Теребень спортивное ориентирование. Методическая разработка "спортивное ориентирование на местности". Обеспечение справедливости состязаний

29.10.2021

Случаев, когда необходимо определить местонахождение, может быть очень много. Непредвиденные ситуации могут застать врасплох любого человека: заблудился в лесу, поломалась машина в незнакомой местности, навигатор вышел из строя. Вблизи попросту может не оказаться ни местного жителя, ни так нужного гаджета, которые показали бы дорогу в правильном направлении. От умения и навыков ориентирования на местности, возможно, будет зависеть как успех выполнения определенной задачи, так и сама человеческая жизнь.

Незнакомая местность, различные условия, связанные с боевыми действиями – это реальность, в которой необходимо выйти из опасного положения и, вполне возможно, выжить самому или же спасти другого человека. Достижение цели в таком случае можно обеспечить, умея определять стороны горизонта и собственно свое местоположение. Эти знания помогут найти правильное направление движения, а также ориентироваться на местности.

Главные виды ориентирования

  • Общее . Местонахождение определяется приближенно, как и время, потраченное для достижения нужного пункта назначения. Осуществляется при помощи составленного списка населенных пунктов или (и) других ориентиров на маршруте, не имея карты. Движение чаще всего происходит на машине и при этом точность направления выдерживается временем, расстоянием (с помощью спидометра) и контролем пройденных объектов, указанных в списке.
  • Детальное . Местоположение и направление движения можно определить более точно. Такое ориентирование на местности применяется с помощью карты, аэроснимков, приборов наземной авиации, а также для схематичного изображения разведанных объектов, для движения по азимуту.

  • Чтение карты – понимание и представление о том, что подразумевают под условными обозначениями и знаками.
  • Опознание местных ориентиров и сопоставление их с картой (либо наоборот).
  • Использование компаса при определении направления движения, ориентиров, для работы с картой.
  • Измерение расстояний по карте и на местности.

Способы ориентирования

  • С помощью карты – требует определенных знаний, умений и подготовки.
  • По компасу – более простой способ, но с его помощью можно только определить стороны горизонта.
  • Без карты и компаса – не требует каких-либо инструментов, подручных средств (определение сторон света осуществляется по признакам природных и местных жилых объектов, а также небесным светилам).

Самым надежным способом можно считать последний, так как не нужно ни карт, ни других элементов ориентирования. А вот самым точным стоить признать способ с применением карты. Тем не менее, лучше заранее запастись необходимым. Как вариант можно приобрести целые наборы:

Темнота и ночное ориентирование

В различных условиях, которые создают человеку некие трудности, ориентироваться на местности становится сложнее. Например, когда передвигаться приходится на ночное время суток, предметы, которые помогут определить местонахождение, оказываются трудно различимыми. Также расстояния кажутся слишком большими, чем это есть на самом деле.

Ночное ориентирование предполагает тщательную подготовку: предварительно на карту маршрута наносят местные предметы, проектирующиеся на фоне звездного неба и располагающиеся точно по маршруту. Такие контрольные ориентиры необходимо наносить довольно часто – через 3-6 км.

Во время ночного движения используют компас и карту с заранее поделенным на небольшие участки маршрутом и нанесенными для каждого прямолинейного отрезка магнитными азимутами. Маршрут изучают предварительно и максимально точно запоминают все намеченные объекты, чтобы как можно реже заглядывать в карту.

Для ночного ориентирования пригодится фонарик для освещения с синим светофильтром – чтобы освещать карту и при этом не ослеплять глаза, а продолжать одновременно наблюдать за местностью.

Можно обойтись без карты, а за ориентир использовать Луну или созвездие. Но тут следует быть внимательным и учитывать, что все небесные объекты, кроме Полярной звезды, движутся по небосклону. Если ориентироваться по Луне, то через каждый час маршрут будет отклоняться на 15º вправо, так как на столько градусов Луна ежечасно смещается по часовой стрелке. Более подготовленные и оснащенные специалисты для облегчения задачи могут использовать приборы ночного видения.

Сложности ориентирования в горах

Осложнение ориентирования на местности приносят и условия ограниченной видимости, к которым относят туман, дым, снегопад, метель, ливень, высокую запыленность воздуха, смог. В таких случаях движение по маршруту осуществляется, как и ночью, только приборы радиосвязи, ночного видения могут подвергаться различным помехам. Частицы пыли, снег, песок при перемещении на большой скорости способны вызвать электризацию антенн, что и снижает возможности таких приспособлений.

Способы ориентирования, исходя из различных видов рельефа, имеют свои особенности.

В горах не всегда можно воспользоваться компасом, так как не редко встречаются участки с магнитными аномалиями. Здесь пригодятся знания об ориентировании по местным природным признакам:

  • камни покрыты мхом и лишайниками преимущественно с северной стороны;
  • почва у камней более сухая с южной стороны (летом);
  • на южных склонах чаще встречаются сосна, дуб, на северных – бук, ель.

Ориентирами в горной местности выбирают самые высокие вершины, скалы, обрывы, а также мосты, любые строения, которые легко распознаются. Движение в горах происходит по тропам, вдоль рек или ручьев, через перевалы. Для ориентирования на подобной местности необходимо изучить рельеф, как можно лучше запомнить, где расположены хребты, долины, самые высокие вершины.

Пески и ориентирование в пустыне

В пустынных местах местных ориентиров в разы меньше, чем в других регионах. Ближайшие водоемы, колодцы, дороги или тропы могут оказаться довольно таки далеко. Но положительная сторона – отсутствие пасмурной погоды. В подобных условиях ориентироваться, скорее всего, придется по Солнцу, звездам и Луне.

Совет : перед тем, как ложиться спать, стоит выложить в виде стрелки направление своего движения. Чтобы ветром не занесло такие пометки, их лучше сделать с камней, обуви или других подходящих предметов.

Можно также ориентироваться на местности по следам животных (например, верблюдов), караванным путям (если есть остатки снаряжения, следы костров), формам барханов и дюн (если есть знания о преобладающих ветрах).

Не стоит забывать и о миражах. Это обманчивое явление возникает в пустыне преимущественно в полдень и может серьезно навредить человеку, сбив его с пути.

Ориентирование в населенном пункте

Зачастую непросто ориентироваться на местности в большом населенном пункте. А все из-за того, что ограничивается обзор. Здесь необходимо так определить маршрут, чтобы максимально уменьшить количество поворотов. Последние лучше выбирать там, где есть легко опознаваемый объект: мост, парк, церковь, промышленное предприятие или любое высокое здание.

Сложнее всего ориентироваться, даже с помощью карты, в разрушенных районах. Здесь лучше использовать навигационную аппаратуру, аэрофотоснимки (новые) и выбрать те ориентиры, которые нельзя уничтожить – вершины, хребты, реки, озера и другие гидрографические объекты – их можно сверять с картой. Также подойдут автомобильные и железные дороги, их разрушения, если таковы будут, могут носить локальный характер, что не помешают общему ориентированию на местности.

В зимнюю пору, когда формы рельефа из-за снега сглаживаются, лучше применять компас. Ориентирами в таком случае будут служить автомобильные и железные дороги, реки, мосты, населенные пункты.

Таблицы видимости и слышимости

В случае отсутствия нужных приборов для максимально точного определения расстояния человеку важно уметь «прикинуть на глаз», сколько метров или километров разделяют его от соответствующего предмета. Также ориентироваться на местности поможет умение «измерять» расстояние по звуку, что тоже приблизит к достижению цели.

Глазомерный способ ориентирования предполагает тренировки зрительной памяти. Для этого необходимо в уме прокладывать отрезок в 50 м, потом 100 и так до 500. Закрепив эти умения в памяти, на деле определять расстояния будет довольно легко.

Стоит запомнить:

1) объекты крупные/ освещенные/ яркого цвета кажутся ближе более мелких/ слабо освещенных/ темных, хотя находятся на одинаковом расстоянии;

2) погодные явления такие, как дождь, туман, сумерки, при насыщенном пылью воздухе рассматриваемый объект кажется дальше, чем при ясной солнечной погоде;

3) на равнине предметы кажутся ближе, а на холмистой поверхности – дальше;

4) в положении лежа объекты кажутся ближе, чем в стоячем положении;

5) скрадывают расстояние огромное водное пространство, разные складки местности, положение солнца сзади наблюдающего;

6) наблюдая снизу вверх, предметы кажутся дальше, чем с вершины.


В этом параграфе вам предстоит познакомиться с еще одной группой ориентиров - площадных.

К площадным ориентирам будем относить объекты местности, в основе которых лежит площадь. Примеры площадных ориентиров - поляны, пашня, заросли, болота и т. п.

Площадные объекты также могут быть использованы в качестве привязок. Ведь любой площадный ориентир ограничен линией. Мы говорим: «Пройдем вдоль края леса до колодца». Эта фраза - один из примеров применения площадных объектов в ориентировании. В параграфе 3 мы познакомились с другим применением площадного ориентира. Лесное озеро должно было остановить нас при движении по азимуту.

Ориентир, который можно заметить даже при отклонении от азимута, который может нас вовремя «остановить», будем называть тормозящим.

Площадные и линейные ориентиры обычно являются хорошими тормозящими ориентирами.

