Характеристика звуков ш, ж, ч, щ и их артикуляция. Презентация "артикуляционный уклад свистящих звуков" Артикуляционный уклад шипящих звуков

21.01.2022

Примерный комплекс упражнений для выработки

Гимнастика губ и щёк

1. Надувание обеих щек одновременно.

2. Надувание правой и левой щек попеременно (перегонка
воздуха из одной щеки в другую).

3. Втягивание щек в ротовую полость между зубами, губы
вытянуты вперед.

4. Попеременное надувание и втягивание щек.

5. Оскал: губы при сжатых челюстях сильно растягиваются
в стороны, вверх, вниз, обнажая оба ряда зубов, плотно прижи­маясь к деснам, а затем вновь спокойно смыкаются.

6. Хоботок с последующим оскалом при сжатых челюстях.

7. Оскал с раскрыванием и закрыванием рта и последующее
смыкание губ.

8. Оскал: а) оскал, челюсти сомкнуты; б) раскрыть рот с ос­
каленными зубами; в) сомкнуть челюсти; г) сомкнуть губы.

9. Оскал при неподвижно раскрытом рте с последующим
закрыванием губами обоих рядов зубов.

10. При широко разомкнутых челюстях губы втягиваются
внутрь рта, плотно прижимаясь к зубам.

11. Поднимание плотно сжатых губ вверх (к носу) и опускание их вниз при плотно сжатых челюстях.

12. Поднимание верхней губы; обнажаются только верхние
зубы.

13. Оттягивание вниз нижней губы; обнажаются только нижние зубы.

14. Вибрация губ (фырканье лошади).

15. Движение губ хоботком влево, вправо; так же - растянутыми губами.

16. Вращательное движение губ хоботком: вверх, влево,
вниз, вправо; сначала движения выполняются раздельно, потом
слитно.

17. При сжатых челюстях плотно сомкнутые губы поднимаются к носу и опускаются к подбородку. Дыхание через нос.

18. Укрепление губ при беззвучном произнесении:

а) согласного п-п-п;

б) гласных у, о, и.

Уклад органов артикуляции. При произнесении звука ш губы округлены и слегка вытянуты вперед (перед последующим глас­ным а округление минимально, перед ы (и) округления может и не быть. Зубы сближены, но не соприкасаются, расстояние меж­ду ними 2-5 мм, верхние и нижние резцы видны. Широкий кончик языка поднят к альвеолам или передней части твердого нёба и образует с ними щель. Передняя часть спинки языка широкая, поднята к нёбу за альвеолами (напоминает форму пе­реднего край ковшика), но не касается нёба, а образует с ним щель. Средняя часть спинки языка опущена, прогибается книзу (углубление посередине образует как бы дно «ковшика»). Задняя часть спинки языка поднимается по направлению к мягкому нёбу и оттягивается назад. Боковые края языка прижаты к верх­ним коренным зубам и не пропускают по бокам выходящую струю воздуха. Мягкое нёбо прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость. Голосовые связки не на­пряжены, раздвинуты, голос не образуется. Воздушная струя сильная, широкая, теплая, легко ощущается тыльной стороной ладони, поднесенной ко рту.



При образовании звука ж та же артикуляция, что и при об­разовании ш; она дополняется работой сомкнутых и колеблю­щихся голосовых складок, производящих голос. Выдыхаемая струя воздуха несколько слабее, а щель между кончиком языка и твердым нёбом меньше, чем при образовании ш.

Звук щ в русском языке произносится как долгий мягкий фрикативный шипящий. При его произнесении губы округлены и слегка выдвинуты вперед. Широкий кончик языка поднят до уровня верхних зубов (ниже, чем при произнесении ш). Передняя часть спинки языка несколько прогибается, средняя часть при­поднимается к твердому нёбу, задняя часть опущена и продви­нута вперед. Язык напряжен. Нёбная занавеска поднята, голосо­вые складки разомкнуты. Сильная струя воздуха проходит через две щели: между средней частью спинки языка и твердым нёбом и между кончиком языка и передними зубами или альвеолами. Образуется сложный шум, более высокий, чем при звуке ш.

