нежная, увлекательная.
Шаг6.
Глаголы, обозначаюшие дествие. Например, рождается,слышится, зовёт,манит, развивается.
Выберем- рождается, манит, зовёт

Шаг.7
Коротрок предложение.
Варианты- музыка западает в душу, музыка и поэзия неразделимы, музыка - главное достижение человечества.
Выберем- 3 предложение.
Шаг 8.
Синоним ключевого слова.- искусство, вечность, вдохновение. композиция.
Выберем- вечность
Шаг 9.
Вот, что у нас получилось.

Музыка
нежная, увлекательная
рождается,манит, зовёт
музыка-главное достижение человечества

вечность.
Шаг 10.
Рассмотрим некоторые варианты синквейнов по некоторым учебным предметам в картинках.











Шаг 11.
Примеры с других уроков.
.Математика.
.познавательная, великая.
считать,думать, мыслить
математика-царица наук

арифметика.

Галогены
Простые, сильные
Образуют, проявляют, реагируют
Рождающие соли
Элементы.

Физика.
Нужная, интересная.
Исследует, развивает, помогает думать.
Физика—наука о природе.
Законы.

Биология
естественная, описательная
классифицирует, описывает, рассматривает
изучает все аспекты жизни
наука

Физическая культура
лечебная, адаптивная
формирует, развивает, укрепляет
направленна на сохранение и укрепление здоровья
спорт

Рельеф
Горный, равнинный
Формируется, преобразуется, влияет
Совокупность неровностей
поверхность

Литература
древняя, познавательная
даёт знания, помогает, учит
многие любят этот предмет
Знание

Шаг 12.
Синквейны могут быть на разные школьные темы.



Шаг 13.
Темы могут быть самые разнообразные.
1.Жизнь.
2.Активная, бурная.
3.Воспитывает, развивает, учит.
4.Дает возможность реализовать себя.
5.Искусство.

1. Будущее.
2. Счастливое, богатое.
3. Задуматься, работать, создать.
4. Будущее надо строить самому.
5. Счастье.

1.Будущее.
2.Информационное, межпланетное.
3. Предвидеть,предугадать, тревожиться.
4. О будущем надо задуматься
5.Неизвестность

1.семья
2.большая дружная
3.любят заботятся живут
4.все вместе под одной крышей
5.ячейка общества

1.Любовь.
2.Сказочная, фантастическая.
3.Приходит, окрыляет, убегает.
4.Удержать ее умеют единицы.
5 Мечта.

1. ДРУЖБА
2.крепкая,верная
3.объединяет поддерживает лечит
4.Дружба -великая сила
5.согласие

1.Рояль.
2.Чёрный, звонкий.
3.Тосковал, смеялся, гремел.
4.Мог петь о человеке и о любви.
5.Живой

1 Песня
2.народная, эстрадная
3.включают, сопровождают, исполняют
4.поэтический текст с несложной мелодией
5.вокальная музыка

1 Сказка.
2 Мудрая, загадочная.
3.Колдует, интересует, учит.
4 В ней добро побеждает зло.
5 Волшебница.

Шаг 14.
Синквейны

СИНКВЕЙН


Ура, ребята! Сегодня мы будем с вами учиться сочинять стихи по – американски.

Это интересно и очень просто.

г.Абакан МБОУ "Лицей" учитель начальных классов Борисюк Е.С.


Такие стихи называются синквейнами.

Синквейн – слово французское и в переводе означает «пять строк».

Таким образом, мы будем с вами сочинять короткие стихи, состоящие всего из пяти строк.

Придумала их очень давно (ещё в начале 20 века) американская писательница Аделаида Крэпси.

г.Абакан МБОУ "Лицей" учитель начальных классов Борисюк Е.С.


Как строится СИНКВЕЙН

1 строка - одно сущ. (тема)

2 строка )

3 строка

4 строка

5 строка

г.Абакан МБОУ "Лицей" учитель начальных классов Борисюк Е.С.


Давайте пробовать вместе.

Ребята, а какое сейчас время года?

Молодцы! Мы придумали первую строчку синквейна.

Осень.

Подберите два прилагательных к слову: осень (какая?) . Давайте выслушаем и запишем все примеры.

Золотая и

дождливая

Прохладная и

ветреная

Длинная и скучная

г.Абакан МБОУ "Лицей" учитель начальных классов Борисюк Е.С.


Сочиняем третью строку.

Что делает осень?

Кружит, Кормит,

Опадает, Моросит

Утомляет,надоедает

Может быть, кто-то придумал ещё глаголы

про осень? Запишем и их.

г.Абакан МБОУ "Лицей" учитель начальных классов Борисюк Е.С.