Не всегда край площадного ориентира может рассматриваться как линейный. Часто бывает так, что невозможно определить границу между различными видами растительности. Например, в березовой роще появляются отдельные сосны, затем их становится больше, и роща плавно переходит в сосновый бор. Знак четкого контура, изученный в предыдущем параграфе, применяется, когда граница хорошо заметна.Если же переход плавный, то между участками карты, раскрашенными по-разному, знак четкого контура не применяется.

Расскажем поподробнее об условных знаках, показанных на рисунке.

Нетрудно представить, как выглядят поляна, озеро и асфальтированная площадка. Знаком населенного пункта может быть обозначен дачный поселок, дом отдыха, городские кварталы и т. п. Труднопроходимый лес может затруднить ваше передвижение. Лес, проходимый в одном направлении - это деревья, растущие стройными рядами. Легко бежать вдоль «аллей» и трудно - поперек. Вырубка - участок вырубленного леса. Оставшиеся пни и сучья деревьев могут также затруднить передвижение.

Среди перечисленных знаков нет обычного, проходимого леса. Это неслучайно. Такой лес обозначается на спортивной карте белым цветом.

В отличие от спортивной, на топографической карте белым цветом обозначаются поляны и открытые пространства, а лес - зеленым.

Задания для самостоятельной работы .

  • Спланируйте старт в центре карты в таком месте, чтобы в разные стороны располагались участки с различной проходимостью. КП расположите по кругу на одинаковом расстоянии от старта. Засеките время движения до каждого КП и обратно. Сравните скорость прохождения.
  • Бегите по азимуту через площадные ориентиры. Рисуйте на листе бумаги цвета, соответствующие видам площадных ориентиров.
  • Написал Алексей Абрамов

Чтобы ориентироваться по растениям, нужно всего лишь обращать внимание на детали, и тогда вам не будет страшно заблудиться в лесу, ведь с помощью растений и животных можно сориентироваться и продолжить путь.

Мох

Такой ориентир, как мох, является одним из самых распространенных, среди лесных указателей. Внимательно осмотрите и даже ощупайте мох, даже если дождь прошел только что и мхом покрыт весь объект, будь то огромный булыжник или ствол дерева, на северной стороне заросль мха будет плотнее, а кроме этого более увлаженной. Особенно очевидным это становится, если исследовать низ растения. То же самое, относится и к камням, валунам, разрушенным и поваленным деревьям, покрытым зарослями мха.

Кора

Если вы заблудились, предположим, на поляне, то обратите внимание на кору растущих деревьев, с южной стороны она будет светлее, суше и теплее. Именно на этой стороне находится смола, выделяемая деревом. Особенно хорошим ориентиром будет береза, по ее светлой коре можно сразу определить, что там, где она светлее южная сторона, а ее наклон поможет понять направление ветра.

Если вы потерялись в сосновом лесу, приглядитесь к коре сосен, там, где образовался слой темной растрескивающейся коры, находится север. Если прошел дождь, то сосновый ствол потемнеет с северной стороны. Из-за недостаточного количества солнечных лучей, именно эта сторона дерева будет дольше всего сохнуть, что поможет вам понять нахождение северной стороны горизонта.

Но не только стволы могут помочь сориентироваться. Если перед вами только спиленный пень, присмотритесь к кольцам, в местах, где расстояние между ними больше всего находится юг, и соответственно там, где такое расстояние минимально находится север.

Трава

Если вблизи нет деревьев и пеньков и валунов с мхом, ориентирование на местности поможет осуществить трава. В весеннее время на северной стороне поляны травы будет больше, там она будет расти заметно гуще, чем в южной стороне.

Как ориентироваться по животным

Не во всех лесах есть много живности, в любом случае нужно смотреть за их следами, в этом случае они могут привести к ним в домик и определить южную сторону горизонта, так как именно на этой стороне теплолюбивые животные чаще всего строят свое жилище.

Можно ориентироваться по птицам, так, известный факт – весной перелетные птицы летят на север, а вот осенью на юг. Некоторые птицы, такие как горлицы, перепелки, болотные совы и кулики перелетают только в особый момент. Если вы увидели стаю этих пернатых обитателей дикой природы, значит, ветер дует с юга.

Если перелетных птиц поблизости нет, поищите птичьи домики, так, ласточки гнездятся только с северной стороны, а вот совы, дятлы и некоторые другие птицы вьют гнезда на юге.

В том случае, когда вы находитесь не в лесостепной зоне, ориентирование на местности с помощью птиц также может вам пригодиться. Только здесь стоит обратить внимание на звуки, во время тумана птиц крик усиливается? Значит, берег неподалеку.

Как ориентироваться по насекомым

Ориентироваться на местности можно и с помощью насекомых, ведь они тоже двигаются не хаотично, а согласно различным правилам и, смотря за ними, можно выяснить, где какая сторона горизонта. Например, муравьи строят свои домики в южной стороне лесных объектов, потому что именно там теплее, солнце светит намного лучше и способствует их благоприятному существованию. Подробнее о том, можно почитать у нас на сайте.

Насекомые

Важно! С южной стороны муравейник пологий, а с северной крутой!

Но определить стороны горизонта можно не только с помощью муравьев. Дикие пчелы тоже строят свой улей на южной стороне. Внимательно осмотрите деревья, камни, валуны, если вы где-то обнаружите пчелиный дом, значит, это южная сторона.

Важно! Когда пчелы летят из улья, чаще всего они это делают именно в южную сторону!

Бабочки тоже лесные проводники, по ним можно определить север, юг, запад, восток. Если бабочка слишком долго находится на одном месте, присмотритесь к ее крыльям, в 12:00 они направлены к югу, а вечером повернуты к западной стороне. А вот с утра ее крылья смотрят на восток.

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования «Центр дополнительного образования»

р.п.Тонкино Нижегородской области

Методическая разработка раздела

дополнительной образовательной программы

творческого объединения

«Спортивное ориентирование» по теме:

Спортивное

ориентирование

на местности.

Выполнил:

педагог дополнительного

образования ЦДО р.п.Тонкино

Груздев А.К.

Тонкино

2019

Содержание:

    Цели и задачи.

    Пояснительная записка.

    Ожидаемые результаты.

    Мастер-класс "Сценарий дня здоровья" по спортивному ориентировании.

    Вывод.

    Список литературы.

Цели и задачи.

Цель: Формирование всесторонне развитой личности средствами спортивного ориентирования, туризма, краеведения.

Задачи:

Расширение и углубление знаний учащихся, дополняющих школьную программу по географии, истории, биологии, ОБЖ, литературе и физической подготовки;

Приобретение умений и навыков в работе с картой, компасом;

Приобретение специальных знаний по вопросам туризма и ориентирования, доврачебной медицинской помощи;

Обеспечение выживания в экстремальных условиях, знакомство с проблемами экологии и охраны природы.

Умение вести себя в коллективе, выработка.

Пояснительная записка.

В основе школьного туризма лежат фундаментальные, неустаревающие принципы образования и воспитания: гуманно-демократический, творчески развивающий, личностно-ориентированный, созидающе-деятельностный. В структуре любой образовательной программы туризм может быть использован в качестве эффективной формы обучения. Туризм и спортивное ориентирование помогают учащимся в освоении учебных дисциплин по основам различных наук.

Туризм и краеведение являются одним из приоритетных направлений в воспитательной работе. Это дело не новое, но новизна состоит в том, что имеет более широкую педагогическую идею в плане воспитания духовности, физической выносливости, уважения и любви к природе своей Родины.

Успех любого похода, экскурсии или путешествия во многом зависит от того, насколько хорошо путешественник сумеет определить, где он находится и в каком направлении следует идти дальше, т.е. от умения ориентироваться на местности.

Умение ориентироваться на местности приобретается в постоянном общении с природой, благодаря развитию наблюдательности и привычке быстро замечать и запоминать характерные детали местности.

Туризм - это не только средство физического и прикладного воспитания. Велика роль туризма в идейно-политическом и военно-патриотическом воспитании учащихся. Он воспитывает у подрастающего поколения чувство патриотизма, бережного отношения к природному и культурному наследию родного края, совершенствованию нравственного и физического воспитания личности.

Школьный туризм позволяет учителю осуществлять практически все виды профессиональной деятельности: учебную и воспитательную, научно – методическую, социально – педагогическую, культурно – просветительскую и др. Походы и занятия спортивным ориентирование на незнакомой местности позволяют школьникам изучать процессы и результаты взаимодействия природы и общества.

Нельзя недооценивать и то, что детскому и особенно подростковому возрасту свойственно стремление к новизне, необычности, к приключениям и романтике. Туризм - прекрасное средство, которое естественным путём удовлетворяет и такие, не всегда учитываемые взрослыми потребности ребят. Нужно помнить и о том, что в походе ребята раскрываются совсем с иной стороны, чем в школе. В этом отношении поход особенно ценен для учителя, так как позволяет глубже понять натуру каждого из ребят и найти свой подход к нему. Контакты, которые устанавливаются между взрослыми и ребятами в походе, как правило, гораздо более глубокие и душевные, чем в школе. Они способствуют настоящему взаимопониманию и установлению отношений сотрудничества, что потом переносится в школу.

Ожидаемые результаты.

    Применение знаний по спортивному ориентированию в творческих объединениях спортивной направленности.

