Что такое обсе. Обсе: история создания и цели Штаб квартира обсе находится в

29.04.2022

Что такое ОБСЕ? История данной организации такова. В 1973-м прошло международное совещание, на котором обсуждались вопросы сотрудничества и безопасности в Европе (СБСЕ). Участие принимали 33 государства. Оно окончилось подписанием главами стран и правительств в Хельсинки акта, который стал долгосрочной программой действий по строительству единой мирной, демократической и процветающей Европы. Организация является ключевой для Европейского сообщества. Она имеет широкие полномочия для разрешения различных конфликтов, мониторинга соблюдения прав человека в отдельно взятых странах, контроля

Эволюция организации

Что такое ОБСЕ? Согласно Хельсинкским заключительным договоренностям к основным направлениям деятельности организации относятся следующие вопросы, касающиеся европейской безопасности: сотрудничество в сферах науки, экономики, технологий, окружающей среды, в гуманитарной и других областях (права человека, информация, культура, образование). В этом и заключается миссия ОБСЕ. Важными вехами развития стали заседания государств-участников в Белграде (1977-1978 гг.), Мадриде (1980-1983 гг.), Вене (1986-1989 гг.).

Большое значение приобрели встречи государств-участников ОБСЕ на высшем уровне в Париже (1990-й), Хельсинки (1992-й), Будапеште (1994-й), Лиссабоне (1996-й) и Стамбуле (1999-й). В результате постепенной институционализации и принятия решений о создании должности Генерального секретаря (1993-й) и Постоянного Совета СБСЕ приобрела черты международной региональной организации. В соответствии с решением Будапештского саммита в 1995-м СБСЕ изменила свое название на ОБСЕ. Расшифровка аббревиатуры:

В 1996-м на Лиссабонской встрече глав стран-участниц были приняты весьма важные решения и документы. Во-первых, была определена концепция европейской безопасности в 21-м столетии. В ней шла речь о необходимости обустройства новой Европы без границ и разделительных линий. По сути, этот документ являлся основой для создания Европейского союза. Во-вторых, был обновлен ДОВСЕ (договор об обычных вооружениях).

Что такое ОБСЕ? Сегодня участниками организации являются 56 стран, включая все европейские, постсоветские, Канаду, США и Монголию. Такой состав ОБСЕ позволяет организации решать многие вопросы на мировом уровне. Её мандат охватывает огромный перечень вопросов военно-политической, экологической, экономической и научной сфер. Задачами организации являются: противодействие терроризму, контроль вооружений, экологическая и экономическая безопасность, защита демократии и прав человека, а также многие другие. Страны, входящие в ОБСЕ, имеют равный статус. Решения принимаются на базе консенсуса. Существуют различные институты ОБСЕ. Что это такое, мы разберемся ниже.

Цели

Организация в первую очередь направляет свои усилия на предотвращение различных региональных конфликтов, урегулирование спорных и кризисных ситуаций, устранение последствий войн и т. п. Основными средствами поддержания безопасности и решения достижения главных целей организации являются три категории инструментов. К первой относятся:

  • контроль распространения вооружений;
  • мероприятия по выстраиванию доверительных отношений и способствование безопасности;
  • меры по дипломатическому предотвращению различных конфликтов.
  • мероприятия по защите прав человека;
  • мониторинг выборов в различных странах;
  • способствование развитию демократических институтов.

Следует понимать, что решения ОБСЕ являются рекомендательными и не носят обязательный характер. Однако они имеют огромное политическое значение. В штате организации находится 370 персон на руководящих постах и ещё 3,5 тысячи трудятся в полевых миссиях.

Саммит

Саммитами называются встречи представителей стран-участниц на высшем уровне. Они являются представительными форумами с участием глав государств и правительств, которые проводятся, как правило, раз в два-три года для обсуждения положения дел в области обеспечения безопасности и стабильности в регионе ОБСЕ, принятия соответствующих решений, определения главных направлений деятельности организации в краткосрочной и долгосрочной перспективах.

В заседаниях Совмина принимают участие министры иностранных дел государств, входящих в состав организации. Он является центральным директивным и руководящим органом ОБСЕ. Постоянный совет - это действующий орган, в рамках которого на уровне постоянных представителей государств-участников проводятся политические консультации, принимаются решения по всем вопросам текущей деятельности ОБСЕ. Пленарные заседания ПС проходят каждый четверг в Вене.

