Наука и религия представляют собой два фундаментальных пласта культуры и два основополагающих типа мировоззрения, взаимодополняющих друг друга. Религия и наука Наука и религия взаимодополнение

10.09.2022

- два полярных по своей сути способа отношения человека к миру: если наука обращена к исследованию естественных объектов, то религия - к сверхъестественному.
Формы и способы взаимоотношения науки и религии весьма разнообразны. Взаимодействие науки и религии имеет долгую историю. Длительное время они развивались в рамках мифологии и не выделялись в качестве самостоятельных форм. Постепенно научные знания обособляются в независимую форму постижения природы. Наука вырабатывает свои методы и критерии, свою модель рациональности и картину мира.
С помощью наблюдения и рассуждения наука устанавливает факты и на их основе выстраивает законы, что позволяет в ряде случаев успешно предсказывать будущее. Наука имеет практическую направленность (критерий практики в науке появляется в эпоху Возрождения). Наука тесно связана с техникой, поскольку техника - это одно из практических воплощений науки.
По сути дела, религия и наука являются двумя различными способами объяснения одной и той же реальности. Они объясняют
сущность, происхождение мира, жизни и человека.
Религия в известном смысле является более сложным явлением, чем наука, ведь она соединяет в себе церковь как социальный институт, веру человека и моральные основы человеческого бытия. Религия рассматривает взаимоотношения человека с Абсолютом. Религия охватывает сотни миллионов людей, тогда как лиц, занимающихся наукой, значительно меньше.
В Античности религия и наука развиваются вместе, в то время еще не возникает острых столкновений между ними. В Средние века религия становится определяющим фактором развития мировоззрения, наука же рассматривается только как дополнение к религии. Фома Аквинский разработал концепцию естественной теологии, в которой обосновал возможность последовательного перехода от научных истин к философским и религиозным.
Начиная с эпохи Возрождения соотношение науки и религии резко меняется. Решающим столкновением между наукой и религией становятся споры вокруг системы мира Н. Коперника. Ортодоксальной считалась система мира К. Птолемея, согласий которой Земля покоится в центре Вселенной, в то время как Солнце, Луна, планеты и система неподвижных звезд вращаются вокруг нее - каждая по своей сфере. Согласно коперни- канскому учению Земля вовсе не покоится, а движется вокруг Солнца и вокруг своей оси. Позднее научные взгляды о мире были развиты Галилеем.
Г. Галилей указывает на существенные различия между суждениями науки и веры. У науки и веры, по его мнению, разные основы и задачи. Наука не должна зависеть от традиции и догм, а научное знание должно быть автономным, поскольку в основе науки лежит эксперимент.
В отчетливой форме противоречия между научными и религиозными представлениями о мире проявились в XVII-XVIII вв., когда возникает механистическая картина мира, которая на основе законов механики претендует постичь все, исходя из самой природы. Законы сохранения энергии и движения, закон сохранения вещества, открытие клеточного строения живой природы, теория эволюции легли в основу научной картины мира, тем самым лишая религиозные представления объяснения с точки зрения природы. В это время была достигнута практически полная независимость науки от религии, появляется и атеизм, первыми наиболее последовательными представителями которого были французские просветители. Атеизм нашел свое практическое воплощение в лозунгах Великой французской революции.
В XIX в. последовала реакция на указанные процессы, но авторитет науки, поддержанный к тому же промышленным переворотом, уже настолько упрочился, что ей оказались не опасны наступления религии. Вера в науку значительно заместила веру в религию. Наиболее серьезная попытка клерикалов взять реванш - дискуссия вокруг дарвиновской теории происхождения видов, особенно вокруг тезиса о происхождении человека. Но и она была отбита без особого труда и с большим почетом для ученых.
В итоге к н. XX в., по крайней мере в просвещенной части общества, атеизм, основанный на вере во всемогущество науки, победил безоговорочно. «Бог умер» - провозгласили философы (Ф. Ницше). В этом, однако, таилась одна из двух главных опасностей для чисто атеистического научного мировоззрения: подобная позиция была убедительной только для интеллектуально развитой части общества, для просвещенного меньшинства жителей планеты.
Другая опасность для атеистического мировоззрения неожиданно выросла из самой его основы и гордости - фундаментальной науки, главным образом физики. Развитие квантовой физики и теории релятивистской гравитации привело к открытию принципиальных внутренних ограничений в изучении микро- и макромира. Оказалось, что наука вовсе не всемогуща. Этим не преминули воспользоваться теологи. Так, католический
теолог Ж. Маритен утверждал, что наука и теология достигли линии водораздела. Начиная с 20-х гг. XX в. в науке совершаются открытия и возникают теории, которые не вписываются в механистическую модель мира, требуя ее серьезного пересмотра. К ним относятся теория относительности, изменившая представление о связи пространства и времени, квантовая физика, открывающая законы микромира и др. На основе этих открытий пока не выработана современная научная картина мира столь же целостная, как и созданная на основе механики.
В конце XX в. «идеологический диктат» атеизма исчезает, он уже не столь популярен, его сменяет не убежденная религиозность, а скептицизм и абстрактная религиозность, большим потоком в сознание людей вливаются всевозможные явления - оккультизм, мистика, теософия, магия, спиритизм и др. Несмотря на это, религия и наука по-прежнему имеют разные основания: наука опирается на знание, полученное научными методами, а религия - на веру.
Можно выделить несколько подходов при рассмотрении науки и религии:
  1. Подходы, утверждающие, что главную роль играет наука. Они проявились в XVII- XVIII вв., когда возникает механистическая картина мира.
Натурализм и материализм - это мировоззренческие позиции, в которых не только утверждается главенствующая роль науки, но и полностью отрицается потребность в религии.
