Полномочия органов регулирования деятельности субъектов естественных монополий. Методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий. Методы государственного регулирования естественных монополий Методы регулирования субъектов естественных мо

31.01.2022

В ситуации сильной монополизации экономики, государство вынуждено осуществлять контроль за деятельностью естественных монополий. Отрасли естественной монополии обладают высокой экономической эффективностью, что является главной причиной необходимости регулирования их деятельности.

Государственный контроль заключается во владении контрольным пакетом акций и в специальном антимонопольном законодательстве, определяющим методы регулирования и контроля отраслей естественных монополий, потребителей, подлежащих льготному или обязательному обслуживанию.

Государственное регулирование применяется, прежде всего, в отраслях общественного пользования: в связи, газо-, электро-, водоснабжении. Регулированию подлежат предприятия, в которых:

Большую часть их бизнеса составляют услуги, рассчитанные на широкий круг потребителей;

Финансирование происходит с использованием огромных сумм денег;

Развитие бизнеса влияет на улучшение общественного благосостояния и развития промышленности на конкретной территории.

Существуют три способа регулирования естественных монополий:

1. Прямое государственное регулирование.

Суть такого регулирования определяется, как правило, специальными законодательными актами. Например, Федеральный Закон «О естественных монополиях» от 17 августа 1995 года. Он определяет отрасли, которые относятся к естественным монополиям и положения по их регулированию.

При таком регулировании существуют несколько проблем. Во-первых, появляется необходимость создания органа государственного контроля над деятельностью естественной монополии. В этом случае, появляется опасность того, что будут учитываться не общественные интересы, а, прежде всего, интересы правящих групп. Во-вторых, сложно точно определить издержки производства производителя товаров отраслей естественной монополии. А это является необходимой частью при регулировании.

2. Торги за возможность использования и эффективность в разных условиях.

Этот способ регулирования естественной монополии связан с использованием механизма экономической организации. Это торги за франшизу, то есть торги на право ведения такой деятельности. В этом случае проявляются недостатки не экономической, а административной системы. При таком способе регулирования заключается контракт с производителем, который предлагает лучшие условия.

3. Ценовая дискриминация.

Таким методом пользуются как сами естественные монополии, чтобы увеличить чистый доход, так и субъекты, регулирующие их, чтобы снизить негативный эффект от деятельности монополий. Это продажа товара по различным ценам разным покупателям. Главное условие ценовой дискриминации - это невозможность перепродажи блага. Ценовую дискриминацию делят на три категории в зависимости от способа осуществления:

1. Первая степень.

Это продажа каждой единицы блага по цене её спроса. В таком случае кривая спроса для монополиста становится кривой предельного дохода. Осуществить дискриминацию такой степени получается крайне редко.

2. Вторая степень.

Монополист продаёт не каждую единицу блага, а её определённые партии по разным ценам.

3. Третья степень.

Только если отраслевой спрос предстаёт в виде отдельных групп потребителей с различными функциями спроса.

Естественные монополии очень часто используют ценовую дискриминацию при регулировании.

Согласно Закону «О естественных монополиях» существуют два метода регулирования естественных монополий:

1. Ценовое регулирование.

Его суть состоит в определении и установлении фиксированных цен на товары и услуги, либо их предельного уровня, либо предельных коэффициентов изменения цен на товары отраслей естественных монополий. Этот порядок закреплен специальными нормативными актами.

Существует несколько методов ценового регулирования:

· Метод предельных издержек .

Государство контролирует, чтобы установленная монополистом цена равнялась предельным издержкам. Так обеспечивается эффективное производство и потребление продукции.

· Метод средних издержек .

Цена должна быть равна средним издержкам. При этом методе товаров может производиться меньше, чем должно быть для эффективной экономики в целом. С другой стороны, монополист заранее знает, что все его расходы будут компенсированы, то есть, нет необходимости минимизировать издержки.

· Метод установления потолка цен .

Этот метод обычно приводит к дефициту продукции.

· Субсидирование естественных монополий .

Это метод ценовой дискриминации, когда одни потребители получают продукты по более низким ценам за счёт других, которые платят больше.