Парламентская ассамблея

Организация ОБСЕ имеет свою Парламентскую ассамблею. Пленарные заседания проводятся дважды в год при поддержке Секретариата ПА, расположенном в Копенгагене. Председатель ОБСЕ поддерживает контакт с ПА на постоянной основе, информирует ее участников о работе организации. Председатель ПА избирается сроком на один год.

Секретариат

Секретариат ОБСЕ, работой которого руководит Генеральный секретарь, осуществляет управление работой миссий и центров организации, развернутых в государствах-участниках, обслуживает деятельность других руководящих органов, обеспечивает проведение различных конференций, занимается административно-бюджетными вопросами, кадровой политикой, отвечает за связь с международными организациями, прессой и т. д. Секретариат расположен в Вене (Австрия), со вспомогательным офисом в Праге (Чехия). Для повышения уровня эффективности работы Секретариата и других институтов организации в экономической и экологической плоскостях с января 1998 года введена должность Координатора деятельности ОБСЕ в сферах экономики и окружающей среды.

Действующий председатель

Что такое ОБСЕ? Лицом данной организации и главной политической фигурой является Действующий председатель. Он отвечает за координацию и консультации по вопросам текущей В своей работе Действующий председатель опирается на помощь:

  • Предшественника и преемника, которые действуют совместно с ним в формате тройки.
  • Специальных групп, которые он же и назначает.
  • Личных представителей, которые также назначаются Действующим председателем, с предоставлением конкретного мандата и определением перечня задач в различных сферах компетенции ОБСЕ.

Бюро демократических институтов и прав человека (сокращенно БДИПЧ)

Данная структура способствует проведению демократических выборов в государствах-участниках (включая направление наблюдательных миссий), а также оказывает практическую помощь в утверждении демократических институтов и прав человека, укреплении основ гражданского общества и верховенства права. Офис БДИПЧ находится в Варшаве.

Верховный комиссар по вопросам нацменьшинств (ВКНМ)

Данное несет ответственность за раннее предупреждение конфликтов, связанных с проблемами национальных меньшинств. Секретариат ВКНМ находится в Гааге.

Представитель по вопросам свободы СМИ

Это должностное лицо способствует выполнению странами-участниками своих обязательств в сфере средств массовой информации. Должность представителя по СМИ является критически важной для обеспечения нормального функционирования открытого демократичного общества, а также системы подотчетности правительств своим гражданам. Этот институт ОБСЕ был создан в конце 1997 года.

Миссии ОБСЕ

Миссии функционируют как своего рода "полевые" структуры ОБСЕ. В Юго-Восточной Европе они присутствуют в Албании: миссия ОБСЕ в Боснии и Герцеговине, Македонии, Хорватии, Сербии, Косово (Сербия). В Восточной Европе: офис в Минске, миссия в Молдове, координатор проектов в Украине. На Южном Кавказе: миссия ОБСЕ в Грузии, офисы в Ереване и Баку, представитель Действующего председателя по конфликту Нагорном Карабахе. В Центральной Азии: миссия в Таджикистане, центры ОБСЕ в Алматы, Ашхабаде, Бишкеке, Ташкенте. Эти институты являются важными инструментами в делах по предотвращению конфликтов и урегулированию кризисов на местах. Наблюдатели ОБСЕ выполняют свои функции во многих горячих точках и конфликтных регионах.

Экономический и экологический форум

Это ежегодные мероприятия, которые проводятся с целью придания импульса экономикам государств-участников. На них также происходит внесение предложений относительно практических мер, направленных на развитие экономического сотрудничества между странами.

Форум по сотрудничеству в области безопасности

Данный орган осуществляет свою работу на постоянной основе в Вене. Он состоит из представителей делегаций государств-участников ОБСЕ, занимается обсуждением вопросов контроля над вооружениями, разоружением, укреплением мер доверия и безопасности.

Аббревиатура "ОБСЕ " расшифровывается,как "Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе " англ. "OSCE " - "Organization for Security and Co-operation in Europe ". Была создана в Финляндии в городе Хельсинки 1 августа 1975 года.В эту организацию входят 35 стран Европы.