    Расширение знаний, умений и навыков в данной области учащимися и педагогом

    Участие в конкурсах и выставках

Знать:

Порядок организации и правила поведения в походах и на соревнованиях;

Вопросы туризма и экологии;

Основы топографии и ориентирования;

Умение ориентироваться по местным признакам и звёздам;

Опасные и ядовитые растения края, иметь представление о самоконтроле и доврачебной медицинской помощи;

Порядок организации, подготовки и проведения экскурсии и похода;

Способы преодоления различных естественных препятствий;

Способы организации и проведения поисково-спасательных работ;

Основные исторические и географические сведения о родном крае;

Уметь:

Передвигаться по дорогам и тропам в составе группы;

Преодолевать вместе естественные препятствия на пути;

Ориентироваться по компасу и карте в походе и на соревновании по спортивному ориентированию;

Организовать походный быт и оказывать элементарную медицинскую помощь;

Школьный туризм с элементами спортивного ориентирования позволяет учащимся достичь успехов не только в усвоении программы данного курса, но и развить свой умственный, интеллектуальный и физический потенциал. Туризм и спортивное ориентирование дают возможность проникнуться любовью к своей малой родине, бережно относиться к природе, пропагандировать экологическую культуру и вести активный образ жизни, познавая окружающий мир. Между туризмом и краеведением полный практический контакт и единство целей, при которых в условиях родного края туристы часто становятся краеведами, а краеведы туристами. Туризм в большой степени способствует познавательному исследовательскому краеведению, а краеведение обращается к туризму как одной из весьма популярных и педагогически ценных форм. Достигнутые успехи в соревнованиях помогут ребятам быстрее определиться с выбором будущей профессии, а совместные походы и экскурсии научат их коммуникабельности и человечности.

Основы спортивного ориентирования.

Спортивное ориентирование - сравнительно молодой вид в нашей стране, однако, уже имеющий своих верных почитателей практически всех возрастов.

Ключевое слово в названии вида «ориентирование» наводит непосвященных на мысль о размеренной, неторопливой работе с картой на лоне природы. В действительности это стремительный вид кросса на незнакомой местности, связанный с определенной физической и эмоциональной нагрузкой.

Спортивное ориентирование - соревнования в преодолении на местности с компасом и картой трассы из последовательности контрольных пунктов (КП) и с выбором наиболее рациональных путей движения между ними. Задачи, которые дистанция ставит перед спортсменами, требуют от них, не только высокой физической подготовки, способности преодолевать естественные препятствия и стойко переносить любые погодные условия, но и точного и быстрого мышления.

Тесный контакт с окружающей средой является элементом экологического воспитания. Все это позволяет называть спортивное ориентирование интеллектуальным видом .

Данный вид спорта имеет важное прикладное значение, прививая качества, которые трудно воспитать на обычных практических занятиях по топографии. Его можно рекомендовать к изучению, начиная с начальной школы, например, как один из разделов ОБЖ, а так же для учебных заведений, готовящих специалистов, которым необходимы навыки чтения карты и ориентирования на местности (лесная промышленность, горное дело, землеустройство и др.). Умение ориентироваться на местности является важнейшим фактором для успешного прохождения туристского маршрута.

Соревнования по ориентированию

Как правило, в программу туристских слетов и соревнований учащихся включают соревнования по ориентированию - лучшее средство обучения и проверки навыков ориентирования на местности.

В соответствии с «Правилами соревнований по спортивному ориентированию» соревнования подразделяются на следующие виды: ориентирование в заданном направлении, ориентирование на маркированной трассе, ориентирование по выбору.

Ориентирование в заданном направлении

Ориентирование в заданном направлении заключается в прохождении отмеченных на карте и расположенных на местности контрольных пунктов (КП) в заданном порядке. Путь от одного КП к другому команда выбирает по своему усмотрению. Результат команды определяется по времени, затраченному на прохождение дистанции. Если команда нарушила порядок прохождения КП или не посетила какой-либо КП, то результат ей не засчитывается.

Дистанции в заданном направлении должны планироваться так, чтобы результат команды в равной степени зависел от ее физической подготовленности и умения ориентироваться. Между контрольными пунктами должно быть несколько вариантов движения: по тропам и дорожкам, напрямик по азимуту, комбинированный. Длина дистанции замеряется по карте линейкой со старта через КП до финиша по кратчайшему пути, причем рельеф местности при этом не учитывается.

Старт в соревнованиях в заданном направлении, как правило, делается раздельным, с интервалом в 5 - 10 минут.

Для отметки прохождения КП используются компостеры, а также цветные карандаши, висящие на КП, которыми команда производит отметку на своей карточке или карте.

Ориентирование на маркированной трассе

Ориентирование на маркированной трассе проводится, как правило, зимой, хотя возможно использование его и в программе летних туристских соревнований.

Команда на старте получает карту с нанесенной точкой старта. Двигаясь по размеченной дистанции, команда на своем пути встречает КП, местоположение которого она должна указать проколом булавкой на карте. Прокол должен быть сделан до выхода со следующего КП и перечеркнут крест-накрест цветным карандашом, висящим на этом КП.

Результат команды определяется по времени, затраченному на прохождение дистанции плюс штраф за неправильное нанесение КП. За каждые два миллиметра ошибки в нанесении местоположения КП дается штраф: 1 минута за ошибку от 2 до 4 мм, 2 минуты за ошибку от 4 до 6 мм, 3 минуты - свыше 6 мм. На каждом КП первые 2 мм ошибки не штрафуются. Максимальный штраф, который может быть назначен за ошибку в нанесении одного КП, равен 5 минутам.

Дистанция соревнований на маркированной трассе планируется так, чтобы команда находилась в постоянном напряжении, постоянно сравнивала карту и местность. Но при этом у команды должна быть возможность определить местоположение КП, не сходя с трассы.

Старт в соревнованиях на маркированной трассе дается, как правило, раздельный, с интервалом в 5 минут. Карта команде выдается за 1 минуту до старта, чтобы она успела прикрепить ее на планшет.

Ориентирование по выбору

Ориентирование по выбору - наиболее приемлемый вид ориентирования на туристских соревнованиях, где стартует большое количество участников с разным уровнем подготовки.

В отличие от соревнований в заданном направлении ориентирование по выбору дает большую свободу действий команде. Ведь дистанция соревнований в заданном направлении, где команда пока не найдет первый КП, не может следовать дальше, а также маркированная трасса ставятся начальником дистанции в расчете на определенную степень подготовки, которой не имеют многие участники туристских слетов. Поэтому эти дистанции или непосильны новичкам (не служат целям обучения), или слишком просты для ребят, которые уже участвовали в таких соревнованиях. В отличие от заданного направления, в ориентировании по выбору уже не начальник дистанции, а команда планирует себе дистанцию по своим силам. Очень большой эффект имеет штраф за превышение контрольного времени, который не позволяет команде опаздывать на финиш, а неподготовленную команду удерживает в районе старта-финиша. Вследствие этого в соревнованиях по выбору очень редко приходится разыскивать заблудившихся участников, как это часто бывает в соревнованиях в заданном направлении. Привлекает еще и то, что соревнования по выбору обычно занимают мало времени, в них облегчен подсчет результатов.

В правилах соревнований по спортивному ориентированию определяется несколько видов соревнований по выбору. Один из них - когда команда из большого количества контрольных пунктов, установленных на местности, должна посетить определенное количество, например, пять, и ее результат определяется по затраченному на это времени.

В практике туристских соревнований школьников имеется еще несколько разновидностей соревнований по выбору, которые стали традиционными и полностью себя оправдали. Они заключаются в следующем. Каждая команда получает карту, на которой нанесены контрольные пункты, имеющие оценку в очках. Команда должна набрать как можно больше очков, но при этом не превысить контрольное время. За превышение времени из результата вычитаются штрафные очки - определенное количество за каждую просроченную минуту. Побеждает команда, имеющий наибольшее количество очков.

При планировании дистанции соревнований по выбору можно предложить несколько вариантов. Один из них - когда стоимость КП определяется трудностью его отыскания. Чем дальше КП удален от старта, чем сложнее его найти, выше он оценивается. В этом случае старт и финиш рекомендуется размещать в центре района, чтобы было больше вариантов движения. Все контрольные пункты имеют одинаковую оценку - по одному (два, три) очка, а результат команды определяется количеством взятых КП. При этом старт и финиш разносятся между собой на расстояние, не превышающее одного километра, и по пути со старта на карте должна быть видна группа КП, которая является направляющей на финиш. Слабо подготовленная команда сразу же со старта может двигаться на финиш, при этом она проходит через обязательный КП, стоящий в начале финишного коридора, то есть получает результат, так как умеет ориентироваться в рамках, необходимых туристу.

Так как наибольшую сложность в соревнованиях по выбору представляет отсутствие у некоторых участников часов, то контрольное время необходимо устанавливать в пределах, в которых школьники более-менее ориентируются. Это, например, 40 минут, то есть продолжительность урока. Эту величину ребята обычно выдерживают. Если возможно, следует использовать и технические средства для извещения участников об истечении контрольного времени. Это мегафоны, автомобильные сигналы и тд. Перед стартом объявляется, когда будет подаваться такой сигнал, чтобы команда могла даже без часов представить, сколько времени у него в запасе.

