Изначально создателем Венеры Милосской считался Пракситель, первый изваявший скульптуру типа «Венера стыдливая». Однако этот мастер жил в IV до н.э., а ряд особенностей, таких как удлиненное повернутое туловище и маленькая грудь, характерен для более позднего периода – конец II, начало I века до н.э. Личность доподлинно так и не была выяснена, но принято считать автором Милосской Александроса (Агесандра) Антиохийского. Именно это имя было указано на постаменте статуи, утерянном позже.
Однажды случайной находкой из Греции на острове Милос оказалась статуя богини. По мнению исследователей она провела в плену земли около 2-х тысячелетий, было очевидно, для того чтобы предотвратить уничтожение статуи, ее надежно спрятали от опасности.
Подобные меры безопасности спустя 50 лет пришлось повторить. В 1870 году Венеру Милосскую снова заточили в подземный плен – погреб полицейского здания Парижа. Приближение немцев к столице вынудило пойти на такие меры, уже вскоре полицейская префектура дотла, а статуя, благодаря бдительности работников искусства, осталась неповрежденной.
Но перед этим она достаточно долго пробыла в загоне для коз, куда ее спрятал крестьянин, жаждущий выгоды. Именно здесь античную богиню заметил офицер французской армии – Дюмон-Дюрвиль. Как человек имеющий образование, он не мог не оценить по достоинству шедевр, явно сохранивший свой первоначальный вид практически полностью. Француз без сомнений признал богиню любви и красоты. Вдобавок ко всему, существует много упоминаний о том, что в руках у Венеры было яблоко от Париса.
Объемы Милосской богини практически подходят под современные параметры красоты 90-60-90. Формы статуи 86-69-93 при росте 164 см.
За свою находку крестьянин потребовал нереальную сумму, которой у офицера не было. Однако с помощью дипломатии и уговоров Дюмон-Дюрвиль договорился, чтобы тот не продавал никому скульптуру, пока он не вернется с деньгами. Объяснив ценность подлинного шедевра консулу в Константинополе, офицер добился от него помощи в приобретении скульптуры для музея Франции.
С радостной новостью Дюмон-Дюрвиль примчался на Милос, но тут его ожидало разочарование. Жадный крестьянин уже продал статую туркам, сделка был совершена, а античное произведение было упаковано. Однако все же уговоры Дюмона в комплекте с заоблачной суммой сделали свое дело. Упакованная статуя тайно была перегружена на французский корабль.
Турки обнаружили пропажу и не согласились просто так расстаться с ценной находкой. В результате произошло небольшое сражение между французским и турецким судном за право обладать скульптурой богини. Многие считают, что именно в этом противостоянии были утеряны руки Венеры. До сих пор об их местонахождении ничего не известно.
Ежегодно в Лувр приезжают более 6 миллионов человек, желающих посмотреть на безрукую богиню. Более того, 20% из этого числа не посещает другие залы и экспозиции.
Афродита Милосская все же осталась в руках у французов. В 1821 году скульптура была определена французским послом в Лувр. Сейчас Венера считается одним из главных экспонатов музея и находится в отдельном зале. Несмотря на щербинки и отсутствие рук, античная богиня предстает перед посетителями Лувра истинным идеалом красоты.
Региональную «фамилию» Венера получила по названию острова, на котором была найдена в 1820 году французским моряком. Милос, сегодня являющийся территорией Греции, в то время находился под властью Османской империи.
Француз, сопровождаемый провожатым-греком, нашел прекрасную статую — в целом, хорошо сохранившуюся, но разделенную пополам. Турецкие власти после изнурительных торгов все-таки разрешили вывезти статую с острова, однако позднее, осознав, какую ценность потеряли, устроили показательное наказание грекам, участвовавшим в поисках и транспортировке. В процессе последней как раз и были утрачены руки. Во Франции Венера была представлена Людовику XVIII и вскоре передана Лувру, где находится по сей день.
Генерал-фельдмаршал Герд фон Рундштедт в Лувре. (wikipedia.org)
На постаменте, который был найден вместе со скульптурой, а затем утрачен, указано, что статую изготовил Александр, сын Менида, гражданин Антиохии на Меандре. И произошло это около 130 года до нашей эры.
Статуя была вылеплена частями, которые затем соединили. Подобная техника была популярна на Кикладах. Судя по оставшимся крепежным отверстиям, Венера была в браслетах, серьгах и оголовье, а мрамор при этом был раскрашен. Для своего времени скульптура уникальна изящным изгибом тела и искусно выполненной драпировкой спадающей ткани.
3D-реконструкция статуи. Источник: wikipedia.org
Принято считать, что полуобнаженная богиня олицетворяет собой Афродиту (в римской традиции — Венеру), но отсутствие рук, в которых она могла держать характеризующие ее атрибуты, дает почву для многочисленных гипотез.