А теперь напишите, как вы относитесь к осени. В этом предложении должно быть 4 слова (можно с союзами)

Дарит детям мечту и радость

Мне очень нравится осень

г.Абакан МБОУ "Лицей" учитель начальных классов Борисюк Е.С.


Нам осталось сочинить последнюю пятую строку. Это должно быть только одно существительное. Что такое для вас осень? Что вы представляете, когда произносите это слово?

Каникулы

Праздник

Время года

г.Абакан МБОУ "Лицей" учитель начальных классов Борисюк Е.С.


А теперь обведите огурчиком слова, которые вам больше всего нравятся. Например, во второй строке мы записали несколько примеров:

Золотая и дождливая

Прохладная и ветреная

Длинная и скучная

То, что вы обвели, запишите отдельно, в столбик. То же проделайте и с остальными строками, обведите их огурчиками.

г.Абакан МБОУ "Лицей" учитель начальных классов Борисюк Е.С.


  • Кружит, Кормит,
  • Опадает, Моросит
  • Утомляет,надоедает

г.Абакан МБОУ "Лицей" учитель начальных классов Борисюк Е.С.


  • Дарит детям мечту и радость
  • Мне очень нравится осень
  • Осенью бывают приятные каникулы

г.Абакан МБОУ "Лицей" учитель начальных классов Борисюк Е.С.


  • Каникулы
  • Праздник
  • Время года

г.Абакан МБОУ "Лицей" учитель начальных классов Борисюк Е.С.


Поздравляю!

Мы с вами вместе

сочинили первый синквейн .

г.Абакан МБОУ "Лицей" учитель начальных классов Борисюк Е.С.


Синквейн

1 строка - одно сущ. (тема) Осень

2 строка два прилагательных(описание темы ) Дождливая и ветреная

3 строка три глагола (действия, относящиеся к теме) Опадает, моросит

4 строка четыре слова (фраза показывает отношение автора к теме)

5 строка одно сущ.(ассоциация, синоним темы) Время года

г.Абакан МБОУ "Лицей" учитель начальных классов Борисюк Е.С.


  • Осень
  • Дождливая и ветреная
  • Опадает, моросит
  • Осенью бывают приятные каникулы
  • Время года

г.Абакан МБОУ "Лицей" учитель начальных классов Борисюк Е.С.


Природа

  • Природа.
  • Красивая, полезная
  • Живёт, растёт и существует
  • Нам надо беречь её
  • Красота

г.Абакан МБОУ "Лицей" учитель начальных классов Борисюк Е.С.


Друг

  • Друг
  • Хороший, лучший
  • Помогает, угощает, приходит
  • Друг в беде поможет
  • Человек

г.Абакан МБОУ "Лицей" учитель начальных классов Борисюк Е.С.


Мама

  • Мама
  • Красивая, добрая
  • Работает, готовит, любит
  • Я люблю свою маму
  • Хозяйка

г.Абакан МБОУ "Лицей" учитель начальных классов Борисюк Е.С.


Синквейн

1 строка - одно сущ. (тема)

2 строка два прилагательных

(описание темы )

3 строка три глагола

(действия, относящиеся к теме)

4 строка четыре слова (фраза показывает отношение автора к теме)

5 строка одно сущ.(ассоциация, синоним темы

г.Абакан МБОУ "Лицей" учитель начальных классов Борисюк Е.С.


Использованные ресурсы

http://bestgif.su/photo/nadpisi/kakoj_chudesnyj_den/41-0-2453 какой чудесный день

http://en.wikipedia.org/wiki/Adelaide_Crapsey аделаида крепси фото

Короткое стихотворение без рифмы, состоящее из пяти строк называется синквейном. Синквейн бывает разных видов, но наибольшей популярностью на сегодняшний день пользуется «дидактический сиквейн», который большое распространение получил в общеобразовательных учреждениях. Рассмотрим способы составления сиквейна.

Что такое синквейн: традиционная и дидактическая формы

В начале 20 века, американская поэтэсса, Аделаида Крепси, придумала такую форму стихотворения, состоящего из пяти строк, в основе которого лежит подсчет слогов в каждой строчке. Вдохновили ее на это действие японские танка и хайку. Смысловая структура ею придуманного традиционного синквейна имела слоговую структуру 2 — 4 — 6 — 8 — 2, т. е. в первой строке два слога, во второй — три и т.д.) . В итоге, стихотворение состояло из 22 слогов.

Первыми, применение дидактического синквейна, использовали школы в Америке. По сравнению с другими видами синквейна, в основе данного варианта лежала смысловая заданность в каждой строке, а не подсчет слогов.