При произнесении звука ч губы, как при произнесении всех шипящих, округлены и вытянуты. Звук имеет сложную язычную артикуляцию: он начинается со смычного элемента (как при зву­ке т). Кончик языка опущен и касается нижних резцов. Перед­няя часть спинки языка прижата к верхним резцам или альвео­лам, средняя ее часть выгнута по направлению к твердому нёбу. Весь язык несколько продвигается вперед. Звук заканчивается кратким щелевым элементом (как при звуке щ). Граница между взрывным и щелевым (фрикативным) элементами не улавлива­ется ни на слух, ни артикуляционно, так как элементы слиты воедино. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос, голо­совые связки разомкнуты.

Выработке необходимых движений языка и воздушной струи способствуют следующие упражнения.

1. «Лопатка», «Блинчик», «Лепешка».

2. «Пирожок».

Цель: укреплять мышцы языка, развивать умение поднимать боковые края языка. Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края лопатообразного языка поднимаются вверх, по средней продольной линии языка образуется впадина. Язык в таком положении удер­живать под счет от 1 до 5–10. Следить, чтобы губы не помогали языку, оставались неподвижными.

3. «Качели».

4. «Язык перешагивает через зубы».

5. «Маляр».

Цель: вырабатывать движение языка вверх, его подвижность, умение управлять им.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погла­дить нёбо, делая движения языка назад-вперед (от зубов к горлу и обратно). Следить, чтобы язык не сужался, доходил до внут­ренней поверхности верхних резцов и не высовывался изо рта, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.

6. «Грибок».

Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать движение языка вверх, растягивать подъязычную уздечку.

Рот открыт. Губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к нёбу (язык присасывается) и удержать в таком положении под счет от 1 до 5 –10. Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная уздечка – его ножку. Следить, чтобы боковые края языка были одинаково плотно при­жаты к нёбу (ни одна половина не должна провисать), чтобы губы не натягивались на зубы. При повторении упражнения рот надо открывать шире.

7. «Гармошка».

Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать умение удержи­вать язык в вертикальном положении, растягивать подъязычную уздечку.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык прижать к нёбу (язык присасывается) и, не опуская языка, раскрывать и закры­вать рот. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и дольше удерживать в таком положении. Следить, чтобы при открывании рта губы были в улыбке и оставались неподвижными, а язык не прописал.

8. «Вкусное варенье».

Цель: укреплять мышцы языка, развивать подвижность языка, вырабатывать подъем широкой передней части языка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, затем втянуть язык в рот, к центру нёба. Следить, чтобы язык не сужался, при втягивании его боковые края скользили по корен­ным зубам, а кончик языка был поднят. Губы не натягиваются на зубы, нижняя челюсть не «подсаживает» язык вверх - она должна быть неподвижной.

9. «Чашечка», «Ковшик».

Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем боковых краев и кончика языка, умение удерживать язык в таком поло­жении.

Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опушена, прогибается книзу. В таком положении язык удержать под счет от 1 до 5-10. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть была неподвижна.

10. «Фокус».

Цель: вырабатывать умение удерживать боковые края и кончик языка в поднятом состоянии, учить направлять воздушную струю по середине языка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка прогиба­ется книзу. Удерживая язык в таком положении, сдувать ватку с кончика носа. Следить, чтобы нижняя челюсть была непо­движной, губы не натягивались на зубы, ватка летела строго вверх.

11. «Саночки».

Цель: развивать подвижность языка, умение удерживать язык в верхнем положении с приподнятыми боковыми краями.

Рот открыт. Губы в улыбке. Боковые края языка плотно прижимаются к верхним коренным зубам, спинка прогибает­ся вниз, кончик свободен. Движения языком вперед-назад, боковые края языка скользят по коренным зубам. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы не натягивались на зубы.

12. «Рупор».

13. «Заборчик» – «Рупор» – «Трубочка».

Цель: укреплять круговую мышцу рта, вырабатывать умение быстро менять положение губ.

Зубы сомкнуты. Губами имитируется произнесение звуков и-о-у.

14. Упражнение в произнесении звуков т" – щ.