Дистанции соревнований по выбору должны удовлетворять следующим требованиям:

    желательно, чтобы ни одна команда за контрольное время не смогла найти все КП, поэтому на местности устанавливается большое количество контрольных пунктов;

    дистанция должна быть спланирована так, чтобы было несколько равноценных вариантов движения команд.

В связи с этим серьезные требования предъявляются к карте. Карта соревнований по выбору должна быть скорректирована по всей площади, особенно подробно должны быть прорисованы районы контрольных пунктов. КП должны стоять на твердых ориентирах и быть заметны с расстояния 5-25 метров. Рекомендуется контрольные пункты ставить на точечных и небольших площадных ориентирах - в ямках, на бугорках, на маленьких полянках, на пересечении тропинок и т.д. Очень важно, чтобы они были видны со всех сторон во избежание скопления команд в районе КП.

При постановке дистанции необходимо правильно оценить уровень подготовки команд. На школьных или районных соревнованиях, чтобы облегчить задачу участникам, необходимо ставить КП на более грубые ориентиры - не на маленькой полянке, а на краю большой поляны, на развилке оврагов, на перекрестке дорог и т.д.

Виды туристского ориентирования

На туристских слетах можно проводить также соревнования, состоящие из различных заданий или упражнений по ориентированию и топографии.

Движение по легенде

Участники получают задание пройти участок маршрута по описанию с указанием расстояний в метрах и угловых величин в азимутах. Например: «Со старта двигаться по тропинке, уходящей по азимуту 56°; пройдя 400 метров до перекрестка, свернуть на просеку (азимут 90°) и т.д.».

Азимутальный маршрут

Участники получают задание пройти маршрут по отрезкам с указанием азимута и расстояния в метрах.

Движение по обозначенному маршруту

Участники получают карту с нанесенной линией движения, двигаясь в соответствии с которой, они проходят через КП (пикеты), не обозначенные на карте, служащие подтверждением правильного выполнения задания.

Возможны также следующие задания или упражнения, и их сочетания: глазомерная оценка расстояний; измерение длины маршрута по легенде; прокладывание азимутального маршрута; нанесение уточнений на карту; поиск объектов с помощью карты; поиск объектов по заданным азимутам; определение точки стояния на карте (привязка); знание топографических знаков и другие.

Величины штрафов устанавливаются судьями в зависимости от объема требований и должны быть заранее оговорены в условиях соревнований.

Командные соревнования по ночному ориентированию

Большой популярностью у ребят пользуются ночные командные соревнования по ориентированию, которые проводятся по типу «Контрольного туристского маршрута», однако в его программе нет технических этапов, а включены только этапы, связанные с различными видами ориентирования.

Ориентирование без карты

Это одна из простейших систем соревнований младших школьников, которые можно включить в программу туристского слета. Цель соревнований - научить ребенка сопоставлять реальную местность с ее условным изображением на карте и определять, таким образом, свое местонахождение. При этом участники соревнований не пользуются картами и не имеют при себе компасов и специальных планшетов.

Соревнования проводятся только на маркированной трассе. Это объясняется, прежде всего, требованиями безопасности в связи с низкой квалификацией участников и отсутствием у них определенных навыков. В зависимости от вида соревнований (личные, лично-командные) проводится жеребьевка и определяется порядок старта. Как правило, готовится одна дистанция с раздельным стартом. Порядковые нагрудные номера при этом не имеют особого значения. Главное, чтобы карточка, а это единственный предмет, который будет находиться у команд на дистанции, была правильно заполнена. Поэтому карточки и образец их заполнения, а также условия проведения и условные знаки необходимо вручить каждому представителю команды заранее.

В чем же заключается задача команд? Двигаясь по маркированной трассе, она встречает на своем пути КП. На веревке, растянутой поперек движения, подвешены таблички (30x30), на которых изображены порядковый номер КП (1,2,3) и три фрагмента карты (А, В, С). Фрагменты представляют собой изображения трех различных ситуаций местонахождения данного КП. В случае отсутствия какого-либо картографического материала подготовка фрагментов выполняется заранее следующим образом. С помощью топографических знаков или простейших знаков для спортивного ориентирования человек, более или менее знакомый с ориентированием, цветными ручками изображает в примерном масштабе местонахождение КП и прилегающие к нему ориентиры. Один фрагмент отражает действительную картину, а два других - условные ситуации. Каждый КП дополнительно оборудован одним экземпляром условных знаков на тот случай, если участнику необходима «подсказка», а также несколькими карандашами одного цвета. Карандаши и таблички лучше всего укреплять не на веревке, а на одножильном проводе, чтобы их легче было вращать в разные стороны и чтобы они не запутывались во время работы.

Команда, прибывшая на КП, должна визуально на месте оценить ситуацию, в которой она находится, выбрать из предложенных вариантов правильный, карандашом данного КП вписать нужную букву (А, В, С) в соответствующую клеточку своей карточки.

Выигрывает команда, которая быстрее преодолеет предложенную дистанцию и даст как можно больше правильных ответов. За каждый неправильный ответ команда получает штраф 2 мин., который прибавляется к беговому времени. Такой же штраф команда получает за отсутствие отметки в карточке, за лишнюю отметку и за несоответствие отметки цвету карандаша КП.

По данной методической разработке можно проводить спортивно-воспитательные мероприятия в любой школе любого населенного пункта, начинать можно с близлежащего к школе района, как, и представлено в данной методразработке. Также проведение мероприятия можно перенести в места, где наиболее сосредоточены исторические достопримечательности и памятники архитектуры, это поможет учащимся лучше изучить и узнать свою малую Родину и быстро в ней ориентироваться.

Прохождение маршрута можно построить по-разному. В данной методразработке возможно прохождение маршрута по карте или картосхеме с выполнением заданий на этапах, введением контрольного времени. Варианты могут быть самые разнообразные, все зависит от фантазии и изобретательности организаторов.

Проведение туристского слета - наиболее распространенная форма организации досуга детей. Он вызывает всегда огромный интерес у детей при правильной, интересной и содержательной его организации.

Еще одной привлекательной стороной является сравнительная простота организации массовых соревнований, для которых не обязательно наличие спортивных залов, площадок и стадионов, дорогостоящего оборудования и инвентаря.

Спортивное ориентирование - один из немногих видов , где участники соревнований действуют индивидуально, вне поля зрения тренеров, судей, зрителей, даже соперников. Поэтому для достижения цели необходимы хорошая психологическая подготовка, проявление настойчивости, решительности, смелости, самообладания. В технической подготовке ориентировщика два основных компонента: техника ориентирования (работа с картой и компасом) и техника передвижения на местности.

Организация соревнований по спортивному ориентированию

Выбор района соревнований и подготовка тиража спортивных карт для соревнований подбираются заселенные участки местности (карта прилагается), парки и зоны отдыха, расположенные неподалеку от учебного заведения. Районы массовых соревнований должны отвечать определенным условиям (площадь не менее 2 км, хорошие ориентиры, ограничивающие район соревнований, отсутствие опасных мест, достаточная проходимость, наличие укрытий от непогоды в районе старта-финиша).

Один из важных этапов при подготовке массовых соревнований - подготовка спортивных карт. Как правило, на картах печатается памятка в виде таблицы условных знаков (Приложение № 2), что облегчает их изучение и помогает при прохождении дистанции зачетных соревнований. Для проведения соревнований учащихся рекомендуется использовать многоцветные карты и только при их отсутствии прибегать к черно-белым, выполненным фотоспособом.

Оборудование дистанции и центра соревнований. Для оборудования центра соревнований и дистанций привлекают 3-4 человека, имеющих опыт работы в качестве начальников дистанции на соревнованиях по спортивному ориентированию. Наиболее важно в работе службы дистанции планирование трассы, при котором не следует увлекаться постановкой сложных КП, но и нельзя допускать, чтобы соревнования превратились в кросс по дорогам.

Если же особенности местности не позволяют выдержать эти параметры, допустимы небольшие отклонения в сторону уменьшения длины дистанции с одновременным увеличением количества КП.

Для подготовки дистанции в соответствии с рекомендованными параметрами целесообразно располагать КП так, чтобы средние расстояния между ними составляли около 500 м. Этому соответствует их размещение в вершинах равносторонних треугольников с длиной стороны 500 м.

Для оборудования КП используют стандартные красно-белые призмы. Иногда для КП используют деревья, углы заборов. Контрольные пункты оборудуются средствами отметки, с которыми участники соревнований лучше всего знакомы. Наиболее часто для этих целей используют цветные карандаши. При использовании карандашей их прочно прикрепляют на проволоке или веревке к КП. На каждом КП вывешивают 2-4 карандаша одинакового цвета. Их нужно подобрать таким образом, чтобы не было КП с одинаковым или близким по цвету комплектом карандашей. Карандаши тупо затачиваются с двух сторон и привязываются за середину.

При оборудовании стартовых и финишных коридоров применяют гирлянды из разноцветных флажков, а также щиты старта и финиша. Финиш устраивают так, чтобы обеспечить прием участников со всех вероятных направлений. В районе старта-финиша рекомендуется оборудовать щит информации. На нем вывешивают образцы заполнения контрольных карточек, контрольные карты соревнований и оперативную информацию о предварительных результатах, финишировавших команд.