  1. Подходы, отдающие главную роль религии. Эта точка зрения была главной в эпоху Средневековья. В настоящее время этого взгляда придерживаются религиозные мыслители, теологи; существует ряд философских течений, в которых приоритет отдается религии.
  2. Есть концепции, считающие, что наука и религия должны развиваться параллельно. Их сторонники исходят из того, что науку и религию можно примирить, найти их общие основания (см., напр.: Чичерин Б. Наука и религия. М., 1999). Ведь именно разум определяет содержание религии, а подлинная вера проверяется разумом. Разрыв между наукой и религией происходит от недостаточного развития науки или от несовершенства религии. Окончательная цель развития - высшее объединение обеих областей, синтез всего духовного мира. Религия и наука не противоречат и не могут противоречить друг другу по той простой причине, что они говорят о разном; противоречие же возможно только там, где два противоположных утверждения высказываются об одном и том же предмете: наука изучает действительный мир, религия познает Бога, поэтому истины одной не должны противоречить истинам другой (Франк С. Религия и наука. М., 1992).
В ответ на это надо признать, что религия и наука имеют и общие вопросы, причем важные.
Таким вопросом, напр., является вопрос о сущности мира. С точки зрения классической науки Вселенная представляет собой замкнутую, саморегулирующуюся систему, в которой все происходящие процессы идут «сами по себе», без всякого внешнего вмешательства, и могут быть описаны динамическими и статистическими законами. Такой мир, говорили творцы науки, не нуждается в гипотезе Бога. Другими словами, Вселенная - это мир, детерминированный динамическими и статистическими законами и только ими, принципиально лишенный чего бы то ни было внешнего по отношению к нему; это мир, частицей которого являемся и мы сами, мир, в принципе познаваемый нами. Этот мир в силу каких-то еще неясных законов творит себя сам, и никто не вмешивается в него извне и не наблюдает за ним ни сострадающе, ни равнодушно. И человек, являясь «органом самопознания мира», в силу того только, что он частица этого мира, осознает свою роль творца и ставит перед собой цель его переделки и совершенствования. Главной задачей познания традиционная наука считает открытие законов, управляющих Вселенной.
С точки зрения религии Бог создал мир, он управляет им. Человек является творени-
ем Бога. Мир создан Богом разумно, т. е. он имеет свой порядок.
Происхождение мира и жизни. Учение о постепенной эволюции растений и животных, которое перешло в биологию в основном из геологии, можно разделить на три части. Во-первых, фактом - достоверным, насколько это возможно в отношении далеких эпох, - является то, что более простые формы жизни суть и более древние, а формы, обладающие сложной структурой, появляются на поздней ступени развития. Во-вторых, имеется теория, что более поздние и организованные формы возникли не спонтанно, но развились из ранних форм, претерпев ряд модификаций; именно это, собственно говоря, и имеется в виду под «эволюцией» в биологии. В-третьих, существуют исследования механизма эволюции. Главная историческая заслуга Ч. Дарвина с точки зрения науки состоит в том, что он предложил в качестве механизма естественный отбор, благодаря чему идея эволюции стала казаться более правдоподобной. Впрочем, это предположение, удовлетворявшее последователей Ч. Дарвина, не может считаться бесспорным.
Согласно религиозной точке зрения мир возникает в результате творения Бога. Он создает не только «неживую» природу, но и жизнь на Земле. Жизнь на Земле появляется сразу во всем многообразии, т. е. нет постепенной эволюции, одни виды не происходят из других.
Происхождение человека. Как религиозное, так и научное учение о происхождении человека говорят не об одном и том же, а о разном: наука - об относительном «происхождении» человека, т. е. биологической преемственности его с иными, низшими организмами более ранних стадий органической жизни, религия же - об абсолютном происхождении человека, т. е. о его происхождении из самого первоначала бытия и об отношении его к этому первоначалу - Богу. Религия утверждает, что человек есть высшее, особое существо, отличное от всего животного мира, что он сотворен Богом как «образ и подобие Божие»; и та же религия в своем учении о грехопадении добавляет, что позднее человек (по тем или иным причинам) «пал», т. е. потерял чистоту своего божественного образа и смешался с миром низшей природы, подчинился ему. Религия раскрывает иную, более раннюю эпоху бытия человека, предшествовавшую всей той органической эволюции, которую изучает наука.
Дарвинизм, так же как и учение Н. Коперника, вступил в серьезное противоречие с религиозными идеями. Пришлось отказаться от представлений о постоянстве видов и множестве отдельных актов творения, содержавшихся в книге Бытия, а также признать, что после возникновения жизни прошел огромный период времени, прежде чем появился человек. Отказались и от множества аргументов в пользу благодати провидения, якобы даровавшего животным тончайшую приспособленность к среде, - теперь это объясняется механизмом естественного отбора. Помимо этого утверждается, что человек произошел от низших животных.
Объяснение чудес. Это основной камень преткновения между религией и наукой. Вера в чудеса считается несовместимой с научной истиной о строгой закономерности всех явлений природы. Религиозный человек верует, что он находится под постоянным водительством Бога; и если он усматривает волю Божию в сцеплении явлений, обусловленных естественными причинами, то он не может отказаться от мысли, что если Бог захочет, то Он всегда может и изменить естественный ход событий, т. е. сотворить чудо. Под чудом понимается непосредственное вмешательство высших, Божественных сил в ходе явлений - вмешательство, приводящее к такому результату, который невозможен при действии только естественных, природных сил. Наука и научность не опровергают и не могут опровергать возможность чудес. Наука изучает закономерности только естественных, внутренних сил природы и поэтому ничего не говорит о возможности или невозможности чуда.