Перед постановкой звука ч полезно проводить упражнение в поочередном произнесении звуков т" и щ. Это способствует бы­строму переключению языка из одного положения в другое, что необходимо для произнесения звука ч. Сначала звуки произно­сятся медленно, затем темп убыстряется. Следить, чтобы дети не произносили тыщ или тэщ.

15. «Горка».

Цель: выработать подъем передне-средней части спинки язы­ка, умение быстро менять положение языка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в нижние резцы, а передне-средняя часть его спинки сначала приподнимается до соприкосновения с верхними резцами, затем опускается. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, ниж­няя челюсть не двигалась.

Уклад органов артикуляции. Для произнесения звука л необ­ходима достаточно сложная работа различных частей артикуля­ционного аппарата: губы нейтральны и принимают положение в; зависимости от следующего гласного; расстояние между верхни­ми и нижними резцами - 2-4 мм; кончик языка поднимается и прижимается к основаниям верхних резцов (но может занимать и более низкое положение); передняя и средняя части спинки языка опускаются, корневая его часть приподнимается и оттяги­вается назад, посередине образуется ложкообразная вдавленность; боковые края языка опущены и пропускают выходящую воздушную струю; выдыхаемая струя воздуха слабая; мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос; голосовые связки колеблются, производя голос.

Артикуляция мягкого л" отличается от артикуляции твердого л тем, что губы при его произнесении несколько оттягиваются в стороны (что свойственно мягким согласным). Передне-сред­няя часть спинки языка поднимается по направлению ктвер­дому нёбу и несколько продвигается вперед, задняя часть спин­ки языка вместе с корнем значительно продвинута вперед и опущена.

Выработке необходимых движений языка способствуют сле­дующие упражнения.

    «Наказать непослушный язычок».

    «Лопатка», «Блинчик», «Лепешка».

    «Качели-1».

Цель:

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык положить снаружи на верхнюю губу, затем на нижнюю. Кончик языка подворачи­вать как можно больше. Следить, чтобы язык не сужался, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.

    «Качели-1».

Цель: вырабатывать умение быстро менять положение языка, развивать подвижность и гибкость кончика языка, точность его движений.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык вставить между верхней губой и верхними зубами, затем между нижней губой и нижними зубами. Следить, чтобы язык не сужался, губы и ниж­няя челюсть были неподвижны.

    «Качели-2».

Цель: вырабатывать умение быстро менять положение языка, развивать гибкость и точность движений кончика языка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий язык за ниж­ние зубы с внутренней стороны, затем поднять широкий язык за верхние зубы с внутренней стороны. Следить, чтобы язык не сужался, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не дви­галась.

    «Вкусное варенье».

    «Пощелкать кончиком языка».

Цель: укреплять кончик языка, вырабатывать подъем языка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка прижать к бугоркам за верхними зубами и со щелчком оторвать. Сначала выполнять движения медленно, постепенно темп убыстрять. Сле­дить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы не натягивались на зубы, кончик языка не подворачивался внутрь.

    «Беззвучно пощелкать кончиком языка».

Цель: вырабатывать движение языка вверх, укреплять мышцы языка, развивать точность движений кончика языка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка прижимать к бугоркам за верхними зубами и беззвучно отрывать. Сначала выполнять упражнение в медленном темпе, затем в быстром. Сле­дить, чтобы нижняя челюсть и губы не двигались. Кончик языка не должен загибаться внутрь и не должен высовываться изо рта.

Цель: вырабатывать подъем языка, развивать гибкость и по­движность его передней части. Рот открыт. Губы в улыбке. Производить широким перед­ ним краем языка движения по верхней губе вперед-назад, стараясь не отрывать язык от губы, кончик слегка загнуть, как бы поглаживать губу. Сначала производить медленные движения, потом убыстрять темп и добавить голос, пока не послышатся звуки бл-бл. Следить, чтобы язык не сужался (язык должен облизывать верхнюю губу, а не выдвигаться вперед), чтобы верхняя губа не натягивалась на зубы, нижняя челюсть не двигалась.

10. «Горка», «Киска сердится».

Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем спинки и корня языка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упира­ется в бугорки за нижними зубами, спинка языка выгибается вверх, затем выравнивается. Следить, чтобы кончик языка не отрывался от альвеол, губы и нижняя челюсть оставались непо­движными.

11. Упражнения в произнесении звука к (г).

Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем языка. Варианты:

а) Рот открыт. Губы в улыбке. Кончик языка опушен и оттянут назад. Медленно произносить звук к, стараясь задержать вы­ гнутый язык в верхнем положении как можно дольше. Следить, чтобы нижняя челюсть и губы были неподвижны;

б) То же, но произносить звук г.

12. «Катушка».

Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем спинки и корня языка, их подвижность.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в бугорки за нижними зубами, спинка языка выгибается, язык «выкатывается» вперед и убирается в глубь рта. Следить, чтобы кончик языка не отрывался от альвеол, губы и нижняя челюсть были неподвижными.

13. «Пароход».

Цель: вырабатывать подъем спинки и корня языка, укреплять мышцы языка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка опущен и оттянут назад, спинка языка выгнута к нёбу. Длительно про­износить звук ы («как гудит пароход»). Следить, чтобы кончик языка не приподнимался и находился в глубине рта, спинка хо­рошо выгибалась, звук ы не переходил в и, губы и нижняя че­люсть были неподвижны.

«ЛЯГУШКА – ХОБОТОК» На счет «раз - два» чередовать упражнение «Лягушка» и упражнение «Хоботок» Улыбнуться с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Прикус должен быть естественным, нижняя челюсть не должна выдвигаться вперед. . Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед трубочкой.

«ЛОПАТОЧКА» Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счет до пяти. В этом упражнении важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.

«НАКАЖЕМ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫЧОК» Положить широкий язык между губами и «пошлепать» его «пя - пя» .

«ЧАШЕЧКА» Язык широкий положи, А края приподними. Получилась чашка, Кругленькая чашка. Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка загнуть в форме чашечки. Удерживать на счет до пяти. Нижняя губа не должна обтягивать нижние зубы.

«БУБЛИК» Выполнить упражнение «Хоботок» . Затем округлить губы так, чтобы были видны зубы. Следить, чтобы зубы были сжаты. Удержать губы в таком положении на счет до пяти.

«ФОКУС» Положить на самый кончик носа маленький кусочек ватки. Язык в форме чашечки плотно примыкает к верхним губам. Нужно сдуть ватку с кончика носа.

«ЛОШАДКА» Улыбнуться, открыть рот. Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, язык должен быть широким. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной. Едем, едем на лошадке По дорожке гладкой. В гости нас звала соседка Кушать пудинг сладкий. Мы приехали к обеду, А соседки дома нету.

«МАЛЯР» Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться. Красить комнаты пора. Пригласили маляра. Челюсть ниже отпускаем, Маляру мы помогаем.

«ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ» Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху - вниз. Нижняя губа не должна обтягивать зубы (можно оттянуть ее вниз рукой).

«ГРИБОК» Я стою на ножке тонкой, Я стою на ножке гладкой, Под коричневою шляпкой С бархатной подкладкой. Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка - ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы в улыбке. Если ребенку не удается присосать язык, то можно пощелкать языком, как в упражнении «Лошадка» . В пощелкивании улавливается нужное движение языка.

«ГАРМОШКА» Положение языка как в упражнении «Грибок» , губы в улыбке. Не отрывая языка, открывать и закрывать рот. На гармошке я играю, Рот пошире открываю, К нёбу язычок прижму, Ниже челюсть отведу.

Артикуляционные уклады

Подготовила Лебедева М.Д.


Артикуляционные уклады звуков

  • Прежде чем начинать работу по постановке звука, нужно знать как правильно произносится этот звук. В каком положении должны быть органы участвующие в произнесении.
  • Все упражнения нужно учить перед зеркалом.