Получается так, что промышленные предприятия субсидируют тарифы для населения.

2. Неценовое регулирование.

Суть состоит в определении потребителей, которые нуждаются в обслуживании, установление уровня их обеспечения, с учётом необходимости защиты прав и интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей. Ресурсы, которые необходимы при производстве какого-либо товара, ограничены, а иногда и вовсе исчерпаны. Это позволяет выборочно продавать товары разным потребителям. Государство вмешивается, чтобы защитить интересы всех потребителей.

Какой именно метод использовать при регулировании определяет орган регулирования естественных монополий. Это решение принимается после тщательного анализа конкретного регулируемого субъекта.

Чтобы государственная политика в сферах деятельности субъектов естественных монополий была наиболее эффективной, необходим государственный контроль:

1. Предварительный контроль.

Это обязательное представление ходатайства о согласии на совершение каких-либо сделок, также представление другой необходимой информации в соответствующие органы.

2. Последующий контроль.

Это обязательное оповещение органа регулирования естественной монополии о действиях, совершаемых над субъектом монополии.

Субъекты естественных монополий находятся в особом положении. Отсюда появилась необходимость ограничить их экономическую деятельность. Субъекты естественных монополий не имеют права отказаться от заключения договоров с отдельными потребителями на производство товаров, если они имеют возможность произвести такие товары. Субъекты естественных монополий обязаны обеспечивать доступ на рынки товаров и услуг, производить товары и услуги, регулируемые Законом «О естественных монополиях». Также они обязаны предоставлять отчёты о своей работе и проекты планов вложений.

Ст. 9 Федерального закона от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных " устанавливает, что органы регулирования естественных монополий образуются в сферах деятельности, указанных в ст. 4 настоящего Федерального закона.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 332 Федеральная служба по тарифам является федеральным органом по регулированию естественных монополий, осуществляющим функции по определению (установлению) цен (тарифов) и осуществлению контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 331 Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию , контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа).

Функции органов регулирования естественных монополий (ст. 10 ФЗ):
    • формируют и ведут реестр субъектов естественных монополий;
    • определяют методы регулирования;
    • контролируют в пределах своей компетенции соблюдение требований настоящего Федерального закона;
    • вносят в установленном порядке предложения по совершенствованию законодательства о естественных монополиях;
    • принимают решения по всем вопросам, касающимся введения, изменения или прекращения регулирования деятельности субъектов естественных монополий, а также применения предусмотренных настоящим Федеральным законом методов регулирования.
Полномочия органов регулирования естественных монополий (ст. 11 ФЗ):

Органы регулирования естественных монополий вправе:

    1. принимать обязательные для субъектов естественных монополий решения о введении, об изменении или о прекращении регулирования, о применении методов регулирования, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в том числе об установлении цен (тарифов);
    2. устанавливать правила применения цен (тарифов) на товары (работы, услуги) субъектов естественных монополий;
    3. принимать в соответствии со своей компетенцией обязательные для исполнения решения по фактам нарушения настоящего Федерального закона;
    4. направлять субъектам естественных монополий обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушений настоящего Федерального закона, в том числе об устранении их последствий, о заключении договоров с потребителями, подлежащими обязательному обслуживанию, о внесении в заключенные договоры изменений, о перечислении в федеральный бюджет прибыли, полученной ими в результате действий, нарушающих настоящий Федеральный закон;
    5. принимать решения о включении в реестр субъектов естественных монополий либо об исключении из него;
    6. направлять органам исполнительной власти и органам местного самоуправления обязательные для исполнения предписания об отмене или об изменении принятых ими актов, не соответствующих настоящему Федеральному закону, и (или) о прекращении нарушений настоящего Федерального закона;
    7. обращаться в суд с иском, а также участвовать в рассмотрении в суде дел , связанных с применением или с нарушением настоящего Федерального закона;
    8. осуществлять иные полномочия, установленные федеральными законами.