Таким образом, можно сказать, что наука и религия, несмотря на принципиальные и существенные различия, имеют и точки пересечения. А в таких явлениях культуры, как алхимия, астрология, наука и религия соединяются в одно целое. Язык науки и язык религии также обладают сходством. Оба они опираются на естественный язык, добавляя некоторые особенные термины и доказательства; в науке и религии рассуждения строятся с привлечением аргументов и логических доказательств. Эти сходства объясняются тем, что наука и религия развивались, взаимно влияя друг на друга.
К. ИЗаболотских

Наука предоставляет хорошие условия, комфорт и удобства, а духовность, Дхарма дает умиротворение, спокойствие.

В тот период времени, когда наука превалирует, человечество будет наслаждаться роскошью и комфортом, но у него не будет покоя. Когда же религия (духовность, Дхарма) преобладает, роскошью и комфортом могут наслаждаться немногие, но большинство людей будет пребывать в спокойствии. Поэтому наука и религия две взаимодополняющие вещи.

Науку можно охарактеризовать, как часть знания, применяемого для нахождения скрытой энергии в любом материальном явлении. Религию можно определить, как часть знания, используемого для поиска скрытой силы человеческого сознания.

Нет конфликта между наукой и религией. Давайте заглянем в прошлое. Восток был склонен к религии, и восток дал миру верования, религиозные системы и развитые культуры, но оставался бедным. А западный мир, развивал науку, создал множество материальных ценностей, но там утратили понимание духовности. У них есть все материальные блага, но потеряно понимание Божественной Души (Атма).

В наше время нам необходима культура, в которой наука и религия будут сбалансированы. В такой культуре все науки будут религиозными, а все религии будут научными.

Человеческая жизнь – это соединяющее звено между телом и душой. Между телом и душой нет противоречий. Вот и в предстоящие времена, наука будет как бы телом, а религия душой мира.

Обе эти составляющие должны действовать совместно в соответствующих областях. К примеру, если кто-то живет только ради тела, он теряет понимание Божественности своей Души. Соответственно, если человек живет только духовным сознанием, будет страдать его материальное тело. Отсюда проистекает необходимость уравновешивания этих двух аспектов, чтобы максимально реализовать потенциал человеческого воплощения.

Будущее станет светлым лишь в том случае, если религия и наука станут действовать сообща. В таком сочетании религия станет центральной темой, а наука внешним дополнением. Религия будет предшествовать науке.

В сочетании тело–душа тело не может стать хозяином души. Подобным же образом, наука никогда не станет управлять религией. Сверхразвитие науки становится опасным, если не вмешивается уравновешивающая сила религии. Поэтому, наступило время, когда религии надлежит вновь обрести свои права.

Свобода религии (духовность) означает, что нам все равно есть ли Истина, есть ли ахимса, есть ли Любовь, есть ли культура. Ни в одной стране свободы религии не может быть. Это приведет ее к краху. Надо говорить о свободе учений, свободе традиций. Это значит, что нам все равно, кто вы: мусульманин, христианин, буддист или джайнист. Религия одна, традиций много. Надо говорить свобода традиций, а мы говорим свобода религий.