Артикуляционный уклад звука С

  • Губы улыбаются.
  • Зубы на маленьком расстоянии.
  • Язык широкий, он упирается в нижние зубы, посередине языка - канавка.
  • Горлышко не гудит.
  • Дуем на кончик языка. ССС

Артикуляционный уклад звука СЬ

  • Губы улыбаются.
  • Зубы на маленьком расстоянии.
  • Язык широкий, он близко придвигается к нижним зубам, посередине языка - канавка.
  • Горлышко не гудит. Дуем на кончик языка. СЬ____

Артикуляционный уклад звука З

  • Губы улыбаются.
  • Зубы на маленьком расстоянии.
  • Язык широкий, упирается в нижние зубы, посередине языка канавка.
  • Горлышко гудит. Гудим в кончик языка. 3___

Артикуляционный уклад звука ЗЬ

  • Губы улыбаются.
  • Зубы на маленьком расстоянии.
  • Язык широкий, близко придвигается к нижним зубам, посередине языка - канавка.
  • Горлышко гудит. Гудим в кончик языка. ЗЬ____

Артикуляционный уклад звука Ц

  • Губы улыбаются.
  • Зубы на маленьком расстоянии.
  • Язык широкий, упирается в нижние зубы, посередине языка - канавка.
  • Горлышко не гудит.
  • Сначала стучим по нижним зубкам кончиком языка (Т), а затем дуем на него (С) и делаем это быстро-быстро.
  • ТС____

Артикуляционный уклад звука Ш

  • Зубы не сжимаем, между ними расстояние - «большая дорожка» .
  • Язык широкий. Его передняя часть поднимается кверху, но не касается «потолочка».
  • Горлышко не гудит.
  • Горлышко не гудит.
  • Дуем на поднятый вверх кончик языка. Ш____

Артикуляционный уклад звука Ж

  • Губы круглые, вытянуты вперед.
  • Язык широкий, его передняя часть поднимается кверху, но не касается «потолочка».
  • Горлышко гудит.
  • Гудим в кончик языка, поднятый вверх. Ж_____

Артикуляционный уклад звука Щ

  • Губы круглые, вытянуты вперед.
  • Зубы не сжимаем, между ними расстояние - «большая дорожка».
  • Язык широкий, высоко поднимается кверху. Передняя часть языка придвигается близко к «потолочку», но не касается его.
  • Горлышко не гудит.
  • Дуем на поднятый вверх язык.
  • щ____

Артикуляционный уклад звука Ч

  • Губы круглые, вытянуты вперед.
  • Зубы не сжимаем, между ними расстояние - «большая дорожка».
  • Язык широкий, его передняя часть высоко поднимается кверху.
  • Горлышко не гудит.
  • Горлышко не гудит.
  • Сначала стучим по верхним зубам кончиком языка (ТЬ), а затем дуем на него (Щ) и делаем это быстро-быстро!

Артикуляционный уклад звука Л

  • Губы улыбаются.
  • Зубы не сжимаем, между ними расстояние - «дорожка».
  • Язык узкий, напряженный, его кончик поднимается кверху и упирается в бугорки за верхними зубами. Когда смотрим в зеркало, по бокам языка видны пустые места.
  • Горлышко гудит. Гудим в кончик языка. Л___

Артикуляционный уклад звука ЛЬ

  • Губы улыбаются.
  • Зубы на маленьком расстоянии.
  • Язык широкий, сильно упирается в бугорки за верхними зубами.
  • Горлышко гудит.
  • Мы гудим в кончик языка.
  • ЛЬ___

Артикуляционный уклад звука Р

  • Рот широко открыт.
  • Зубы на большом расстоянии.
  • Язык широкий, его кончик поднимается кверху и упирается в бугорки за верхними зубами.
  • Горлышко гудит.
  • Дуем и гудим в кончик языка, он дрожит.
  • Р______

Артикуляционный уклад звука РЬ

  • Рот широко открыт.
  • Зубы на большом расстоянии.
  • Язык широкий, кончик поднимается кверху и упирается в бугорки за верхними зубами.
  • Горлышко гудит.
  • Дуем и гудим в кончик языка, он дрожит. РЬ____

Артикуляция звука С.

Артикуляция звука С

Губы растянуты, слегка прижаты к зубам. Между резцами небольшая щель. Кончик языка опущен, прижат к внутренней поверхности нижних резцов. Передняя часть спинки языка опущена, средняя поднята, задняя опущена. Язык в положении «горка» или «мостик». Боковые края языка прижимаются к верхним коренным зубам. Передняя часть спинки языка образует щель с альвеолами, посредине языка – желобок, направляющий по центру выдыхаемую воздушную струю. Мягкое нёбо поднято (С — ротовой звук). Голосовые складки

разомкнуты (С – глухой звук).