Субъекты естественных монополий, их потребители, осуществляющие предпринимательскую и иную экономическую деятельность, или органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанные в пункте 3 статьи 5 настоящего Федерального закона, вправе обратиться в орган регулирования естественных монополий для урегулирования в досудебном порядке споров, связанных с установлением и применением регулируемых в соответствии с настоящим Федеральным законом цен (тарифов).

Методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий

Ст. 6. Федерального закона от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях" определяет следующие методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий (далее - методы регулирования):

    • ценовое регулирование , осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня;
    • определение потребителей , подлежащих обязательному обслуживанию , и (или)
    • установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом (реализуемом) субъектом естественной монополии, с учетом необходимости защиты прав и законных интересов , обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей.

Перечень товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий, цены (тарифы) на которые регулируются государством, и порядок государственного регулирования цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги), включающий основы ценообразования и правила государственного регулирования, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Государственное регулирование цен (тарифов) на товары (работы, услуги) субъектов естественных монополий в сфере водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры осуществляется в соответствии с федеральными законами.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

Курсовая работа по экономической теории на тему:

Естественные монополии и их регулирование

Факультет: бизнеса

Группа: ФБ-82

Выполнила: Тодуа И.Г.

Проверил: Шмаков А.В.

Новосибирск

ВВЕДЕНИЕ 3

1. Теоретические аспекты 5

1.1 Понятие и определение естественной монополии 5

1.2 Преимущества и недостатки монополий 7

1.3 Способы регулирования естественных монополий 8

2. Естественные монополии в России 16

2.1 Влияние естественных монополий на ценообразование и производство в стране 16

2.2 Особенности естественных монополий России 19

2.3 Антимонопольное регулирование в РФ 22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26

Список использованных источников 28

ПРИЛОЖЕНИЕ А 30

ВВЕДЕНИЕ

Что собой представляют российские естественные монополии: движущие силы экономики, способные вывести страну из затяжного кризиса или неповоротливые структуры, вышедшие из планово-административной системы, тормозящие развитие рыночных отношений в России? Влияние этих отраслей на экономику особенно велико в условиях экономического кризиса в России. Более того, их экономическое влияние выходит за пределы нашей страны. Вопрос государственного регулирования деятельности естественных монополий остается острым на протяжении всех лет с начала реализации экономических реформ в России.

Одной из главных проблем переходного периода российской экономики, не разрешенных до настоящего времени, является формирование конкурентных рынков. Для обеспечения высокой эффективности рыночных отношений необходимо сформировать принципиально новые организационные условия, пересмотреть сложившиеся при плановой экономике методы управления и регулирования деятельностью естественных монополий. Предприятия естественных монополий, в комплексе образующие производственную инфраструктуру государства, являются базой для оживления и дальнейшего развития отечественной промышленности, развития реального сектора экономики.

Существует большое количество различных рыночных состояний, что позволяет говорить о несовершенстве рынков, одним из таких состояний является монополия. Монополия - крайняя форма несовершенной конкуренции, при которой фирма-монополист является единственным продавцом продукта, не имеющего близких аналогов. При таких условиях производители могут диктовать свои условия потребителям, причем эти условия не соответствуют их интересам. Чтобы избежать образований монополий в государстве с рыночным типом экономики, применяется антимонопольные законодательные акты. Но в тоже время в законе существует такое понятие как естественная монополия, этот закон допускает существование монополий в некоторых областях экономики страны и регулирует их деятельность.

Объектом исследования настоящей курсовой работы является один из видов несовершенной конкуренции - монополия.

Предмет исследования - понятие «естественная монополия» и способы ее регулирования.

Целью настоящей курсовой работы является исследование способов регулирования естественных монополий и анализ сложившейся ситуации в России.

1) дать определение понятия естественная монополия;

2) структурировать возможные способы регулирования естественных монополий;

3) определить влияние естественных монополий на экономику Российской Федерации;

4) рассмотреть способы регулирования естественных монополий в Российской Федерации.