Подведение итогов соревнований. Обработку результатов соревнований осуществляют 2-3 судьи-секретаря. Они по карточкам финишировавших команд подсчитывают результаты, а также проверяют правильность отметки на КП. В каждой клетке контрольной карточки должна быть сделана любая пометка карандашом, висящим на КП. Число отметок должно соответствовать числу КП.

При проведении командного, первенства составляют еще и протокол соревнований отдельно командных результатов, где указываются количество набранных членами группы очков и занятое место. Протоколы составляют в двух экземплярах

Мастер класс "Сценарий Дня Здоровья" (спортивное ориентирование).

Спортивное ориентирование не только развивает физические качества ребенка (скоростную и общую выносливость, ловкость и координацию движений), но и умственные способности. Предлагаемые дополнительные задания, мини-конкурсы способствуют расширению кругозора детей, закрепляют ранее полученные навыки. А групповая форма игровых занятий в спортивном ориентировании содействует развитию навыков коллективной работы и укреплению командного духа.

В основе данной разработки – игры-задания по спортивному ориентированию.

Представленные игры рассчитаны на детей разных возрастных групп. Одни – подойдут учащимся начальных классов, другие – только старшеклассникам. Большинство же игр рекомендуем проводить с учащимися пятых-шестых классов. Именно в этом возрасте дети на уроках географии изучают планы, схемы, учатся «читать» карту; знакомятся с такими понятиями, как масштаб карты, азимут, условные знаки; умеют пользоваться компасом и находить свое местоположение на карте. При желании игры можно обогатить разнообразными заданиями из других предметных областей или разработать свои варианты той или иной игры.

«Зашифрованное слово»

До начала соревнования судьи придумывают слово-шифр – небольшое и удобное для словообразования (например, «компас», «звезда», «палатка»). После этого необходимо подготовить контрольные пункты. Их должно быть столько же, сколько букв в слове-шифре. Затем судьи устанавливают (прячут) контрольные пункты, которые потом наносятся на карту для ориентирования. На карту также наносятся места старта и финиша и указываются районы, непригодные для бега (если есть). Общая протяженность дистанции не должна превышать трех километров.

Контрольный пункт представляет собой бумажную двухцветную призму (красно-белую). Граница цвета проходит по диагонали. В верхней (белой) части контрольного пункта указывается буква магического шифра.

Затем каждой команде выдается карта с нанесенными контрольными пунктами и карточка команды (Приложение №3). Карточка команды имеет клетки, в которые будут вноситься буквы магического шифра и таблица, в которую команда должна будет заполнять составленными словами.

Команды игры-соревнования выходят на старт согласно заранее проведенной жеребьевке с нагрудными номерами (интервал между командами – 2-3 минуты). Каждой команде дается 1 час на поиск всех контрольных пунктов, составление слов и возвращение на финиш. Команда вправе находить контрольные пункты в любой последовательности (ориентирование по выбору). Подбегая к контрольному пункту, команда переписывает на свою карточку букву магического шифра в специальную ячейку. Правилами игры не требуется обязательного нахождения всех контрольных пунктов. Уже имея запас из трех-четырех букв, команда может начинать составлять слова. Это должны быть имена существительные в единственном числе и именительном падеже. Неправильно написанные слова не засчитываются. Запрещается использовать имена и географические названия. Все составленные слова участник записывает в таблицу на карточке. Чем больше контрольных пунктов (букв) сможет найти команда, тем больше слов она сможет составить, и чем быстрее команда найдет контрольные пункты, тем больше у нее времени будет на обдумывание и составление слов.

Главная задача – придумать наибольшее количество слов из букв магического шифра за отведенное время.

Победителем игры-соревнования является та команда, которая составит наибольшее количество слов из магического шифра или первой разгадает слово-шифр. При равенстве показателей разрабатываются дополнительные условия. Команды, не уложившиеся в контрольное время, считаются неправильно выполнившими задание.

Необходимо присутствие судей на старте, финише и контрольных пунктах (КП), где в их обязанности входит контроль за правильным прохождением командами КП, установка и снятие КП после игры.

«Выживание в природной среде»

Вначале учащиеся знакомятся с правилами игры. Перед стартом каждый участник или команда получает карту местности с обозначенными на ней местом старта и первым контрольным пунктом. На первом КП команду встречает судья, который предлагает участникам ответить на один вопрос – в нашем случае о лекарственных растениях. Предлагается несколько вариантов ответов (вариантов может быть и больше, но остальные должны быть заведомо легкими) и только один – правильный. Например, на вопрос: «Какое растение можно приложить к ране вместо антибактериальных средств?» предлагаются следующие варианты ответов:

1.Лопух. 2. Мать и мачеха. 3. Подорожник.

4. Ромашка. 5. Одуванчик

Команда выбирает и сообщает судье свой вариант ответа. Судья не дает никаких комментариев, а рисует на карте команды следующий КП. Причем, если предложенный вариант оказался правильным, то судья рисует «истинный» второй КП. А если вариант ответа оказался неправильным, то судья рисует «штрафной» КП. Отыскивая следующий пункт, команда не знает, правильно ли ответила на вопрос. На штрафном КП команду встречает другой судья, который предлагает им не вопрос, а определенное задание (это своеобразный штраф за неправильный ответ на предыдущем КП). Заданием может быть: уборка мусора, оставленного нерадивыми туристами, установка заранее приготовленного скворечника, посадка деревьев, сбор разбросанных старых веток и т.д.

После выполнения задания судья на штрафном КП рисует в карте «истинный» второй КП и сообщает правильный вариант ответа на предыдущий вопрос.

На втором, третьем, четвертом КП порядок игры сохраняется.

После прохождения последнего КП (в случае правильного ответа) или после выполнения последнего штрафного задания судья рисует в карте команды место финиша. Тот участник или команда, которая придет к финишу первой, является победителем игры.

Предлагаемое число контрольных пунктов не больше пяти. В противном случае существенно увеличивается время игры. Для ее проведения потребуется большое количество судей, хорошо читающих карту. Необходимы также подходящие условия для выполнения штрафных заданий.

Спортивное ориентирование – это необыкновенно интересный и интеллектуальный вид , спорта сильных, смелых, талантливых и богатых духом людей, неразрывно связанных с природой. А через нее и с нашими историческими корнями, со всем тем, что зовется нашей малой Родиной.

Соревнование проводится в районе школы (Приложение №1).

В спортивном ориентировании участвуют все учащиеся 5-11 классов, кроме освобожденных на данный день по здоровью. За каждого ученика, не принявшего участие в соревновании по неуважительной причине, команде даётся 5 минут штрафа.

Все классы с интервалом в 5 минут уходят на дистанцию. Перед стартом команде выдаётся план-схема контрольных пунктов (Приложение №1), которые нужно найти, карту участника соревнования (Приложение № 2) и даётся краткий инструктаж, как им пользоваться.

Передвижение по дистанции смешанное – бег чередуется с ходьбой.

Спортивное ориентирование – командное соревнование. Впереди передвигаются более сильные ребята, которые первыми ищут контрольные пункты. Замыкают колонну класса тоже физически подготовленные ученики, которые помогают отстающим.

Как только очередной пункт найден, и последний участник команды подошёл к нему, судья на план-схеме делает отметку.

На финише учитывается, сколько было найдено контрольных пунктов. При одинаковом количестве найденных пунктов учитывается среднее время первого и последнего члена команды.

Команды соревнуются по параллелям: 5-6 классы, 7-8 классы, 9-11 классы. Педагог - организатор, преподаватели физической культуры и члены спортивного объединения «Орленок» являются судьями.

Ученики 9-11 классов по желанию могут соревноваться в личном первенстве.

Ученики 5-6 классов уходят со старта с классным руководителем, классным воспитателем и родителем, хорошо знакомым с местностью, на которой проводится спортивное ориентирование.

5-6 классы ищут 5 контрольных пунктов (около 3км). 7-8 классы ищут 6 пунктов (около 3,5км), 9-11 классы ищут 10 пунктов (около 5 км).

Территория, на которой проводится соревнование, должна быть хорошо знакома большинству членов команды. Дистанция передвижения не должна пересекать автомобильные дороги, иметь опасные участки (ямы, полуразрушенные строения и т.д.). Желательно, чтобы место проведения праздника было зоной для прогулок местных жителей.

Дистанция соревнования должна быть закольцована и проходить по хорошо просматриваемой дороге. Контрольные пункты должны располагаться в зарослях с обеих сторон дороги (не далее 100м от дороги), с таким расчетом, чтобы с дороги пункт не был виден, а с пункта дорога угадывалась.

Судей на контрольном пункте должно быть не менее 3-х человек.

В течение часа класс бегает по территории в поиске КП. За счёт эмоционального подъёма физическая нагрузка переносится намного легче.

Ученикам такие соревнования очень нравятся. Кроме того, спортивное ориентирование содействует умственному и физическому развитию, укреплению здоровья, помогает познавать и понимать природу.

Приложение

Условные знаки «На память». Рельеф

Горизонтали:

Утолщенная;

основная;

вспомогатель.