О постановке звука С здесь.

Артикуляция звука З

Артикуляция звука З

Точно такая же, как при произношении звука С. Отличие лишь в том, что голосовые

складки сомкнуты (З – звонкий звук).

Артикуляция звука СЬ

Артикуляция звука СЬ

Средняя часть спинки языка больше приподнята вверх, желобок разрушается, передняячасть спинки языка более выгнута.

Артикуляция звука ЗЬ

Артикуляция звука ЗЬ

Точно такая же, как при произношении звука СЬ. Отличие лишь в том, что голосовые складки смыкаются (ЗЬ – звонкий звук).

Артикуляция звука Ц

Губы слегка напряжены и растянуты. Между резцами небольшая щель, кончик языка

Артикуляция звука Ц

прижат к нижним резцам. В первый момент артикуляции передняя часть спинки языка поднята и смыкается с передним краем твёрдого нёба. Во второй момент артикуляции она опускается, образуя щель с нёбом. Средняя часть спинки языка приподнята, задняя – опущена. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Мягкое нёбо поднято (Ц — ротовой звук). Голосовые складки разомкнуты (Ц – глухой звук).

О постановке свистящих звуков . Дефекты произношения свистящих звуков называются сигматизмом.

Виды сигматизма

1.Губно-зубной сигматизм. Нижняя губа приближается к верхним резцам. (С,Ц напоминает Ф, З – В) Предрасполагающие факторы губно-зубного сигматизма: прогнатия, гипотрофия мышц кончика языка при дизартрии.

2. Межзубный сигматизм. При произнесении звука, кончик языка просовывается между зубами. Получается шепелявый звук. Предрасполагающие факторы межзубного сигматизма: переднии открытый прикус, вялый язык, прогнатия, слабость мышц кончика языка при дизартрии, отсутствие передних зубов, аденоиды, чрезмерно крупный или длинный язык, слабость круговой мышцы рта.

3. Пригубный сигматизм. При произнесении звука кончик языка около зубов на уровне щели между зубами, образуется не свистящий, а тупой шум (звук напоминает Т или Д). Предрасполагающие факторы призубного сигматизма те же, что и у межзубного сигматизма.

4. Боковой сигматизм. Боковые края не касаются верхних коренных зубов, сбоку образуется щель через которую уходит часть воздушной струи. Боковой сигматизм может быть односторонним и двусторонним. Предрасполагающие факторы бокового сигматизма: боковой открытый прикус, длинный узкий язык, паретичность боковых краёв языка при дизартрии.

5. Носовой сигматизм. Мягкое нёбо не плотно смыкается с задней стенкой глотки. Часть воздуха проходит через нос. Предрасполагающие факторы носового сигматизма: паретичность мягкого нёба, расщелины.

6. Шипящее произнесение свистящих звуков. Механизм: кончик языка оттягивается вглубь ротовой полости, спинка языка поднята, желобок не образуется. Предрасполагающие факторы: повышенный тонус мышц языка при дизартрии, при открытой органической ринолалии.

Парасигматизм

Если звуки С и Сь, З, ЗЬ, Ц заменяются другими звуками, то такое нарушение называется парасигматизмом свистящих. Замены звуков это фонематический дефект, т.е. они свидетельствует о несовершенстве фонематического восприятия. При коррекции это очень важно учитывать.

Звук С чаще всего заменяется на Ф, СЬ, Ш, Т, З.

Звук З чаще всего заменяется на В, ЗЬ, С, Д, Ш, Ж.

Звук Ц чаще всего заменяется на С, Т, СЬ, ТЬ, Ш.

О постановке свистящих звуков .

Если Вы сочли данную информацию полезной, делитесь с друзьями в социальных сетях. Если у Вас есть вопросы по этой теме, пишите в комментариях, обязательно отвечу. Ваш логопед онлайн Перфилова Наталья Владимировна.