В работе я использовала законодательство Российской Федерации, статистические данные, официальные данные с сайтов компаний российских естественных монополий, статьи, книги, учебные пособия.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

1.1. Понятие и определение естественной монополии

В целом ряде отраслей избежать образования монополий невозможно. Нельзя иметь в квартире два газопровода от двух конкурирующих компаний, несколько линий теплопередачи, альтернативные источники электроэнергии и т. д. В большинстве отраслей инфраструктуры образование монополий происходит естественным образом, и государство вынуждено осуществлять по отношению к ним прямое или косвенное регулирование.

Ниже представлены несколько определений, взятые из различных словарей:

a) Современный экономический словарь : естественная монополия - официально признанная неизбежная монополия на производство и продажу товаров и услуг, применительно к которым монополизм обусловлен либо естественными правами монополиста, либо соображениями экономической выгоды для всего государства и населения. Так, естественная монополия возникает в тех областях, где действует авторское право, ибо автор является монополистом по закону. С другой стороны, в интересах государства выгодно иметь единые трубопроводные, энергетические сети, железнодорожные магистрали. Государственная монополия возникает также в тех сферах, где ее наличие обусловлено соображениями общественной безопасности;

b) Экономико-математический словарь : естественная монополия - ситуация, при которой отрасль, производящая (реализующая) товары и услуги, эффективно удовлетворяет спрос в условиях отсутствия конкуренции в силу технологических особенностей производства. Ее товары (услуги) имеют устойчивый спрос независимо от значительного изменения цены, поскольку их оказывается невозможным заменить другими товарами (пример: система электроснабжения города);

c) Словарь «Бухгалтерский учет, налоги, хозяйственное право» : естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

В этой работе, я буду отталкиваться от определения, которое прописано в федеральном законе №147-ФЗ от 17 августа 1995 года , потому, что речь также идет и о потенциально опасных производствах, где осуществление контроля намного легче в условиях монополизации, примером является атомная энергетика.

Согласно этому закону: естественная монополия - это состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос, на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

Исходя из этого определения, получается, что в экономической системе существуют случаи, когда монополия становится более эффективной, чем конкуренция. Этот случай и получил название естественной монополии, т.е. когда одна фирма может осуществлять выпуск товара, достаточный для обеспечения всего рынка спроса, с более низкими издержками, чем смогли бы две или более фирм. Такой подход содержит противоречие, разрешение которого является задачей государственной социально-экономической политики. Действительно, с одной стороны, признается существование таких товаров, производство которых наиболее эффективно в условиях монопольного рынка, а, с другой стороны, - в отсутствии конкуренции единственный производитель может злоупотреблять своим положением на рынке с целью увеличения своей прибыли. Причем, как показано в теории, цена реализации продукции, выбираемая монополией для максимизации своей прибыли, всегда выше, чем конкурентная цена, и общество в целом несет при этом потери. В этой ситуации государство должно регулировать деятельность естественной монополии таким образом, чтобы не позволять монополисту диктовать свои условия потребителям, но при этом дать ему возможность успешно функционировать и развиваться .

1.2. Преимущества и недостатки монополий

В то же время не лишены оснований и многие доводы против монополий. Конечно, монополисту «легче жить», чем производителю в условиях совершенной конкуренции. Монопольная власть над ценами таит опасность пойти по «легкому пути», поскольку всегда сохраняется определенный запас прочности. Поэтому в крупных фирмах избегают слишком частых и глубоких модификаций производимой продукции. Отдельные изобретения нередко придерживаются и внедряются только в комплексе. «Большой бизнес» неизбежно имеет тенденцию к бюрократизации, нарастанию Χ-неэффективности.

Монополия – это такая рыночная ситуация, когда на нем функционирует единственный производитель продукции, причем этот продукт не имеет близких заменителей, произведенных в других отраслях. В условиях чистой монополии границы отрасли и границы фирмы совпадают.

Особой структурой отраслевого рынка является естественная монополия.Естественная монополия – это отрасль, в которой экономия, обусловленная ростом масштабов производства, столь велика, что продукт может быть произведен одной фирмой при более низких средних издержках, чем если бы его производством занималась не одна, а несколько фирм. Естественная монополия представляет собой такую структуру отраслевого рынка, которая либо подверглась национализации, либо подвергается государственному регулированию.