В Хельсинкских соглашениях государства договорились:

  • О соблюдении всеми странами прав и свобод своих граждан.
  • О мирном разрешении спорных вопросов,а так же об уведомлении о крупных передвижениях войск и учениях.
  • О сотрудничестве в области охраны окружающей среды,в науке,в экономике.
  • О нерушимости границ,по итогам второй мировой войны.

ОБСЕ создана,что бы следить за исполнением этих обязательств.

То есть:

  • Следить за экономической и экологической безопасностью на континенте.
  • Защищать права человека.
  • Отслеживать нарушения на выборах.
  • Стараться предотвратить конфликты между странами.
  • Следить за распространением вооружений и вооруженных сил.

Основными институтами ОБСЕ являются:

  • Постоянный совет каждую неделю собирается в Вене под руководством председателя,которого выбирают на год.
  • Бюро по правам человека и демократическим институтам расположена в Варшаве.
  • Верховный комиссар по делам нац меньшинств находится в Гааге.
  • Форум по сотрудничеству в области безопасности каждую неделю собирается в столице Австрии.
  • Парламентская ассамблея ОБСЕ проводит встречу раз в год в первые десять дней июля.
  • Проводится саммит глав правительств и государств стран ОБСЕ.

Официальными языками ОБСЕ считаются: французский, немецкий, русский, испанский, итальянский, английский


В последнее время авторитет этой организации весьма заметно упал.Поскольку уже очевидно,что ОБСЕ не смогла предотвратить не одной войны начиная с конфликтов произошедших после распада СССР и заканчивая самым последним на Украине.
Россия заняла очень жесткую позицию в отношении ОБСЕ и обвиняет ее в двойных стандартах,потворствовании обслуживанию интересов отдельных группировок и государств и не жлании учитывать особенности и реалии отдельных стран.

Стоит вспомнить о весьма спорной резолюции "дело Сергея Магнитского",а уже в 2014 году объявило,что Россия нарушила основополагающих Хельсинкские принципы в отношениях с Украиной.ОБСЕ наотрез отказалось прислать своих представителей на референдум в Крыму .Считается,что представители этой организации являются нейтральными наблюдателями гражданской войны на Украине.

Сотрудник ОБСЕ об украинских военных юмор видео

АСТАНА. 12 декабря. КАЗИНФОРМ - Принятое в конце ноября в Мадриде решение о председательстве Казахстана в ОБСЕ в 2010 году вызывает живой отклик в обществе. Что из себя представляет Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе? Какова история ее создания? Какие цели ставит перед собой? На эти и другие вопросы Казинформ пытается ответить в цикле материалов, первый из которых предлагается сегодня вниманию читателей.

ОБСЕ - общеевропейская организация, в состав которой входят 56 государств-участников. Организация создана в соответствии с главой 8 Устава ООН в качестве главного инструмента для раннего предупреждения и предотвращения кризисных ситуаций, урегулирования существующих конфликтов и постконфликтного восстановления в Европе.

На сегодняшний день организация занимается широким кругом вопросов, включая контроль над вооружениями, превентивную дипломатию, укрепление мер доверия и безопасности, прав человека, наблюдение за выборами, а также экономическую и экологическую безопасность.

Официальной датой возникновения Организации является 1 августа 1975 г., когда было созвано Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). Именно в этот день собравшиеся в Хельсинки руководители 33 европейских государств, Соединенных Штатов Америки и Канады подписали Заключительный (Хельсинкский) акт СБСЕ, который зафиксировал основные принципы поведения государств-участников по отношению к своим гражданам, а также между собой. В этой связи Хельсинкский акт стал важным шагом на пути формирования системы общеевропейской безопасности.