Из книги Пайлота Бабаджи «Вот что я постиг».

43. Религия и наука в контексте культуры.

Наука и религия представляют собой два фундаментальных пласта культуры и два основополагающих типа мировоззрения, взаимодополняющих друг друга . Каждая эпоха имеет свои доминанты, наряду с которыми присутствуют периферийные фоновые типы мировоззрения, фоновые типы культурных подсистем, играющие тем не менее значимую роль в развитии человеческого общества.

Так, если в эпоху Средневековья в европейской традиции господствующей была христианская религиозность - как официально, так и на уровне массового сознания, то Новое время в той же европейской традиции, начиная с XVII века, являет нам образец нарастающего господства научного типа миропонимания . А в Средневековье наука существовала в виде фонового, в основном элитарного типа миропонимания, свойственного кругам просвещенного монашества и зарождавшейся тогда светской университетской науки. Это не означает, однако, что одна форма мировоззрения сменяет другую, полностью вытесняя из человеческой культуры предшествующую. Хотя история культуры свидетельствует, что в эпоху господства религиозных систем как форм познания мира и как структур массового сознания наука подавляется и третируется в том числе и силовыми методами. В эпоху господства науки как формы познания мира и как ориентации массового сознания подавляется теми же методами религиозность . На самом деле отношения между научным и религиозным типом миропонимания, конечно, гораздо сложнее.

Наука сегодня не вытеснила религиозные формы миропонимания, не уничтожила их. Она лишь оттеснила религиозность на периферию стратегической магистрали познания и миропонимания в структурах массового сознания общества.

^ Фундаментальные познавательные установки научного и религиозного способа миропонимания пересекаются друг с другом очень плотно . С одной стороны, наука не представляет собой сплошного потока объективированного знания, полное обоснование которого сводится к доказательности, будь то теоретической или экспериментальной. С другой стороны, системы религиозной веры не сводятся к принятию лишь на веру каких-то основополагающих установок. В науке существуют структуры, которые обосновывают выводимые из них знания и принимаются на веру в качестве аксиоматической базы тех или иных научных теорий.

Степень обоснования таких утверждений различна, но почти всегда они исходят из самоочевидности для познающего разума, интеллектуальной прозрачности, достаточности с позиции внешних по отношению к теории параметров, и т. д. Все это при ближайшем рассмотрении оказывается видоизмененными установками веры.

^ Религиозные системы - это не только своды положений, которые апеллируют прежде всего к человеческой вере , но и некоторые обобщенные конструкции, опирающиеся на попытку аргументации и доказательности . Такие фрагменты или аспекты религиозного отношения к миру получили название теологии, или, по-русски, богословия , где под установки вероисповедования подводится базис рационального обоснования и доказательства, тот базис, который в основном и в первую очередь работает в науке.

Таким образом, научное познание неотделимо связано с верой, сопровождается ею , более того, в значительной степени начинается с некоторых элементов принятия на веру в качестве самоочевидных интеллектуально-прозрачных постулатов для исходных положений научного творчества. А религиозная вера нуждается хотя бы в частичном подтверждении убедительности догматов при помощи методов рационализации и аргументации, принятых в научном знании. Но дальше начинаются достаточно значительные расхождения.

^ Наука изучает окружающую природу, действительность, реальность, воспринимаемую нами при помощи органов чувств и осмысливаемую интеллектом, разумом. Наука есть система и механизм получения объективного знания об этом окружающем мире. Объективного - то есть такого, которое не зависит от форм, способов, структур познавательного процесса и представляет собой результат, напрямую отражающий реальное положение дел. Научное познание основано на целом ряде принципов, которые определяют, уточняют, детализируют формы научного познания и научного отношения к постижению действительности . Они фиксируют некоторые особенности научного миропредставления, достаточно тонкие, детализированные, своеобразные, которые делают науку действительно очень мощным, действенным способом познания. Можно выделить несколько таких принципов, лежащих в основании научного понимания реальности, каждый из которых играет в этом процессе значительную роль:

- принцип объективности . Объект - нечто, лежащее за пределами познающего человека, находящееся вне его сознания, существующее само по себе, имеющее свои собственные законы развития. Принцип объективности означает не что иное, как признание факта существования независимого от человека и человечества, от его сознания и интеллекта, внешнего мира и возможности его познания. И это познание - разумное, рациональное - должно следовать выверенным, аргументированным способам получения знания об окружающем мире.

- принцип причинности . Принцип причинности, принцип детерминизма, означает утверждение о том, что все события в мире связаны между собой причинной связью . Согласно принципу причинности событий, у которых нет реальной, фиксируемой теми или иными способами причины, не бывает. Всякое событие порождает каскад, или, по крайней мере, одно следствие. Следовательно, принцип причинности утверждает наличие во Вселенной естественных сбалансированных способов взаимодействия объектов. Только на его основе можно подойти к изучению окружающей действительности с позиций науки, используя механизмы доказательства и экспериментальной проверки.