Есть предположение, что Венера держала яблоко. Существуют гипотезы, что это богиня моря Амфитрита, которая была крайне почитаема на Милосе. Она могла быть с кем-то в паре, одной из рук опираясь на плечо соседней скульптуры. Могла держать лук или амфору — атрибуты Артемиды.
Есть также гипотеза, что скульптура была не богиней, а гетерой — одной из тех, что часто изображали на вазах.
Изображение статуи Праксителя. (wikipedia.org)
За свои красивые глаза и чарующие изгибы скульптура считается все же богиней любви и относится к так называемому Книдскому типу. Около 350 года до н. э. Пракситель вылепил обнаженную богиню, которая придерживала упавшие одежды. Статуя не сохранилась, но образ воспроизведен многочисленными последователями в скульптуре и живописи.
Греческая скульптура оказала колоссальное влияние на последующие эпохи. Во многом идеалы красоты тела были впервые воплощены в мраморе античными мастерами и с небольшими вариациями дошли до наших дней. Период эллинизма, к которому относится Венера Милосская, был временем перемен: традиционные для классической Греции социальные институты изживали себя, возникали новые. Менялись устои и нормы, мировоззрение, отношение к искусству.
Эстетика формировалась под влиянием культур тех народов, которые входили в состав империи по мере ее расширения. Все заметнее влияние Востока с его вниманием к декору, деталям, чувственностью и эмоциональностью, которая проступает даже в мраморе. Скульптура больше не была воплощением статического положения идеального тела, но демонстрировала страсти, обуревавшие героев, представляла жанровые многофигурные сцены, что в дальнейшем было использовано живописцами.
Венера Милосская, известная также как Афродита Милосская, – древнегреческая статуя, которая считается одним из самых известных творений древнегреческой культуры. Создана между 130 и 100 гг. до н. э. Изображает Афродиту (Венера у древних римлян) – греческую богиню любви и красоты. Выполнена статуя из белого мрамора. В высоту она достигает 203 см и имеет идеальные пропорции человеческого тела, соответствующие правилу золотого сечения.
Статуя неполная. Недостаёт рук и оригинального плинтуса или основной платформы. Они были утеряны уже после обнаружения данной скульптуры. Считается, что на платформе было указано имя создателя. Это известный мастер эллинистической эпохи Александрос Антиохийский. В настоящее время данный древний шедевр находится в Париже в Лувре. Своё название получил от греческого острова Милос в Эгейском море, где был обнаружен.
Точно неизвестно, кто конкретно обнаружил уникальную статую. По одной версии она была найдена 8 апреля 1820 года крестьянином Йоргосом Кентротасом в древних городских руинах Милоса возле деревни Трипити. По другой версии первооткрывателями являлись Йоргос Боттонис и его сын Антонио. Эти люди случайно зашли в небольшую подземную пещеру, находящуюся недалеко от руин древнего театра, и обнаружили прекрасную мраморную статую и другие мраморные фрагменты. Случилось это в феврале 1820 года.
Однако есть и третья версия. По ней Венеру Милосскую нашёл французский морской офицер Оливье Вутье. Он исследовал остров, пытаясь найти древние артефакты. Помогал ему в этом молодой крестьянин Воутер. Эта пара и откопала уникальную статую в древних руинах. При этом верхняя часть туловища и нижняя с плинтусом лежали раздельно вместе с колоннами (гермами), увенчанными головами. В левой руке Венера держала яблоко.
Вид на Венеру Милосскую спереди и сзади
Но скорее всего, статую нашли местные крестьяне и, ища покупателя, сообщили о находке французу Оливье Вутье. Тот древний шедевр купил, но у него не было разрешения на вывоз. Получить его можно было только у турецких чиновников, которые находились с Стамбуле. Такое разрешение сумел организовать через французского посла в Турции другой морской офицер Жюль Дюмон-Дюрвиль.
Пока в Стамбуле утрясались бюрократические нюансы, уникальная находка находилась на хранении у крестьянина Димитрия Мораитиса. Но тут следует сделать небольшое отступление и сказать, что поиск древних артефактов в XIX веке считался чрезвычайно выгодным и популярным бизнесом. Им занимались тысячи людей, а покупали уникальные находки как государства, так и владельцы частных коллекций. При этом считалось очень престижным выставить в государственном музее неповторимый в своей красоте древний шедевр. В результате этого, целые бригады искателей рыскали в долине Нила и на островах Средиземного моря, надеясь быстро обогатиться.