На переговорах СБСЕ, проходивших в Хельсинки, министры иностранных дел 35 государств, в число которых входили все страны Европы (кроме Албании), Соединенные Штаты Америки и Канада, утвердили “Голубую книгу” и изложили позиции своих правительств по вопросам безопасности и сотрудничества в Европе. Присутствие на переговорах такого широкого круга участников свидетельствовало об изначально надблоковом характере СБСЕ. Это было специально оговорено в Заключительных рекомендациях консультаций в Хельсинки в пункте 1 Правил процедуры и звучало следующим образом: “Все государства, принимающие участие в Совещании, участвуют в нем как суверенные и независимые государства и в условиях полного равенства. Совещание проводится вне военных союзов”. Заключительные рекомендации закрепили принцип консенсуса как способа принятия решений на Совещании. Они гласили: “Консенсус определяется как отсутствие какого бы то ни было возражения, высказанного каким-либо представителем и выдвигаемого им представляющего препятствие для принятия решения по рассматриваемому вопросу”. В том же 1975 году была достигнута договоренность о продолжении дипломатических переговоров в рамках заключенного в Хельсинки договора. Таким образом, было положено начало “Хельсинкскому процессу”, ставшему в то время первой попыткой обозначить контуры модели безопасности, приемлемой для Европы в целом.

Хельсинкский Заключительный акт утвердил десять принципов (так называемый “хельсинкский декалог”), имеющих первостепенную важность, которые государства-участники обязались “уважать и применять в отношениях каждого из них со всеми другими государствами-участниками, независимо от их политических, экономических и социальных систем, а также их размера, географического положения и уровня экономического развития”:

1. Суверенное равенство, уважение прав, присущих суверенитету

2. Неприменение силы или угрозы силой

3. Нерушимость границ

4. Территориальная целостность государств

5. Мирное урегулирование споров

6. Невмешательство во внутренние дела

7. Уважение прав человека и основных свобод, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений

8. Равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой

9. Сотрудничество между государствами

10. Добросовестное выполнение обязательств по международному праву.

Десять хельсинкских принципов, принятых в период еще фактически не закончившейся “холодной войны”, имели исключительную ценность, так как не просто пересказывали и развивали основные положения Устава ООН, а в достаточной мере отражали подходы государств-участников к принципам мирного сосуществования на европейском континенте.

Кроме того, В Заключительном акте были закреплены рабочие области СБСЕ, охватывающие все сферы межгосударственных отношений. Первоначально они получили название хельсинкских “корзин”, а в настоящее время именуются “измерениями”. К первой корзине - военно-политическому измерению - относятся вопросы политической безопасности и контроля над вооружениями, предупреждение и разрешение конфликтов. Вторая корзина - экономико-экологическое измерение - охватывает проблемы сотрудничества в области экономики, науки, техники и окружающей среды. К третьей корзине - человеческому измерению - относится сотрудничество в гуманитарных и других областях (информация, культура, образование), а также права человека.

Благодаря Хельсинкскому процессу у государств-участников появился постоянный канал для взаимного общения, кодекс норм поведения (в межгосударственных и внутригосударственных отношениях), а также долгосрочная программа сотрудничества. Тем самым дух Хельсинки способствовал как укреплению стабильности, так и мирным переменам в Европе.

Все вышесказанное определило катализирующую роль СБСЕ в укреплении безопасности и сотрудничества в Европе и в преодолении идеологического раскола, царившего в ней в 70-е и 80-е годы прошлого столетия. К концу восьмидесятых годов Совещание начало превращаться в универсальный механизм общеевропейского сотрудничества на основе разработки общих европейских ценностей, разделяемых как Западом, так и Востоком.

До 1990 года СБСЕ функционировало в виде серии встреч и конференций, на которых вырабатывались нормы и обязательства, периодически заслушивалась информация об их выполнении.

Поворотным моментом в деятельности СБСЕ стала Парижская встреча на высшем уровне в 1990 г. Подписание 21 ноября 1990 года в Париже Хартии для новой Европы поставило точку в холодной войне и положило начало превращению СБСЕ из форума для переговоров и диалога в активно функционирующую структуру. Тем самым в Хартии для новой Европы была поставлена задача внести вклад в управление процессом исторических перемен в Европе и дать ответ на новые вызовы, возникающие после окончания холодной войны. Для решения этих задач было создано несколько учреждений и институтов, поставлено на регулярную основу проведение встреч, работе Совещания был придан системный характер. В Парижской хартии особо подчеркивалось, что “эра конфронтации и раскола Европы закончилась”, поэтому отношения между государствами “будут основываться на взаимном уважении и сотрудничестве”.