Условие возникновения естественной монополии: крупная фирма, опираясь на низкий уровень своих издержек, может посчитать выгодным для себя выжить из отрасли другие фирмы, пойдя для этого на временное снижение цены, а затем останется монополистом и может поднять цену до уровня монопольной, сократив выпуск. После установления в такой отрасли монополии вхождение в нее становится практически невозможным, поскольку претендующая на вхождение фирма должна будет производить сравнительно небольшой объем выпуска, сопряженный, в силу этого, со сравнительно высокими средними издержками.

При естественной монополии:

– удовлетворение спроса эффективнее, чем на рынке конкуренции;

– отсутствие конкуренции из-за технологии производства;

– снижение издержек на единицу продукции по мере увеличение объема производства.

Черты естественной монополии:

– технологические исключительные преимущества на данном рынке;

– FС (постоянные издержки) велики, а VС (переменные) незначительны;

– АС (средние издержки) выше МС (предельных издержек).

Наиболее типичные примеры данного типа монополии – это энергетические сети, железные дороги, трубопроводный транспорт, коммунальные службы, где наблюдается устойчивое снижение средних долгосрочных издержек производства при расширении производственных мощностей. Существуют глобальные (железнодорожные перевозки, связь) и локальные естественные монополии. Поскольку причиной возникновения естественных монополий является жесткая зависимость между объемом рыночного спроса и эффективным размером предприятия, то такие монополии находятся под жестким контролем государства, регулирующего их деятельность. Регулирование деятельности монополий направлено на ограничение их рыночной власти и осуществляется с целью увеличения объема предложения и снижения рыночной цены.

Основные инструменты регулирования естественных монополий:


– налоги;

– контроль за ценами;

– устранение барьеров на вход в отрасль;

– установление общественной собственности (или национализация) для контроля над естественной монополией.

Налоги распадаются на две части. Первая – это налоги на прибыль, относящиеся к прямым налогам. Подобные налоги сокращают сверхприбыли (прибыль после уплаты налогов) и не воздействуют (или слабо воздействуют) на цену и объем производства, которые максимизируют прибыль монополиста.

Также для регулирования естественных монополий применяются налоги на продажи. Они в отличие от предыдущих относятся к косвенным и ведут к росту предельных издержек производства. Объем производства при этом сократится, а цена – возрастет.

Контроль над ценами с целью снижения монопольной прибыли проводится путем установления так называемой максимальной цены. Чтобы эта цена была эффективной, она должна располагаться между ценой, обеспечивающей максимизацию прибыли, и средними издержками, которые соответствуют объему производства, максимизирующему прибыль.

Устранение барьеров на вход в отрасль направлено на то, чтобы в отрасль входили новые фирмы, что, в свою очередь, приведет к тому, что монополия сменится конкурирующей структурой. Однако для регулирования естественной монополии такой способ не является эффективным.

Кроме того, применяются и другие методы регулирования естественных монополий. Среди них следует отметить ценообразование Рамсея и контроль качества.

В ценообразовании Рамсея цена определяется величиной средних издержек P = AC. При этой цене фирма не получает прибыли, но при этом и не несет убытков. Однако из-за того, что потери мертвого груза остаются, такой вариант регулирования носит название "второго наилучшего решения".

В условиях регулируемой цены фирма не имеет стимулов к повышению качества товара. При установленной государством цене фирма может повысить прибыль, снижая издержки производства за счет снижения качества товара. Дополнительная прибыль от продажи товара худшего качества по ценам, соответствующим более высокому качеству, присваивается фирмой, а при отсутствии конкуренции на рынке снижение качества продукции не оказывает существенного влияния на ее положение. Теоретически для контроля уровня качества товаров, выпускаемых регулируемой естественной монополией, государство может использовать два рычага: включение показателей качества в перечень регулируемых нормативов и практику компенсации потерь потребителей за счет фирмы-производителя в случае снижения качества товара ниже допустимого уровня.

Антиподом конкуренции выступает монополия. Легального определения монополии в нашем законодательстве нет, в буквальном смысле этот термин означает "продаю один".