Направление ската, бергштрих

Горизонтали

Земляной обрыв

Земляной вал, земляная насыпь

Маленький или разрушенный земляной вал

Промоина больше 1 м

Промоина больше 0,5м до 1 м

Холмы, бугорки

Внемасштабные, маленькие бугорки

Вытянутые маленькие бугорки

Ямы

Микрояма

Микро-

воронка

Микронеров-

ности

Особый объект рельефа (нора, муравейник…)

Скалы и камни

Непреодолимая скальная стена

Скалы-останцы

Преодолимый скальный обрыв

Скальная яма, выработка

Пещера

Большой камень, валун

Особо большой камень

Каменистое поле, много валунов

Группа валунов в одном месте

Каменистый грунт

Открытый песок

Чистая, пробегаемая скала

Гидрография и болота

Большой водоем

Маленький водоем

Лужа

Непреодолимая река

Преодолимая река

Ручей

Канава с водой

Пересыхающая канава

Непреодолимое болото

Труднопроходимое болото

Заболоченность, мокрый грунт

Колодец

Родник, ключ

Особый объект гидрографии фонтан, гейзер

Растительность

Жизнь порой выдает такие пируэты, что трудно предугадать, где и в каких условиях можно оказаться уже завтра. Как показывает практика, люди, способные определять свое местоположение по местным признакам, независимо от погодных условий и времени суток, сохраняют уверенность в любых условиях: в горах, в непроходимой сибирской тайге, песчаной африканской пустыне или заснеженной казахской степи.

И напротив, известно немало случаев, когда, не сумев отыскать правильный ориентир в однообразной местности, гибли целые экспедиции. Поэтому, среди великого множества навыков, приобретаемых человеком в течение жизни, к наиболее полезным можно отнести ориентирование на местности.

Конечно же, есть уникумы с так называемой «шишкой направления», чисто интуитивно отыскивающие правильную тропу. Но полагаться на редко встречающийся феномен все же не стоит. А вот освоив существующие способы ориентирования, можно смело покорять новые маршруты, благополучно забыв значение слов «плутать», «паниковать» и «заблудиться».

Определение своего местоположения

Сущность ориентирования - определять свое местоположение относительно сторон горизонта, форм рельефа, окружающих предметов. Ориентирование осуществляется по компасу, местным предметам, формам рельефа, солнцу, луне, звездам и т. д. Чтобы правильно сориентироваться на местности, нужно научиться:

  • читать карту;
  • находить стороны света без компаса;
  • определять окружающие местные предметы (опознавать ориентиры);
  • распознавать, водоемы, тропы, детали рельефа (низины, овраги, возвышения);
  • измерять расстояния.

Детали рельефа и местные предметы, относительно которых определяется местоположение объекта, выполняют функции ориентиров. Ориентирование на местности проводится:

  1. С помощью топографической карты. Для этого нужно разложить карту в соответствии со сторонами света, определить свою точку стояния.
  2. Без карты. Можно определить стороны света по окружающим предметам, природным признакам, Луне и часам, Солнцу и часам, по компасу и отыскать точку своего местонахождения при помощи обозначенных ориентиров.

Свою точку стояния определяют, с помощью любого из следующих способов.

По расположенным поблизости ориентирам, на глаз

Это довольно простой, а поэтому основной способ приблизительного определения своего местоположения. Топографическую карту необходимо разложить в горизонтальной плоскости так, чтобы все указанные на ней направления, соответствовали сторонам горизонта и опознать на ней 1–2 ориентира.

Находясь возле каких-либо заметных ориентиров, точку своего местоположения определить проще простого. Функции основного ориентира могут возлагаться на отмеченный в карте мост, крупный камень, перекресток и т. д. Местонахождения данного условного знака и станет искомой точкой, которую нужно нанести на карту.

Пример: во время остановки на открытом участке местности, обнаружено дерево, растущее прямо в направлении дальнейшего следования группы, а немного левее, под прямым углом – поворотный столб. Определенное на глаз расстояние до дерева (400 м) и до столба (200 м), отмечают на карте таким образом, чтобы между ними получился прямой угол.

Промером проделанного пути

Данный способ применим при движении по тропе, просеке, дороге или другой линии местности, отмеченной на карте (берег озера, опушка леса и т. д.). Также промер используется при движении по прямой в выбранном направлении (как вариант, на удаленный ориентир или в условиях плохой видимости – по заданному направлению).

Незаменим способ на закрытой, бедной ориентирами местности. Следует начать движение от любого опознанного на местности и обозначенного на карте условного знака (моста, перекрестка, лесной опушки) и считать шаги парами. Таким образом, для определения точки стояния достаточно отложить в масштабе карты расстояние, пройденное от исходной точки по данному направлению.

Засечкой по ориентирам

На открытой местности или при условиях хорошей видимости нет более подходящего способа определения своего местоположения. Во время движения вдоль любого линейного ориентира, нужно опознать на карте любой, заметный на местности условный знак (дерево, камень, столб и т. д.).

Приложив к изображению карандаш, повернуть ее вокруг ориентира так, чтобы ориентировки карты не сбились. Точка пересечения воображаемой линии, проходящей параллельно карандашу с изображением дороги, на которой находится объект и станет точкой его местоположения.

Если выбранный ориентир расположен перпендикулярно маршруту следования, или на одной линии с другим видимым и обозначенным на карте ориентиром – определить местоположение проще простого.

В первом случае - это точка пересечения дороги с прямой, проложенной через ориентир (перпендикулярно маршруту следования объекта). Во втором – с прямой, проходящей через оба ориентира.

Обратной засечкой по нескольким ориентирам (способ Болотова)

Применяется, если туристский поход проходит вдали от дорог и в направлениях, не указанных в карте. Главное, отыскать на местности два указанных в карте предмета, находящихся в разных направлениях, под углом от 30 до 150 градусов друг от друга.

Затем сориентировать карту по компасу и, отметив на ней ориентиры, прочертить прямые от них на себя. Место пересечения этих направлений и станет искомой точкой.

Как определить ориентир и сличить его с картой

Чтобы сличить топографическую карту с местностью, необходимо отыскать на карте все замеченные предметы и формы рельефа, и напротив, обнаружить на местности формы рельефа и предметы, обозначенные в карте. Чтобы отыскать на карте видимый на местности предмет, нужно:

  • правильно разложить карту (ориентировать) и отметить на ней свое местоположение;
  • не перемещая карту, повернуться лицом к предмету, который необходимо отыскать на ней;
  • приложить карандаш к отмеченной точке стояния, направив его на ориентир, замеченный на местности;
  • по направлению карандаша отыскать условное обозначение пока еще неопознанного предмета (расположение условного знака покажет местоположение предмета на карте).

Чтобы отыскать на местности предмет, обозначенный на карте, нужно:

  • ориентировав карту, отметить на ней точку своего стояния;
  • приложить карандаш к отмеченной точке и условному знаку еще не обнаруженного на местности предмета;
  • не поворачивая карту, внимательно посмотреть на местность вдоль карандаша;
  • в этом направлении разыскать предмет (важно предварительно определить расстояние до ориентиров по карте и учитывать его во время поисков).

Определение расстояний до целей

Расстояние определяют в метрах. Если известны линейные размеры и углы: по масштабу карты, путем сличения карты с местностью. В применяемой формуле расстояние до предмета равняется его высоте (длине, ширине), умноженной на 1 тыс. и деленной на угол, под которым заметен предмет (в тысячных).

Угловые величины цели измеряются при помощи полевого бинокля и прочих оптических средств наблюдения. «Тысячная» формула популярна среди туристов и в военной топографии, поскольку позволяет быстро и точно решить важные задачи.

Пример: отдельно стоящее дерево с высотой 2,4 м, замечено под углом 0–02. Нужно определить расстояние до цели. Решение: Д=В*1000/У = 2.4*1000/2 = 1200м.

Д – расстояние до цели;

В – высота цели;

У – угол видимости цели. Его несложно определить при помощи формулы: В * 1000: Д.

Также расстояние до цели можно определить шагами, а затем перевести его в метры. Шаги считают парами (средняя пара шагов равна 1,5 метров).

Например: турист прошел 900 пар шагов. Проделанное им расстояние умножаем на 1,5 и получаем 1350 метров.

Рекомендации специалиста: Чтобы освоить данный метод, нужно тренироваться в ходьбе ровным шагом, уделяя особое внимание подъемам, спускам, кочкам и прочим «неровностям». Всегда предпочтительнее знать длину своего шага в метрах, а не руководствоваться приблизительными результатами.

Чтобы ее определить, достаточно прошагать прямую, длиной от 200–300 метров и провести несложные математические расчеты. Каждая новая сотня шагов начинается заново, после того, как предыдущая будет зафиксирована в блокноте или каким-то другим способом.

Обратите внимание! Можно использовать для автоматического отсчета шагов специальное устройство-шагомер. Погрешность этого способа составляет 2–4%.

Способы ориентирования карты

В походе важно уяснить основное правило: работать исключительно на ориентированной карте. Ориентировать, значит расположить ее таким образом, чтобы северная сторона «смотрела» на север, а остальные – соответственно сторонам света. Только так, все наблюдаемые направления и условные знаки будут совпадать с направлениями и условными знаками, указанными на карте.

Точность ориентирования зависит от поставленных целей. Приближенное осуществляется на глаз, точное – по компасу, направлениям на местные предметы, линиям местности.

Ориентирование карты по компасу

Проводится на закрытых, бедных на ориентиры участках местности. Сначала снимают фиксатор стрелки и ждут, пока она остановится, а указатель покажет северное направление. Компас держат в горизонтальном положении, как можно дальше от металлических предметов, линий электропередач, железнодорожных путей.