Главы государств и правительств подтвердили также приверженность принципам европейской безопасности, закрепленным в Хельсинкском Заключительном акте 1975 года, и наметили новые ориентиры в построении системы безопасности в Европе. Признавая необходимость “нового качества политического диалога и сотрудничества” между государствами-участниками в деле обеспечения “уважения прав человека, демократии верховенства закона, укрепления мира и содействия единству в Европе”, участники саммита приняли решение об институционализации СБСЕ. Это нашло соответствующее отражение в Хартии.

Создавался трехступенчатый механизм политических консультаций.

1. Встречи глав государств и правительств государств-участников, проводимые регулярно раз в два года. На саммитах должны обсуждаться основные региональные и глобальные проблемы, определяться принципиальные направления деятельности СБСЕ, приниматься основные документы Совещания;

2. Совет министров иностранных дел (СМИД) - центральный форум для политических консультаций в рамках процесса СБСЕ. “Совет будет рассматривать вопросы, имеющие отношение к Совещанию по безопасности и сотрудничеству в Европе, и принимать соответствующие решения”;

3. Комитет старших должностных лиц (КСДЛ), в функции которого входит подготовка заседаний Совета, выполнение его решений, а также обзор текущих вопросов.

Кроме этого были созданы Секретариат (в Праге), Центр по предотвращению конфликтов (в Вене) для оказания Совету содействия в деле уменьшения опасности возникновения конфликтов и Бюро по свободным выборам для содействия контактам и обмену информацией о выборах в государствах-участниках.

Структурная схема Совещания, намеченная в Хартии, дала возможность оперативнее реагировать на вызовы европейской безопасности, а постоянно действующие органы создавали организационную основу для будущей системы безопасности в Европе.

В данном документе была отражена деятельность СБСЕ по трем измерениям: контроль над вооружениями, меры укрепления доверия и безопасности; развитие сотрудничества в области экономики, науки и техники, окружающей среды; взаимодействие в гуманитарной и других областях (общественные контакты, информация, культура, образование), а также права человека и наблюдение за выборами.

Главы государств и правительств государств-участников СБСЕ также приветствовали подписание 19 ноября 1990 года двадцатью двумя государствами (членами НАТО и ОВД) Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ), который должен был стать военно-политической базой новой, постконфронтационной системы безопасности в Европе. В Парижской хартии указывалось: “Беспрецедентное сокращение вооруженных сил, которое явится результатом Договора об обычных вооруженных силах в Европе, в сочетании с новыми подходами к безопасности и сотрудничеству в рамках процесса СБСЕ приведут к новому пониманию безопасности в Европе и придадут новое качество нашим отношениям”.

Таким образом, Парижская хартия для новой Европы заложила необходимые предпосылки для создания в рамках Совещания организационных структур, способных решать задачи по самому широкому спектру общеевропейского сотрудничества, связанные с предотвращением и мирным урегулированием конфликтов. Хартия стала первым многосторонним документом, где подводились итоги холодной войны, и провозглашалось начало новой эры в отношениях между Востоком и Западом на европейском континенте.

Укрепление институтов и структур Совещания способствовало активизации его деятельности по всем аспектам безопасности. Первые совещания государств-участников СБСЕ подтвердили стремление ряда стран придать Хельсинкскому процессу принципиально новое качество, предполагавшее превращение Совещания из форума для преимущественно политического диалога между государствами-участниками в организацию по поддержанию военно-политической стабильности и развитию сотрудничества на евроатлантическом пространстве от Ванкувера до Владивостока.

Встреча глав государств и правительств СБСЕ в Хельсинки 9-10 июля 1992 года (“Хельсинки-II”) во многом стала определяющей для дальнейшего развития концепции новой архитектуры европейской безопасности. Новые вызовы, среди которых первое место занимали региональные конфликты, заставили пересмотреть многие подходы к обеспечению безопасности на континенте. В Декларации Хельсинкского саммита 1992 года подтверждено, что “СБСЕ является форумом, определяющим направление процесса формирования новой Европы и стимулирующим этот процесс”. Впервые СБСЕ обозначило себя как “региональную организацию” в духе главы VIII Устава ООН, ответственную за поддержание военно-политической стабильности и развитие сотрудничества в евроатлантическом пространстве от Ванкувера до Владивостока.