Монополией принято называть прежде всего исключительное положение хозяйствующего субъекта на рынке, при котором он сосредоточивает в своих руках значительную часть производства и сбыта определенного товара. Разновидность монополии - особое поведение господствующего на рынке субъекта и использование им доминирующего положения в своих интересах. Монополией, безусловно, считается исключительное право на определенную деятельность, которое государство предоставляет одному или нескольким субъектам.

Типы монополий.

1. Монополии, создаваемые в результате непосредственного регулирующего воздействия государства, которые создаются по воле государства с целью обеспечения государственных и общественных интересов. Они защищены от конкуренции со стороны хозяйствующих субъектов, не являющихся субъектами данных монополий.

Существуют следующие разновидности монополий рассматриваемого типа:

Государственные монополии;

Естественные монополии.

Под государственной понимается монополия, созданная в соответствии с законодательством РФ, определяющим товарные границы монопольного рынка, субъекта монополии (монополиста), формы контроля и регулирования его деятельности, а также компетенцию контролирующего органа.

Государственные монополии создаются в целях защиты экономических интересов государства и потребителей, укрепления безопасности, внешнеторговых, военно-политических позиций государства и т.д. Эти монополии устанавливаются в императивном порядке на основании норм законодательства и направлены в основном на обеспечение публично-правовых интересов.

Осуществление государственной монополии регламентируется федеральными нормативными актами (в частности, Федеральными законами от 26 марта 1998 г. N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях", от 19 июня 1998 г. N 114-ФЗ "О военно-техническом сотрудничестве РФ с иностранными государствами" и др.).

Естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров (ст. 3 ФЗ "О естественных монополиях").

Перечень сфер деятельности, в которых вводится режим естественной монополии, содержится в ст. 4 Федерального закона "О естественных монополиях":

Транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

Железнодорожные перевозки;

Услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;

Услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи;

Услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;

Услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей.

В указанных сферах предпринимательской деятельности государство вводит особый правовой режим регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий.

Органы регулирования естественных монополии могут применять следующие методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий:

а) ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня;

б) определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом (реализуемом) субъектом естественной монополии, с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей (ст. 6 Закона о естественных монополиях).

2. Монополии, образуемые вследствие самостоятельных действий субъектов предпринимательства без непосредственного регулирующего воздействия государства. Такие монополии могут появиться в связи с победой в добросовестной конкуренции над определенным субъектом предпринимательства и выходом с рынка других конкурентов, посредством концентрации капиталов и объединения субъектов предпринимательства, неразвитости рынка и т.д. В данной ситуации субъект предпринимательства на определенное время становится единственным производителем (продавцом) определенного товара. При этом юридических ограничений для конкуренции не существует, другие субъекты имеют право осуществлять аналогичную предпринимательскую деятельность на данном рынке и конкурировать между собой.

3. Монополии, возникающие в результате обладания исключительными правами. Они могут также возникать из обладания (использования) субъектом предпринимательской деятельности исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации предпринимателя, продукции (работ, услуг). Таковыми являются права на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров, фирменные наименования и т.п. (п. 1 ст. 138 ГК РФ).

Субъект предпринимательской деятельности может занимать монопольное положение на рынке по использованию этих объектов исходя из самого факта юридического признания за ним статуса их обладателя (например, обладатели патентов на изобретения, промышленные образцы или свидетельств о регистрации товарных знаков). Обладание правами на подобные объекты ставит субъекта предпринимательской деятельности в положение, при котором использование этих объектов всецело зависит лишь от его усмотрения.

Возможность занятия на рынке монопольного (доминирующего) положения вследствие обладания данными правами связана прежде всего с монопольным характером самих этих прав на указанные нематериальные блага (объекты права промышленной собственности). Обладатель имеет возможность монопольно обладать объектом, как используя его в своей деятельности, так и не делая этого (что является позитивной стороной права), а также запрещать всем другим лицам пользоваться им без специально выданного разрешения или лицензии (негативная сторона права). Возможность правообладателя отстранять всех остальных лиц от использования объектов промышленной собственности дает предпринимателям реальные преимущества в конкурентной борьбе и реальную возможность занятия монопольного (доминирующего) положения на рынке.