Затем прибор устанавливают на карту таким образом, чтобы нулевой диаметр лимба (С – Ю) совпадал с западной или восточной стороной карты. При этом буква С должна быть направлена к северной, верхней стороне карты. Затем карту аккуратно поворачивают, пока северная стрелка компаса не окажется напротив деления, соответствующему величине деления (при склонении до 3 градусов его не учитывают).

Зачастую в полевых условиях карта мнется, а ее рамка заворачивается. В прикладывают к любой вертикальной линии координатной сетки. Но при этом необходимо ввести поправку магнитного склонения, направления. Данные величины можно найти в тексте под южной стороной карты.

Полезный совет! Теперь, когда рынок наводнен китайскими товарами низкого качества, прежде чем покупать компас, его необходимо проверить. Сначала удостовериться, что направление магнитной стрелки соответствует северной части света. После этого приблизить к компасу любой металлический предмет – у качественного компаса стрелка резко отклоняется в сторону. Затем предмет забрать – стрелка должна встать на место.

Ориентирование карты по линиям местности

Чтобы сориентировать карту по направлениям, нужно перейти на указанную в карте линию местности (это может быть шоссейная или железная дорога, лесная просека и так далее). Приложить к линии своего стояния карандаш, повернуть карту таким образом, чтобы направление карандаша совпадало с направлением этой линии на местности.

Далее следует удостовериться в том, что все обозначенные в карте предметы, по всем характеристикам совпадают с предметами, расположенными на местности. Только при положительном результате карта ориентирована верно.

Ориентирование карты по направлениям на ориентир

Данный способ ориентирования приемлем лишь в том случае, если известна точка стояния человека и из этой точки виден ориентир, обозначенный на карте. К точке стояния, отмеченной на карте, прикладывают линейку так, чтобы соединить ее с условным знаком, обозначающим ориентир. Затем карту нужно поворачивать до тех пор, пока направление линейки и линия расположения ориентира не совпадут.

Итак, исходя из вышеописанного, можно уяснить, что процесс ориентирования по карте осуществляется в три этапа:

  • ориентирование карты;
  • определение своей точки стояния;
  • сличение карты с местностью.

Способы ориентирования

Кто-то наверняка спросит: зачем нужно уметь ориентироваться, если поход не продлится больше 2–3 суток, а выбранный маршрут - хожен и перехожен? Научившись предугадывать форс-мажорные ситуации, можно обезопасить себя от многих неприятностей, избежать печальной участи без вести пропавших грибников или охотников.

Даже самый опытный турист может отстать от группы и в этот момент многое зависит от содержимого его рюкзака. Поэтому топографическая карта, компас и фонарик – должны восприниматься так же, как жизненно необходимые лекарственные препараты. А ориентирование на местности должно быть усвоено с добросовестностью первоклассника.

Цели ориентирования – максимально точно определить свое местоположение по отношению к сторонам горизонта, заметным местным ориентирам, выдержать заданное/выбранное направление следования, уяснить положение местных предметов, объектов.

Ориентирование по компасу

Мало кто знает, как ориентироваться без компаса. Поэтому отправляясь в туристический поход, особенно новичкам, не стоит игнорировать этот прибор. Тем более, что он занимает совсем мало места.

Чтобы сориентироваться, достаточно придать компасу горизонтальное положение и отпустить тормоз стрелки. Затем установить так, чтобы нулевое деление шкалы (С) оказалось напротив северного конца стрелки и совпало с севером карты. Причем центр прибора должен быть вровень с местом стояния, обозначенного на карте. И вот что должно получиться в каждом направлении горизонта:

  • С – 0 градусов;
  • В – 90 градусов;
  • Ю – 180 градусов;
  • З – 270 градусов.

После определения сторон горизонта, останется сориентировать карту, обозначив на ней место своего стояния и местные ориентиры.

Ориентирование по компасу без карты

Для этого лучше всего подходит компас Адрианова, по которому можно определить азимуты на окружающие предметы и направления на них по указанным магнитным азимутам.

Азимут – это угол между направлением на север и на какой-либо предмет (ориентир). Как правило, его отсчитывают в направлении видимого движения небесной сферы (на картах по часовой стрелке). Фиксируя значения азимута, можно создать целую цепь ориентиров. Итак, движение по азимуту, это не что иное, как определение нужного направления движения и его выдерживание во время дальнейшего движения.

Чтобы потренироваться в умении определять стороны света без карты, можно захватить компас, отправляясь в лес на «тихую охоту». Лучше всего выбрать в качестве ориентира шоссейную дорогу. Удалившись от нее в лес в перпендикулярном направлении, но оставив ориентир в поле своего зрения, повернуться к дороге лицом. Достать компас и активизировать. Поворачивать, пока указатель не сольется с нулевой шкалой.

Затем, соединить центр прибора и дорогу воображаемой линией. Зафиксировать направление возвращения. Указатель мушки будет указывать направление дальнейшего движения в лес. Отдаляясь от дороги, нужно контролировать положение стрелки, чтобы вовремя заметить серьезное отклонение от заданного маршрута.

Если возникла необходимость вернуться в исходную точку, нужно взять компас так, чтобы указатель мушки показывал вперед. Затем развернуться с прибором, дождавшись совпадения севера стрелки с севером шкалы и двигаться в этом направлении.

Ориентирование с помощью часов

Самым быстрым и простым является . За то время, что часовая стрелка дважды проходит циферблат, солнце лишь раз огибает нашу планету. Исходя их этого, можно определить стороны горизонта следующим образом:

  1. Придать ручным/карманным часам горизонтальное положение.
  2. Не принимая во внимание минутную стрелку, развернуть корпус так, чтобы часовая стрелка указывала на солнце.
  3. Угол, получившийся между цифрой «1», часовой стрелкой и центром циферблата разделить на 2.

Разделяющая линия определяет где юг, а где север (до 19 часов юг на солнечной стороне, после 19 часов – в той стороне, откуда солнце начало свое движение).

Важно понимать, что данный способ не дает 100% точного результата. Причина погрешности в том, что часы лежат параллельно плоскости горизонта, а видимая суточная «солнечная дорога» проходит в горизонтальной плоскости исключительно на полюсе.

Чтобы добиться максимально точных показателей, бывалые туристы используют такой способ ориентирования:

  1. Придать часам наклонное положение (угол 40–50 градусов по отношению к горизонту), придерживая большим и указательным пальцами у цифр «4» и «10» (цифра «1» от себя).
  2. Отыскать на циферблате середину дуги между цифрой «1» и концом часовой стрелки и приложить туда спичку перпендикулярно циферблату.
  3. Удерживая часы под тем же наклоном, поворачиваться с ними по отношению к светилу так, чтобы тень, отбрасываемая спичкой, прошла через центр циферблата. Как раз в этот момент цифра «1» покажет южное направление.

Ориентирование по солнцу

Известно немало способов ориентирования по Солнцу. Однако нужно запастись терпением, ведь для их применения требуется много времени, исчисляемого не минутами, а часами. Итак:

  • в полдень (13 часов) солнце на юге;
  • в 1 час – на севере;
  • ближе к 7 часам утра – на востоке;
  • в 19 часов вечера – на западе.

Но как определить север – юг в другое время? Для этого вводятся соответствующие поправки из расчета: 1 час движения Солнца = 15 градусов.

Важно учитывать, что летом в средних широтах светило восходит на северо-востоке, а заходит на северо-западе. Зимой – восходит на юго-западе, а заходит на юго-западе. Только в периоды равноденствия, которые можно наблюдать два раза в год, солнце восходит на востоке, а заходит на западе.

Ориентирование по Полярной звезде

Необыкновенно яркая звезда всегда указывает северное направление. Погрешность возможна, но она не превышает 2 градусов. Полярная звезда соседствует с полюсом мира – точкой, вокруг которой, как нам кажется, вращаются все звезды. Отыскать ее нетрудно, нужно лишь обратить внимание на созвездие Большой Медведицы.

Затем (мысленно) расстояние между самыми отдаленными звездами «ковша» пятикратно отложить по прямой линии вверх и наткнуться на искомый ориентир. Полярная звезда (она же конец «ручки ковша» малой Медведицы), такая же яркая, как остальные звезды Большой Медведицы.

Даже если небесный ориентир закрыт облаками, и удается рассмотреть лишь Большую Медведицу, определить северное направление довольно просто.

Ориентирование по луне

В полнолуние можно определить стороны горизонта при помощи луны и часов:

При прибывающей/убывающей Луне нужно разделить радиус диска на 6 равных секторов. Определив количество полученных частей в поперечнике видимого серпа Луны, нужно посмотреть который час.

При прибывающей – вычесть, а при убывающей – прибавить к зафиксированному времени количество частей. Полученный результат покажет час, когда в нынешнем направлении Луны окажется солнце. Это позволит определить южное направление так же, как по Солнцу и часам. Разница лишь в том, что на Луну направляется не часовая стрелка, а участок циферблата, соответствующий полученному часу.