Решения Хельсинки-II были, в основном, направлены на превращение СБСЕ из представительного форума для дискуссий по проблемам европейской безопасности в мощную организацию с целым рядом оперативных функций. Одним из решений саммита, воплощенных в жизнь и обогативших потенциал СБСЕ, стало создание поста Верховного комиссара по делам национальных меньшинств.

В ходе римской встречи Совета министров иностранных дел (Рим, 1993 год) было выдвинуто ряд инициатив, направленных на повышение эффективности СБСЕ, закрепления за ним центральной политической роли в системе европейских организаций. Принятый итоговый документ уделяет особое внимание увеличению оперативных возможностей СБСЕ по предупреждению и урегулированию конфликтов нового поколения и укреплению его миротворческого потенциала.

На Будапештской встрече на высшем уровне (декабрь 1994 года) государства - участники СБСЕ обсуждали вопрос о том, какой должна быть модель безопасности в XXI в. Предполагалось, что создание такой модели должно предшествовать трансформации СБСЕ в организацию, контуры которой были намечены в Хельсинки-II. Государства-участники выразили озабоченность тем, что в регионе СБСЕ продолжаются вспышки военных действий, случаи нарушения прав человека, дискриминация в отношении национальных меньшинств. Признав необходимость решительных действий в связи с широкомасштабным несоблюдением принципов и обязательств, принятых в рамках СБСЕ, они декларировали, что СБСЕ является одним из главных инструментов в деле раннего предупреждения, предотвращения конфликтов и регулирования кризисов в регионе. Хотя в тексте Декларации Будапештской встречи было отражено стремление государств-участников систематизировать и перевести на более практическую основу сотрудничество с европейскими и другими региональными и трансатлантическими организациями и институтами, первые реальные шаги в этом отношении были сделаны только три года спустя на заседании СМИД ОБСЕ в Копенгагене.

На саммите в Будапеште был утвержден “Кодекс поведения, касающийся военно-политических аспектов безопасности”, в котором излагались принципы, определяющие роль вооруженных сил в демократическом обществе. Наконец, государства-участники признали, что резкое возрастание роли СБСЕ в формировании общего пространства безопасности в Европе позволяет переименовать СБСЕ в Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), что, впрочем, не изменяет ни характера обязательств по СБСЕ, ни статуса СБСЕ и его институтов. Тем самым на саммите в Будапеште было принято решение преобразовать с 1 января 1995г. СБСЕ в Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) со своим уставом и правовой базой. Это придало работе Организации новый политический импульс и одновременно стало отражением пути ее институционального развития.

Обсуждение модели безопасности для XXI в. продолжалось и на саммите ОБСЕ в Лиссабоне (декабрь 1996 года). На лиссабонской встрече была принята Декларация о «Модели общей и всеобъемлющей безопасности для Европы XXI века», утверждены «Основы контроля над вооружениями» и «Развитие повестки дня Форума по взаимодействию в области безопасности». Тогда же получил дальнейшее развитие тезис о ключевой роли ОБСЕ в деле укрепления безопасности и стабильности во всех ее измерениях.

Декларация о «Модели общей и всеобъемлющей безопасности для Европы XXI века» подтвердила центральную роль ОБСЕ в обеспечении безопасности и стабильности. В документе указывалось, что целью работы над моделью безопасности является внесение вклада в создание пространства общей и неделимой безопасности и оказание позитивного воздействия на безопасность всех государств-участников путем усиления ОБСЕ и, тем самым, - утверждения ее ключевой роли как единственной общеевропейской организации безопасности в обеспечении европейского мира и стабильности.

Итоги саммита в Лиссабоне обусловили принятие на очередном саммите ОБСЕ в Стамбуле в 1999 г. Хартии европейской безопасности, которое стало рубежным событием в истории организации. Тем самым был подведен итог дискуссии о модели безопасности для Европы XXI века. Тогда же 30 государств-участников ОБСЕ приняли Стамбульскую декларацию и подписали адаптированный Договор об обычных вооруженных силах в Европе. Не случайно, что лидеры многих государств-участников Организации, собравшиеся на саммит, назвали его “последней великой встречей этого столетия, на которой можно достичь согласия по важным документам, способным укрепить безопасность и стабильность в регионе ОБСЕ в предстоящие годы”.