Естественные монополии.

Добросовестная конкуренция - одно из основных условий существова­ния товарного рынка. Однако в некоторых отраслях конкуренция невозмож­на и неэффективна. В этом случае говорят о естественной монополии. Спе­цифика деятельности субъектов естественной монополии, связанная с отсутствием конкуренции в данной сфере, предопределяет повышенное вни­мание к ним государства.

Основной задачей государства является достижение баланса интересов по­требителей и субъектов естественных монополий, обеспечивающего доступ­ность реализуемого ими товара для потребителей и эффективное функциони­рование субъектов естественных монополий. Для решения поставленной задачи принято специальное законодательство о естественных монополиях и созданы органы по регулированию их деятельности.

Естественная монополия - это состояние товарного рын­ка, которое характеризуется следующими признаками:

Удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особеннос­тей производства;

Товары, производимые субъектами естественной моно­полии, не могут быть заменены в потреблении другими това­рами;

Спрос на данном товарном рынке на товары, произво­димые субъектами естественных монополий, в меньшей сте­пени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

Отношения, которые возникают на товарных рынках и в которых участвуют субъекты естественных монополий, регулируются ФЗ от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях». Субъекты естественных монополий доми­нируют на товарном рынке и на них распространяются запреты, предусмотрен­ные Законом о конкуренции. При выявлении нарушений Закона о конкуренции, допущенных субъектом естественной монополии, к нему могут применяться методы воздействия, предусмотренные антимонопольным законо­дательством. Исключение составляет наложение штрафов за нарушения субъек­тами естественных монополий установленного порядка ценообразования.

Деятельность указанных субъектов регулируется и актами специального ха­рактера. К ним, в частности, относятся: Федеральный закон от 16 февраля 1995 г. «О связи», Федеральный закон от 25 августа 1995 г. «О федеральном железнодо­рожном транспорте», Федеральный закон от 14 апреля 1995 г. «О государствен­ном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ» и др.

Естественная монополия - это состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсут­ствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на еди­ницу товара по мере увеличения объема производства), а товары, про­изводимые субъектами естественной монополии, не могут быть заме­нены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

(ст. 2 Федерального закона «О естественных монополиях»)

Субъектами естественных монополий могут быть только хозяйствующие субъекты, которые являются юридическими лицами и заняты производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

Действие Федерального закона «О естественных монополиях» распрост­раняется на определенные в его ст. 4 сферы:

Транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопро­водам;

Транспортировка газа по трубопроводам;

Услуги по передаче электрической и тепловой энергии;

Железнодорожные перевозки;

Услуги транспортных терминалов;

Услуги общедоступной электрической и почтовой связи.

Для регулирования деятельности субъектов естественных монополий и контроля за ней образованы федеральные органы исполнительной власти:

Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 332 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по тарифам";

Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 331 "Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе".

Органы регулирования естественных монополий принимают решения о введении, изменении или о прекращении регулирования деятельности субъ­екта. Субъекты, в отношении которых осуществляется государственное регу­лирование и контроль, заносятся в соответствующий реестр. Например, ве­дется Реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, Реестр субъектов естественных монополий на транспорте.

Законодательством предусмотрено два основных метода регулирования деятельности субъектов естественных монополий:

1) ценовой метод, который осуществляется посредством установления цен (тарифов) или их предельного уровня. Порядок государственного регу­лирования цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий закреплен специальными нормативными актами 2 ;

2) неценовой метод:

- определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию;

Установление минимального уровня обеспечения потребителей в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом (реализуемом) субъектом естественной монополии.

Орган регулирования естественных монополий определяет метод регули­рования применительно к конкретному субъекту. Решение о методе прини­мается на основе анализа деятельности субъекта. Применяемый метод дол­жен играть стимулирующую роль в повышении качества производимых или реализуемых товаров и в удовлетворении спроса на них. При этом берутся во внимание такие факторы, как издержки производства, налоги и иные плате­жи, потребности в инвестициях, прогнозируемая прибыль, удаленность по­требителей от места производства, соответствие качества товаров спросу по­требителей, меры государственной поддержки и др.