- принцип рациональности , аргументированности, доказательности научных положений. Любое научное утверждение имеет смысл и принимается научным сообществом только тогда, когда оно доказано . Недоказанных положений, трактуемых как весьма возможные, наука не приемлет. Для того чтобы некое утверждение получило статус научности, оно должно быть доказано, аргументировано, рационализировано, экспериментально проверено.

- принцип воспроизводимости . Любой факт, полученный в научном исследовании как промежуточный или относительно законченный, должен иметь возможность быть воспроизведенным

в неограниченном количестве копий, либо в экспериментальном исследовании других исследователей, либо в теоретическом доказательстве других теоретиков.

- принцип теоретичности . Наука - не бесконечное нагромождение разбросанных идей, а совокупность сложных, замкнутых, логически завершенных теоретических конструкций. Каждую теорию в упрощенном виде можно представить в качестве совокупности утверждений, связанных между собой внутритеоретическими принципами причинности или логического следования. Любой объект действительности представляет собой огромное, в пределе бесконечное количество свойств, качеств и отношений. Поэтому и необходима развернутая, логически замкнутая теория, которая охватывает наиболее существенные из этих параметров в виде целостного, развернутого теоретического аппарата.

- принцип системности . Общая теория систем является во второй половине XX века основанием научного подхода к пониманию реальности и трактует любое явление как элемент сложной системы, то есть как совокупность связанных между собой по определенным законам и принципам элементов.

- принцип критичности . Он означает, что в науке нет и быть не может окончательных, абсолютных, утвержденных на века и тысячелетия истин. Любое из положений науки может и должно быть подсудно анализирующей способности разума, а также непрерывной экспериментальной проверке . В науке нет абсолютных авторитетов , в то время как в предшествующих формах культуры обращение к авторитету выступало в

качестве одного из важнейших механизмов реализации способов человеческой жизни. ^ Авторитеты в науке возникают и рушатся под давлением новых неопровержимых доказательств. Остаются авторитеты, характерные только своими гениальными человеческими качествами. Приходят новые времена, и новые истины вмещают в себя предыдущие либо как частный случай, либо как форму предельного перехода.

Религиозность , базирующаяся не на попытке получения объективного знания, а на таком типе отношения человека к миру, как вера, убеждение в существовании, в развитии, в пребывании чего-либо, не основанного на доказательстве, связано с тем, что источником религиозности является не объективная реальность, не действительность, данная нам в ощущениях, а то, что мы называем сверхналичным бытием. Источником религиозного знания, переживания, миропредставления становится Откровение. Откровение - это сверхъестественное, сверхнормальное знание, данное человеку свыше. Источником может выступать либо пророк (Моисей, Махаммад - в истории великих монотеистических религий), либо сам Абсолют, Бог, воплотившийся на Земле, или непосредственно явившийся в этот мир и декларирующий то, что он хочет донести до человека . Откровение не подлежит критическому суду разума, так как то, что мы получаем через него, является высшей, абсолютной информацией, которую ограниченный разум человека не в состоянии представить во всей полноте и развернутости и которая должна приниматься на веру.

В целом различия между наукой и религией можно свести к следующему: наука изучает реально воспринимаемое и непротиворечиво мыслимое бытие. Религия представляет не то, что связано с миром объективного существования логически упорядоченного и эмпирически фиксируемого, а то, что восходит к смыслу нашего существования. Религия интересуется смыслами и ценностями человеческого бытия, его этическими, нравственными и эстетическими компонентами. Религия отвечает на предельные вопросы, восходящие к абсолютным формам существования и миропредставления, которых нет и быть не может в науке.

Наука отвечает или, скорее, пытается отвечать на вопрос о том, как устроена реальная действительность, как она существует, функционирует, развивается. Для этого она формулирует законы, основываясь на результатах экспериментального или теоретического исследования. Религия интересуется теми вопросами, которые не могут быть ответами на вопрос как?, но почему? и зачем?. Почему этот мир устроен так, а не иначе? Зачем мы живем? Ответы на эти вопросы выводят человека к идее Бога, Абсолюта. Почему это происходит"."

Наука изучает сущее, религия интересуется должным. Религия отвечает на важнейшие вопросы человеческой жизни, ответы на которые не дает наука, и механизм поиска ответов на эти вопросы связан не с доказательностью и теоретическим или экспериментальным подтверждением, а с универсальной, хотя и глубоко индивидуальной спецификой человеческого переживания.

^ Таким образом, наука и религия взаимодействуют по принципу дополнительности формально-рационально-познавательных и интуитивно-этических способов освоения мира.