Главные новые элементы, содержащиеся в Хартии европейской безопасности, представляют собой новые шаги, средства и механизмы, увеличивающие роль ОБСЕ как ключевого инструмента раннего предупреждения и предотвращения конфликтов, урегулирования кризисов и постконфликтного восстановления; при этом в Хартии не прослеживается стремление снова определять новые принципы или давать новую интерпретацию старым принципам.

Главы государств и правительств стран-участниц ОБСЕ заявили о “своей твердой приверженности делу формирования свободного, демократического и более единого региона ОБСЕ, где государства-участники сосуществуют в мире друг с другом, а люди и сообщества живут в условиях свободы, процветания и безопасности”. Для достижения этой цели было решено предпринять ряд новых шагов:

o принять Платформу безопасности, основанной на сотрудничестве, с тем, чтобы укрепить взаимодействие между ОБСЕ и другими международными организациями и тем самым обеспечить лучшее использование их ресурсов;

o развить роль ОБСЕ в операциях по поддержанию мира, более четко отразив всеобъемлющий подход Организации к безопасности;

o создать группы оперативной экспертной поддержки и сотрудничества (РЕАКТ), что позволит ОБСЕ быстро реагировать на запросы о помощи и о проведении крупных гражданских операций на местах;

o расширить возможности в области полицейской деятельности с целью оказания помощи в сохранении верховенства закона и восстановлении правопорядка;

o создать Оперативный центр для планирования и развертывания операций ОБСЕ на местах;

o укрепить процесс политических консультаций в рамках ОБСЕ путем учреждения при Постоянном совете ОБСЕ Подготовительного комитета.

В п.9 Хартии зафиксированы следующие обязательства государств: “строить отношения в соответствии с концепцией общей и всеобъемлющей безопасности, руководствуясь принципами равноправного партнерства, солидарности и транспарентности”, считать, что “безопасность каждого государства-участника неразрывно связана с безопасностью всех других”, “рассматривать человеческое, экономическое, военно-политическое измерения безопасности как единое целое”.

В п.3 документа содержится положение о том, что “безопасность и мир должны быть упрочены с помощью подходов, сочетающих два основных элемента: укрепление доверия между людьми внутри государств и развитие сотрудничества между государствами”. Участники совещания также подтвердили, что “ОБСЕ является региональным соглашением по смыслу главы VIII Устава Организации Объединенных Наций и одной из основных организаций по мирному урегулированию споров в ее регионе и одним из главных инструментов в области раннего предупреждения, предотвращения конфликтов, регулирования кризисов и постконфликтного восстановления. ОБСЕ - это широко представительная и всеобъемлющая организация для консультаций, принятия решений и сотрудничества в ее регионе”.

Существенный элемент Хартии европейской безопасности - тщательно разработанный кодекс поведения ОБСЕ в сотрудничестве с другими организациями. Им признается интегрирующая роль, которую ОБСЕ может играть без того, чтобы создавать иерархию организаций или постоянно перераспределять обязанности среди них.

В Хартии закреплено политическое ограничение на расширение военных союзов: подчеркнуто, что этот процесс не должен наносить ущерб безопасности государств-участников ОБСЕ. Составной частью Хартии является Платформа безопасности, основанной на сотрудничестве, которая может рассматриваться как новая стадия в развитии концепции, отраженной в Кодексе поведения, касающегося военно-политических аспектов безопасности, содержащихся в Будапештском документе от 1994 года.

В целом, подписав на Стамбульском саммите Хартию европейской безопасности, государства-участники подтвердили приверженность основополагающим принципам Устава ООН и Хельсинкского Заключительного акта.

Хартия считается своего рода “кодексом поведения” государств-участников ОБСЕ, в основе которого - полная приверженность всех государств-участников ОБСЕ Уставу ООН и Хельсинкскому Заключительному акту. Она направлена на укрепление способности ОБСЕ предотвращать конфликты, урегулировать их и восстанавливать жизнь людей на территориях, пострадавших в результате войны и разрушений.