Обязанностью органов регулирования естественных монополий является сообщение через средства массовой информации о принятых ими решениях, в частности, относительно:

Введения, изменения, прекращения регулирования деятельности субъ­ектов;

Включения в реестр субъектов естественных монополий либо исключе­ния из него;

Применяемых к конкретному субъекту методов регулирования.

В свою очередь субъекты естественных монополий, органы исполнитель­ной власти и местного самоуправления обязаны предоставлять органам регу­лирования естественных монополий необходимую информацию.

В целях проведения эффективной государственной политики в сферах де­ятельности субъектов естественных монополий осуществляется государст­венный контроль за действиями, которые совершаются с участием или в от­ношении субъектов естественных монополий. Такой контроль может быть двух видов: предварительный и последующий.

1. Предварительный контроль предусматривает обязательное представле­ние в соответствующий орган ходатайства о даче согласия на совершение ряда сделок, а также иной необходимой информации. Предварительный контроль осуществляется при совершении действий, определенных п. 2 ст. 7 Федераль­ного закона «О естественных монополиях». Например, необходимо получать предварительное согласие на совершение любых сделок, в результате которых субъект естественной монополии приобретает право собственности на основ­ные средства или право пользования основными средствами, не предназначен­ными для производства (реализации) товаров, в отношении которых применя­ется регулирование, если балансовая стоимость таких основных средств превышает 10 процентов стоимости собственного капитала субъекта естествен­ной монополии по последнему утвержденному балансу.

2. Последующий контроль предусматривает обязательное уведомление ор­гана регулирования естественной монополии о действиях, предусмотренных п. 4 этой же статьи. В частности, необходимо уведомлять о сделках по приоб­ретению более чем 10 процентов общего количества голосов, приходящихся на все акции (доли), составляющие уставный (складочный) капитал субъекта естественной монополии.

Особое положение субъектов естественных монополий предопределило необходимость ограничения их экономической свободы. Так, субъекты есте­ственных монополий не вправе отказываться от заключения договора с от­дельными потребителями на производство (реализацию) товаров при нали­чии возможности произвести (реализовать) такие товары. Субъекту может быть направлено предписание о заключении договора. При неисполнении предписания возможно предъявление в арбитражный суд иска о понуждении заключить договор. Кроме того, субъекты естественных монополий обязаны представлять соответствующему органу регулирования текущие отчеты о сво­ей деятельности и проекты планов капитальных вложений.

При выявлении нарушений и сфере естественной монополии, для их пре­сечения соответствующий орган государственного регулирования вправе на­правлять субъектам обязательные для исполнения предписания. Такие же предписания могут быть направлены в адрес органов исполнительной власти и местного самоуправления - об отмене или изменении принятых ими актов, не соответствующих Федеральному закону «О естественных монополиях».

Нормативно-правовыми актами регламентирован порядок рассмотрения дел о нарушениях Федерального закона «О естественных монополиях», утверждены формы решений и предписаний по рассмотрению дел о нарушени­ях в данной сфере.

За нарушения данного Закона предусмотрена гражданско-правовая и административная ответственность. Перечень составов правонарушений и мер ответственности содержится в главе 4. Кроме того, если действиями (бездей­ствием) субъекта естественной монополии причинены убытки другому хо­зяйствующему субъекту, они подлежат возмещению. Субъект естественной монополии обязан перечислить в федеральный бюджет прибыль, получен­ную им в результате нарушений Федерального закона «О естественных моно­полиях».

Специфика банкротства субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса установлена Федеральным законом от 24 июня 1999 г. № 122-ФЗ «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъек­тов естественных монополий топливно-энергетического комплекса». Данный закон определяет особенности признания банкротами и проведения процедур банкротства должников для субъектов естественных монополий, основная де­ятельность которых осуществляется в сферах транспортировки нефти и нефте­продуктов по магистральным трубопроводам, транспортировки газа по трубо­проводам, услуг по передаче электрической и тепловой энергии.