Ориентирование по растениям

Определяя стороны горизонта по растениям, не следует руководствоваться лишь одним признаком. Для получения точного результата, требуется хотя бы 2 подтверждения. Итак, на что обратить внимание:

  • на северной стороне древесная кора грубая, на южной – более тонкая, эластичная;
  • лишайники и грибки более щедро покрывают северные стороны деревьев;
  • обилие смолы можно заметить на южной стороне хвойных пород;
  • на южной стороне хвойные породы более ветвистые;
  • фрукты или ягоды, расположенные с южной стороны, раньше созревают, приобретают яркую окраску;
  • стволы сосен после дождя чернеют с севера;
  • дуб в горах, практически всегда произрастает на южном склоне;
  • годичные кольца на пнях, расположенных на открытой местности, более широкие с южной стороны;
  • весенняя трава с северной стороны лесной поляны растет гуще чем с южной;
  • с южной стороны возле пней, деревьев, столбов или других крупных предметов трава более высокая и густая, чем с северной (если лето засушливое, «южная» трава желтеет и сохнет, а «северная» сохраняет сочно-зеленый цвет);
  • цветки подсолнечника и череды практически всегда «смотрят» на солнце, поворачиваясь за его движением по небу (поскольку цветки никогда не разворачиваются к северу, при ненастной погоде это позволяет приблизительно сориентироваться);

в летнее время, достаточно пощупать грунт, находящийся около больших предметов, чтобы определить южное направление (с южной стороны он более сухой, чем с северной).

Ориентирование по животным

Исследуя повадки различных животных, можно получить увлекательный материал для ориентирования. Вот лишь некоторые сведения об особенностях поведения зверей, птиц и насекомых, позволяющие найти север без компаса:

  • муравейники довольно часто располагаются по южным сторонам пней, деревьев или кустарников (северный скат «муравьиного домика» более крутой, чем южный);
  • гнезда степных пчел размещаются на обращенных к югу поверхностях;
  • сирийский поползень обустраивает свое жилище на участке горы, «смотрящей» на восток;
  • гнезда чаек или моевок всегда расположены на северо-западных или западных участках суши (берегах островов);
  • обитающие в степи грызуны вход в свою нору оборудуют с южной стороны;
  • во время сезонного перелета птиц все зависит от времени года: осенью пернатые направляются на юг, весной – на север.

Интересный факт! Поразительной способностью к ориентированию отличаются лошади и собаки. Даже если маршрут перестал быть узнаваемым, можно не искать ориентиры, а просто довериться животному, которое интуитивно выведет, куда нужно.

Ориентирование по рельефу

Возможно безошибочное определение сторон света без компаса при помощи оврагов. Стоит лишь взглянуть на неровность и глаз сразу зафиксирует заметную разницу в склонах:

  • северная сторона – довольно крутая, покрытая жидкими клочками бурой растительности;
  • южная – пологий склон, покрытый сочной густой травой.

Ориентирование по радиосигналам

Для этого нужно как минимум иметь радиоприемник. Чтобы сориентироваться, достаточно зафиксировать сигналы наиболее мощных радиостанций при помощи азимута компаса. Лучше всего, если направление сигнала совпадает с какой-либо стороной света.

Если ориентировка потеряна, устройство устанавливают в направлении самого слабого звучания (оно укажет нужную, ранее зафиксированную компасом, сторону горизонта).

Ориентирование в горах

Даже в ненастный день по форме склонов гор можно безошибочно определить стороны горизонта.

Обращенные на юг горные склоны быстрее освобождаются от снега, обсыхают и разрушаются стекающими водами. Поэтому они более отлогие.

Северные склоны долго находятся под снегом, поэтому хорошо увлажнены и менее подвержены разрушению. Поэтому они круче.

Ориентирование в пустыне

Неспроста жители пустыни считаются непревзойденными следопытами. Они с поразительной точностью читают следы, оставленные на песке (едва заметные треугольники оставляют жуки, ямки – зайцы, более крупные впадины – караваны верблюдов и так далее).

Увы, но обыкновенные туристы не обладают такими способностями, поэтому оказавшись в пустыне, им приходится вооружаться правилами ориентирования. Если водоемов, колодцев, дорог или других обозначенных в плане местности ориентиров поблизости нет, необходимо внимательно осмотреть местность. Указать направление к оазису или населенному пункту могут следы костров, остатки снаряжения, останки погибших вьючных животных.

Зная направление господствующих ветров, можно определить стороны горизонта по формам дюн, барханов:

  • летом барханы перемещены на юго-востоке;
  • с поздней осени и до самой весны, когда направление ветра меняется, их вершины двигаются к северо-западу.

Внимание! Такое губительное для человека явление, как мираж, как правило, происходит в полдень. Поэтому следует быть осмотрительнее, неожиданно заметив оазис среди песков.

По таянию снега

Наличие снежного покрова создает дополнительные признаки для ориентирования. Итак, рассмотрим основные из них:

  • зимой снег налипает к строениям преимущественно с севера, а быстрее оттаивает – с юга;
  • в яме, овраге или даже следах человека в северном направлении тает быстрее, чем в южном;
  • в горах, на пригорках или других возвышенностях быстрее оттаивают южные склоны (чем круче склон, тем быстрее образуются прогалины - каждый градус уклона местности, как бы приближает ее на этот самый градус к экватору);
  • корни пней, деревьев быстрее «вылезают» из-под снега с южной стороны;
  • в самом начале весны южные поверхности немного подтаивают, а северные, напротив, остаются плотно залепленными снегом;
  • опушка леса с северной стороны выходит из-под снежного покрова на 2 недели позже, чем с южной стороны.

По тени

Ориентирование по тени осуществляется при помощи метровой палки. Ее втыкают в землю и отмечают конец тени. Спустя 20 минут, когда тень сместится, ее конец также фиксируют. Затем концы теней соединяют метровой палкой и делают шаг на величину этой самой палки: начало шага с места первой метки, конец – в конце палки.

Важный момент: если ориентирование происходит до полудня, начало шага выполняют правой ногой; если в послеполуденное время – левой. При выполнении шага, корпус тела будет разворачиваться до тех пор, пока лицо не «посмотрит» на север.

По местным предметам

Местные предметы – это лишь точечные ориентиры, не гарантирующие точного результата. Это важно учитывать и при малейшей возможности использовать другой способ ориентирования. Наиболее правдивы предметы, ориентированные на следы деятельности человека:

  • алтарь православной церкви смотрит на восток, колокольня – на запад;
  • алтарь католического костела обращен на запад;
  • опущенный конец нижней перекладины креста на куполе православной церкви обращен к югу;
  • просеки в лесу прорубаются с севера на юг;
  • нумерация кварталов, выставляемая на квартальных столбах, ведется с запада на восток, дальше на юг.

Ночное ориентирование

Чтобы максимально точно сориентироваться в ночное время, нужно просто посмотреть на усыпанное звездами небо и отыскать там Большую Медведицу. Но как узнать верную дорогу, если небо заволокло тучами и вокруг кромешная тьма?

В этом поможет ночное ориентирование, которое также применяется при отсутствии ориентиров или в условиях плохой видимости: туман, задымленность и т. д. Чтобы не сбиться с пути и отыскать обратную дорогу, бывалые путешественники создают искусственные ориентиры:

  • кучи камней;
  • зарубки/затески на древесных стволах;
  • надламывание веток;
  • завязывание узлов в высокой траве или кустарнике;
  • вывешивание полосок белой ткани или бумаги на пути следования;
  • в летнее время: отметины белой краской или мелом;
  • зимой: посыпание проделанного пути песком, золой, сажей, грунтом;
  • выставление направления в виде воткнутых в землю или снег веток, шестов.

Главными помощниками в составлении дальнейшего маршрута являются:

  1. Ветер. Если есть возможность определить его направление, достаточно сочетать с ним свое движение.
  2. Звук. В ночное время слух человека обострен и даже самый тихий звук слышится лучше чем днем. Ориентиром может стать журчание ручейка, колокольный звон и т. д. А в зимнее время, скрип саней можно услышать за несколько километров.

Что делать, если направление потеряно, а ориентира нет?

Случается, что отыскать точный ориентир не представляется возможным и человек начинает паниковать. Это неправильная реакция, ведь ситуация не относится к разряду непоправимых. Если направление потеряно, нужно вернуться туда, где оно было определено и начать движение заново (не забывать, как можно чаще сверяться с картой).

Еще можно распознать крупные ориентиры (реки, леса) и пройти по азимуту к любому указанному месту. Затем необходимо сориентироваться, определить отклонение и величину пройденного пути, чтобы вернуться на маршрут. Чтобы лучше рассмотреть местность, специалисты рекомендуют взобраться на какую-либо возвышенность.

Некоторые маршруты проходят через местность, на которой нет ни одного ориентира. Такие отрезки пути нужно уметь предугадывать и определять еще до начала похода. Это поможет преодолевать их быстро и безболезненно.

Таблицы видимости и слышимости

Слышимость звуков зависит от многих факторов. Далее приведена усредненная дальность, позволяющая различить характер звука.

Методика видимости основана на предельных значениях, когда человек с нормальным зрением может рассмотреть и различить определенные предметы. Эти расстояния индивидуальны для каждого человека. Сравнительные данные день/ночь указаны в таблице:

Собираясь в увлекательное лесное путешествие или на покорение очередной горной вершины, следует взять с собой основные элементы ориентирования: компас, карту, часы. Вполне возможно, что именно в этот раз группа собьется с маршрута, а данная предусмотрительность поможет отыскать правильный путь.