Венера Милосская в наши дни (слева) и её изначальный вариант (справа)
Поэтому крестьянин, хранящий статую женщины с яблоком в поднятой левой руке и с правой рукой, поддерживающей одежду на бёдрах, соблазнился финансовым предложением, поступившем от греческих пиратов. Венера Милосская была продана морским разбойникам, а французам ничего не оставалось, как забирать её обратно силой. В одном из боёв французские моряки захватили статую, но пока тащили её к себе на борт, потеряли обе руки и плинтус. Однако в жаркой схватке возвращаться за ними не стали.
После этого бригантина расправила паруса и со всей возможной скоростью понеслась к родным французским берегам, так как информация об исторической ценности статуи дошла до турецкого султана. Он повелел отобрать её у французов любой ценой и привезти с Стамбул. Но мужественные французские моряки, рискуя свободой и жизнью, сумели избежать столкновения с турецкими судами. Уникальный древний шедевр был благополучно доставлен в Париж.
В Париже привезённую статую тут же поместили в Лувр. Там верхнюю и нижнюю части соединили в единое целое. Имелся ещё небольшой фрагмент левой руки, но его не стали присоединять к туловищу. Вся же Венера Милосская изначально была выполнена из 7 блоков паросского мрамора. Один блок для обнажённого торса, другой для завёрнутых в одежды ног, по одному блоку для каждой руки, небольшой блок для правой ноги, блок для плинтуса и отдельный блок, изображающий небольшую колонну, стоящую возле статуи.
Полный вид статуи - так Венера Милосская выглядела в древности
В 1821 году отреставрированная скульптура была показана Людовику XVIII. Тот полюбовался на древний шедевр, и тот, после этого, стал доступен для всеобщего обозрения. Осенью 1939 года статую упаковали и вывезли из Лувра в связи с началом Второй Мировой войны. Все военные годы она находилась в замке Валансе в центральной части Франции, там же хранились и другие исторические шедевры.
После войны Венеру Милосскую вернули в Лувр. Там она и находится по сей день в одной из галерей музея на первом этаже. Она считается одной из лучших классических скульптур Древнего мира, олицетворяя собой женскую красоту и совершенство человеческих тел .
Предмет кровопролитных сражений, массовых интриг и многочисленных споров, Венера Милосская полна тайн. Приглашаем вас познакомиться с некоторыми из них.
Кстати, хотим напомнить, что есть вероятность того, что вскоре 200-летнему пребыванию Венеры Милосской в Лувре придет конец. По крайней мере администрация острова Милос сообщила о намерении .
Венера Милосская
Скульптура представляет собой тип Афродиты Книдской (Venus pudica, Венера стыдливая): богиня, придерживающая рукой упавшее одеяние (впервые скульптуру такого типа изваял Пракситель , ок. 350 до н. э.). Пропорции - 86х69х93 при росте 164см
Место, где была найдена статуя
Руки её были утрачены уже после находки, в момент конфликта между французами, которые хотели отвезти её в свою страну, и турками (владельцами острова), которые имели то же намерение.
Дюмон-Дюрвиль сразу понял, что единственная возможность сорвать сделку (а статую уже увезли в порт, чтобы отправить в Стамбул) - это попытаться перекупить Елену. Узнав, сколько турок заплатил за находку (а заплатил он буквально гроши), Дюмон-Дюрвиль, с согласия дипломата, предложил сумму вдесятеро большую. И уже через несколько минут толпа греческих крестьян во главе с прежним хозяином Елены мчалась к порту. Турки как раз грузили статую на фелюгу. Крестьяне потребовали от турка увеличить плату. Тот конечно же отказался. И тут начался бой, в котором французский королевский флот не участвовал, но присутствовал. В результате сражения статуя рухнула за борт. Началась эпопея по подъему ее наверх. Причем бои местного значения не прекращались, и до последнего момента не было ясно, кому же достанется этот шедевр. К тому же бухта оказалась глубокой и каменистой. Неудивительно, что, когда наконец статую подняли и отбили у турок, оказалось, что она потеряла руки. Их так и не нашли. По сей день. Существует описание статуи, сделанное Дюмон-Дюрвилем, который объясняет, почему крестьяне сначала называли ее Еленой Прекрасной - они с детства помнили о том, как Парис дарил яблоко, а потом женился на Елене. Но забыли, что яблоко досталось богине любви Венере.
Статуя была приобретена в 1821 году и в настоящее время хранится в специально подготовленной для неё галерее на 1-м этаже Лувра . Код: LL 299 (Ma 399).
В начале статую отнесли к классическому периоду (510-323 гг. до н. э.). Но оказалось, что со статуей привезли и постамент, на котором было написано, что Александр сын Менидеса, гражданин Антиохии на Меандре, сделал эту статую. И оказалось, что статуя относится к эллинистическому периоду (323-146 г.г. до н. э.). Впоследствии постамент пропал и до сих пор не найден.
Категории:
Wikimedia Foundation . 2010 .
Синонимы :