Дилемма знания и веры, науки и религии вновь утратила в наши дни свою однозначную очевидность. И вновь, как это не раз бывало на изломах истории, человек стремится обрести свой путь к Истине. Но похоже, что на этом пути вопросов у нас значительно больше, чем ответов.

Кризис природы, общества, личности, перед лицом которого мы оказались, несмотря на многочисленные предупреждения наиболее глубоко мыслящих представителей человечества, поставил под сомнение ряд устоявшихся в нашем столетии ценностей как внутри самой науки, так и в иных сферах общественного сознания. Как выяснилось, сама по себе наука еще не является панацеей от всех бед, а ее рекомендации нуждаются в дополнительной этической и эстетической корректировке. Утрата природного чувства гармонии по отношению к миру и к самому себе грозит человечеству неминуемой катастрофой. Созданная и долгое время обожествляемая им техногенная цивилизация фетишизирует искусственную среду обитания, а к естественной обращается лишь затем, чтобы нарастить свою собственную мощь и силу. Результаты всего этого видны сегодня, как говорится, "невооруженным глазом".

Внезапно прозревшие, мы начинаем сознавать, что теоретическая схематизация и логическое упрощение действительности крадут у нее красоту. Сделав насилие над природой едва ли не единственным средством достижения своего материального благополучия, человек утратил некогда живое чувство слаженности, ритмичности и тайны бытия, лишил его глубинного смысла и как бы законсервировал в своем сознании. Он живет теперь в сожалении о прошлом и в мечтах о земном рае, но не в ладу с настоящим. Возможно ли воскресить то отношение к природе, когда мир воспринимался в первозданной чистоте, в каждом мгновении как мощный, но и ранимый, опасный, но и спасающий, живой и чувствительный организм.

Вывод, к которому мы подошли, заключается в следующем. Наука - это одновременно созидательный и разрушительный инструмент в руках образованного человечества. Направить этот инструмент на благо оно способно, лишь сохранив в себе чувство непосредственной сопричастности природе и космосу. Наука и религия - две чаши весов, и необходимо их равновесие как единство знания и веры.

Подводя итог, мы можем сказать, что наука и религия необходимы друг другу. Это два взаимодополняющих пути, которые могут помочь нам полностью осознать тот мир, в котором мы существуем. Поэтому нам нет необходимости выбирать между наукой и религией. Естественные науки могут раскрыть законы физического мира и способствовать развитию технологий, которые создадут дм нас высокий уровень материального благополучия. Однако наука нуждается в нравственных ценностях, которые берут свое начало в религии, для того чтобы руководствоваться ими в своей собственной деятельности и осуществлять ответственное использование научного знания во благо, а не во вред человечеству. Как сказал Альберт Эйнштейн: "Наука без религии ущербна, религия без науки -- слепа".

Выводы

Подводя итог вышесказанному, хочется отметить, что в настоящее время, хотя и не существует единого взгляда на проблему взаимоотношений науки и религии, но все же большинство ученых и духовенства склоняются к типу «не противоречия», или можно даже сказать «синтеза» этих сфер.

Когда религия и наука исповедуют веру в бога, первая ставит бога в начале, а вторая в конце всех мыслей. Религия и наука ни сколько не исключают друг-друга.

Незримая грань между наукой и религией занимает наш ум, поскольку она разделяет две важные стороны человеческой природы - физическую и духовную. Наука никоим образом не должна отрицать духовный опыт, равно как и религиозная вера не может исключить свободу развития. Наука и религия не могут заменить друг друга, равно как и не должны быть вульгарно соединены, т.е. сведены к научной религии и ил религиозной науке. Две неотъемлемые части мировой культуры - наука и религия, в сущности, имеют одинаковые корни, питаемые способностью человека удивляться и задавать вопросы. Первая разрабатывает рациональный подход к разгадке тайны мироздания, который позволяет нам детально изучать окружающий нас мир. Вторая берет начало, с одной стороны, в том священном ужасе, который внушает нам величие Вселенной, с другой, в желании познать Создателя и наше место в осуществлении Его замысла.

Такой подход к проблеме взаимоотношения между наукой и религией позволят жить человеку в цивилизованном мире «созданном» наукой, при этом не теряя своих духовных и культурных ценностей.