Больше новостей в Telegram-канале . Подписывайся!

Инициатива президента России Дмитрия Медведева по разработке Договора о европейской безопасности и реформирование ОБСЕ станут центральными для российской стороны темами предстоящего 4-5 декабря в Хельсинки заседания совета глав МИД организации, сообщил в интервью РИА Новости официальный представитель МИД РФ Андрей Нестеренко.

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) (Organization for Security and Co‑operation in Europe (OSCE) - международное региональное политическое объединение 56 государств Европы, Центральной Азии и Северной Америки на основе общих целей и принципов безопасности и сотрудничества. Образована в 1975 году в форме Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ).

ОБСЕ (до 1 января 1995 года - СБСЕ), признанная в качестве регионального соглашения по смыслу главы VIII Устава ООН, рассматривается в качестве одной из основных организаций по мирному урегулированию споров в регионе ее действия, одним из ключевых инструментов раннего предупреждения, предотвращения конфликтов, регулирования кризисов и постконфликтного восстановления.

ОБСЕ действует на основе концепции общей и всеобъемлющей безопасности, объединяющей три измерения - военно‑политическое, экономическое, экологическое и гуманитарное; руководствуется принципами равного партнерства, солидарности и транспарентности. Все государства-участники имеют равный статус.

Руководящие органы обсуждают проблемы безопасности, волнующие государства, и принимат решения по этим вопросам. Все решения принимаются на основе консенсуса. Они не имеют юридически обязательного характера, но несут в себе политические обязательства государств.

Высшим органом ОБСЕ являются саммиты , которые проводятся по договоренности государств, как правило, один раз в два-три года, в зависимости от требований международной политической конъюнктуры. В годы, когда саммиты не проводятся, собираются заседания Совета министров иностранных дел (СМИД).

Постоянно действующим руководящим органом ОБСЕ является Постоянный совет , собирающийся в Вене на уровне постпредов государств-участников. Создан решением Римского СМИД в 1993 году.

Координирующую роль в работе организации и ее коллективных органов выполняет Действующий председатель ОБСЕ, функции которого возложены на министра иностранных дел председательствующего государства.

Военно-политические вопросы, включая разоружение, контроль над вооружениями, меры доверия и др., обсуждаются на Форуме по сотрудничеству в области безопасности ОБСЕ (ФСБ), который заседает в Вене еженедельно на уровне представителей государств. Форум создан в 1992 году решением Хельсинкского саммита.

На Экономическом форуме ОБСЕ, который созывается ежегодно в Праге, рассматриваются актуальные проблемы общеевропейского экономического и экологического сотрудничества.

Вопросы человеческого измерения обсуждаются на ежегодных Конференциях по обзору выполнения обязательств в гуманитарной сфере , которые проводятся в Варшаве.

Секретариат ОБСЕ расположен в Вене. Возглавляется генеральным секретарем. Состоит из семи подразделений. Это: офис генсекретаря; центр по предотвращению конфликтов; координатор экономическо‑экологической деятельности; старший полицейский советник; департамент служб поддержки и бюджета; департамент людских ресурсов; Пражский офис (архив).

Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) работает в Варшаве с 1990 года. Занимается содействием в проведении выборов и мониторингом за ними, поддержкой демократических институтов, НПО, прав человека и др.

Верховный комиссар по делам национальных меньшинств (ВКНМ) функционирует с 1992 года в Гааге. Инструмент превентивной дипломатии. Его основная задача -предупреждение на возможно более ранней стадии конфликтов на этнической почве.

Представитель по свободе СМИ работает с 1997 года в Вене. Оказывает содействие правительствам государств в развитии свободной прессы.

Парламентская Ассамблея ОБСЕ создана в 1991 году в качестве самостоятельной парламентской структуры. Состоит из парламентариев стран ОБСЕ, которые собираются два раза в год на летние и зимние сессии в одном из государств-участников. Резолюции Ассамблеи не имеют обязательной силы для правительств.

На пространстве ОБСЕ функционируют 17 миссий и полевых присутствий Организации. Штаб-квартира ОБСЕ расположена в Вене (Австрия).

Материал подготовлен на основе информации открытых источников