Классический (строгий) дидактический синквейн строится так:

  • в первой строке — наличие местоимения или существительного, т. е. одного слова, являющегося темой синквейна;
  • во второй строке — наличие причастия или прилагательного, описывающего свойства слова из первой строки;
  • в третьей строке — наличие деепричастия или глагола, повествующего о действиях слова из первой строки;
  • в четвертой строке предложение должно состоять из четырех слов, с помощью которых происходит выявление личного отношения поэта к теме синквейна;
  • пятая строка состоит из одного слова любой части речи, раскрывающее замысел темы.

Получившееся стихотворение может затрагивать любую тематику.

Дидактический синквейн допускает отступ от правил. К примеру, резюме или главная тема может состоять не из одного слова, а из сочетаний от трех до пяти слов, а в описании действий — использоваться только сказуемые.

Составление синквейна

Для составления секвейнов не требуются литературные таланты или специальные знания. Требуется лишь грамотное освоение формы. В качестве тренировки лучше брать наиболее известную и знакомую автору тему, начиная с простого. К примеру, возьмем тему «мыло».

  • В первой строке — слово «мыло».
  • Во второй строке должно присутствовать два прилагательных, отражающих свойства этого предмета. Какое мыло? По средствам перечисления в уме прилагательных, описывающих, как конкретное мыло (фиалетовое, апельсиновое, жидкое, детское и проч.) , так и в общем (душистое, скользское, пенящееся) , выбираются два подходящих слова. В результате, выбор остановлен на таких словах, как: «клубничное, прозрачное».
  • В третьей строке необходимо описание трех действий главной темы. На данном этапе, школьники затрудняются с выбором слов, поскольку под действиями подразумевается не только действия самого предмета, но и влияние на данный предмет из вне, и влияние его на окружающих. К примеру, помимо того, что мыло может пахнуть и лежать в мыльнице, оно может упасть из рук или выскользнуть, или заставить плакать, а также им можно мыться. В итоге, остановим выбор на таком варианте: «Пузыриться, пахнет, моет».
  • В четвертой строчке, автор должен выразить свое личное отношение к главной теме. У школьников, на данном этапе, также могут возникнуть трудности в подборе слов, поскольку, мыло не может вызывать какого — либо конкретного отношения у тех, кто не кто не является заядлым чистюлей, фанатом данного предмета, или попросту ему не доставляет особого удовольствия процесс мытья. Здесь следует учесть не только личное отношение автора, но и вызов определенных ассоциаций, связанных с главной темой.

К примеру, можно взять такой факт из биографии автора, как разбитие коленки в следствии того, что он когда — то поскользнулся на мыле, или рассказать о самостоятельном приготовлении данного предмета. Независимо от выбранных моментов из жизни, которые взятые за основу написания четвертой строчки, необходимо помнить о том, что мысль должна уложиться в три или пять слов. К примеру, «Руки моют перед едой». Можно также привести пример с пробованием мыла, имеющего приятный запах, на вкус, в результате чего, автора постигло разочарование и досада. В итоге, получится такая строчка: «Вкус противный, сладкий запах».

  • В последней строке должен раскрываться замысел темы, т. е содержаться своего рода резюме, состоящее из одного или двух слов. Другими словами, после прочтения созданного стихотворения, поразмышлять о возникшем образе и попытаться осуществить выражение своих ощущений с помощью одного слова. Также, можно задуматься о значимости данного предмета, как в собственной жизни, так и в общественной, поразмыслить о его главном свойстве. Главное — последняя строка должна быть итогом вышеперечисленного. Например, в четвертой строке говориться о необходимости мытья рук, значит, в пятой строке целесообразней поставить слово «гигиена» или «чистота», в качестве резюме.
  • Если же, в основе четвертой строки лежит воспоминание, связанное с неудачной пробой мыла на вкус, то резюмировать следует словом «обман» или «разочарование».

Что получилось в итоге? Пример классического дидактического синквейна строгой формы.

Мыло.

Клубничное, прозрачное.

Пузырится, пахнет, моет.

Вкус противный, сладкий запах.

Обман.

Несмотря на то, что такое стихотворение довольно короткое, в нем дети не только способны узнать себя, но и затронули функциональность и свойства этого предмета, при написании занятного пятистрочного стиха.

Тренируясь на простом, можно осуществить переход к более сложному, но хорошо знакомому. Например, можно в качестве основной темы взять слово «класс», «семья» или слова, связанные с любым временем года. Если в качестве синквейна будет выбрано слова «мама», то это будет отличной основой для сочинения стихотворения для праздничной открытки на международный женский день. Кроме того, на общеклассных мероприятиях могут быть использованы такие стихотворения одной тематики.

Статьи по теме:

  • Как правильно ставить ударение в слове…