Человеку присуще желание задавать вопросы: Что? Почему? Как? В каждом из нас заключено стремление понять мир, в котором мы живем, найти смысл существования. Религия, философия и наука возникли и начали свое развитие в ответ на это стремление человека к знаниям, к пониманию окружающей действительности. На протяжении многих веков практически не существовало различий между этими путями познания. Вместе они удовлетворяли основные потребности человека и подтверждали его интуитивное представление о том, что Вселенная имеет смысл, упорядочена, разумна и управляется какой-то формой справедливых законов, даже если эти законы не столь очевидны. Их подход был интуитивным и рациональным, и все направления развивались вместе. Жрецы были первыми астрономами, а врачи -- проповедниками. Философы пытались познать реальность с помощью разума. В относительно недавнем прошлом произошло разделение между философией, естественными науками и религией, вследствие которого каждая из этих областей приобрела свою сферу применения. Естественные науки сосредоточились на объяснении и понимании материальной стороны действительности, в то время как основным предметом религиозного познания стало духовное измерение реальности. Возникло противопоставление науки и религии, частично потому что порой представители религии пытались присвоить себе абсолютный авторитет в вопросах толкования материальной природы мира. В ответ на это некоторые ученые сочли религию совокупностью предрассудков и предприняли попытку свести весь религиозный опыт к сфере человеческих заблуждений. Однако надлежащие отношения между философией, наукой и религией можно сравнить с рассказом "Почему кипит чайник?". Их можно рассматривать как различные подходы к пониманию одних и тех же явлений. Дело не в том, что одно направление верно, а другое -- нет. Они задают разные вопросы и, естественно, дают на них разные ответы. В этом смысле наука и религия дополняют друг друга.

Вопросы о том, что такое мир, насколько он может быть понят человеком, относятся к сфере философии.

Вопросы о том, как устроен мир, относятся к сфере компетенции науки.

Вопросы о том, почему мир устроен подобным образом, в чем смысл и цель существования, принадлежат сфере религии.

Тем не менее, в силу различных причин многие люди считают, что наука и религия взаимно исключают друг друга. Другими словами, если человек занимается научными исследованиями, то он не может верить в Бога, а если человек религиозен, то он не может принять определенных доказанных наукой закономерностей устройства мира. Однако утверждение, что наука каким-то образом доказала несостоятельность религии, представляется по меньшей мере необоснованным. Например, тот факт, что современная наука развивалась главным образом на Западе, не случаен. Христианство и ислам обеспечили общую мировоззренческую канву, благодаря которой могла развиваться наука. Это мировоззрение включает в себя следующие понятия:

Мир создан благим и поэтому стоит исследования (И увидел Бог все, что 0н создал, и вот, хорошо весьма. Быт. 1:31),

Бог создал мир в соответствии с определенной логикой и законом, и поэтому мир познаваем -- при помощи науки человек может познать законы, управляющие миром.

Природа не требует поклонения, поэтому люди могут ее исследовать.

Технология -- это средство "владычества над землею" (Быт. 1:28), и человек имеет моральное право экспериментировать и творить.

Бер Левин

Наука и религия - взаимоотрицание или взаимодополнение?
(анализ высказываний академика В.Л.Гинзбурга)

На разных еврейских блогах, сайтах, чатах люди атеистического «исповедания» нередко поднимают знамя войны против религии. Спектр тональности их высказываний против веры и верующих колеблется от легкой презрительности до потоков, близких к матюгальщине. И нередко такие борцы с религией делают главную ставку на науку, как бы опровергающую все «сказочки» этих глупых верующих. Наиболее громкое имя среди таких диспутантов у известного академика, плюс к тому еще и нобелевского лауреата, разместившего свои гневные статьи, общим количеством в три штуки, на известном портале «Заметки по еврейской истории». В тех статьях он прямо заявляет о резком и непримиримом антагонизме Веры и Науки.

Ну, что ж, вопрос действительно интересен: в самом ли деле Наука и Вера являются полностью взаимоисключающими категориями? Что б в нем разобраться, очень полезно внимательно присмотреться к доводам стороны, которая напрочь отвергает правомерность религиозного подхода к миру. Вот этим мы сейчас и займемся.

В свое время эта статья была предложена туда же, где размещены и статьи академика, но была отвергнута редактором портала. Здесь она обнародуется впервые.

Все три публикации академика на том портале разбирать незачем, т.к. во многом они просто повторяют друг друга. Одну из них он закончил пятью тезисами, сжато и конкретно излагающими основные его мысли на эту тему. (см. http://berkovich-zametki.com/Nomer46/Ginzburg1.htm) Поэтому вполне удобно пойти с разбором именно по ним, что и сделано ниже.

Итак, начинаем прямо по его тезисам.

Тезис 1 .

Атеизм,т.е.отрицание существования Бога, как и вера в Бога, являются интуитивными суждениями (понятиями). Они не могут быть строго доказаны или опровергнуты (подобно, скажем, математическим теоремам).

Тут уважаемый нобелиат обошел сторонкой некоторые вещи. Математика - она, конечно, наука строгая, но… И она, не меньше чем религия (вкупе с атеизмом), основана на «интуитивных понятиях». Такие понятия, как точка, линия, натуральный ряд чисел, операции сложения, вычитания и проч. и проч. - понятия именно интуитивные, чисто интуитивные. Они никем и никогда «не доказаны», попросту не могут быть доказаны в принципе, и именно потому они приняты ИНТУИТИВНО.

Таким образом, у верующих по крайней мере не меньше оснований верить в наличие Творца мира, чем у математиков в действительное существование точки. А если точнее, то и побольше, потому что у нас имеются документально зафиксированные имена живых свидетелей явления Творца на горе Синай, и их конкретные свидетельства - тоже. Кто не верит в них - на здоровье, их дело. Но достаточно твердых и убедительных доказательств того, что эти записи - вранье, таких вот доказательств - не имеется. Зато имеется опять же четко фиксируемая цепочка реальных личностей передававших эти «свидетельские показания» из уст в уста от самого события вплоть до самых последних – наших - дней (подробное и четкое изложение всей этой цепочки см., например, http://pantelat.ravvin.com/Sinay.htm)

Итак, математика - наиболее абстрактная из всех наук - безусловно базируется на ряде интуитивных понятий и положений, часть из которых даже в школе проходится (скажем, постулаты Эвклида). Ну, а далее - чем дальше в лес, тем больше дров. Любая естественная наука построена на еще большем количестве исходных, неопределяемых, т.е. интуитивно принимаемых понятий. Так что, кому что - кто верит в существование Творца, а кто в параллельные прямые, самозарождение жизни, преобразование видов и все-все тому подобное. Впрочем, стоит подчеркнуть, что это ни в коем случае не суперпозиция: мол, или то, или другое. Объединение этих позиций отнюдь не запрещено, но кто понимает соотношение этих вер, т.е. их ранжирование, тому не надо разжевывать, что лежит в основе, и с чем должны быть соотнесены остальные интуитивные понятия.

Короче говоря, человек сам себе выбирает объект веры, соответствующий его менталитету. Но без той или иной веры не обходится ни один самый завзятый атеист, даже увенчанный всевозможными лаврами.

А в целом, по этому первому тезису можно отметить, что тут автор достаточно мягко стелет - признает некую равноправность веры и атеизма. Каковы будут его укладывания спать на сие «мягкое» ложе - посмотрим далее. И для этого пойдем последовательно по его пунктам

Тезис 2.

Атеизм ни в малейшей степени не противоречит признанию свободы совести, т.е. свободы верить или не верить в существование Бога. Отождествление атеистов с воинствующими безбожниками абсолютно неверно и аналогично, скажем, отождествлению верующих христиан со сторонниками инквизиции .

Этот вот тезис имеет проходное значение: ну, как-то оправдывается автор, от кого-то там пытается дистанцироваться… Однако, насколько правомерно его открещивание от «воинствующих безбожников» – это мы увидим чуть позже. А пока пойдем дальше, оставим этот пункт на потом.

Тезис 3.

Необходимо различать верующих в Бога, в существование некоего абсолюта и т.п. в довольно абстрактном смысле (для конкретности, деистов) от религиозных людей, принадлежащих к каким-то конфессиям, для конкретности, теистов. Теист не только верит в существование Бога, но и в святость Библии (или Корана), в существование чудес и т.п.

Ага, вот здесь уже конкретная затравка для дальнейших «разоблачений». Сами эти «разоблачения» последуют дальше - тогда их и разберем, а пока стоит только обратить внимание, как автор противопоставляет деизм всем прочим конфессиям. По его представлениям деисты отличаются от теистов (т.е. от традиционно верующих) простой и непритязательной верой в бога, не отягощенной никакими другими привходящими обстоятельствами. А вот теисты к этой - такой вот чистенькой - вере зачем-то добавляют еще и веру в чудеса, да в священные книги. (*)

Замечание чуть в сторону (но – важную) от текущей линии рассуждений: автор причисляет к священным книгам только Библию и Коран. Так же и в тексте статьи он апеллирует почти исключительно к христианству, ну и может в парочке мест – к исламу. А вот иудаизм ему то ли просто неизвестен, то ли противен прямо до неприкасаемости, хотя анализируемые здесь его писания выставленыкак раз на еврейском портале, а в одном из них он прямо апеллирует к евреям. Странно как-то - обращается к евреям, а всякие свидетельства (для дальнейшего их пинания) подбирает из христианских опусов. Но я-то иудей, и в силу этой причины оставляю в стороне иные религии - здесь их обсуждать незачем. Потому в дальнейшем рассмотрении буду базироваться исключительно на Торе, что, очевидно, вполне приемлемо в споре с атеистом «развенчивающим» все религии вкупе, как обобщенный класс явлений, то есть, и иудаизм тоже.

Итак, чем же это вера только в Творца мира (т.е. у деистов) принципиально отлична от веры других конфессий - сие пока что ведомо только самому автору. Его установочное положение, что традиционные конфессии верят в чудеса, а вот деисты - нет, увы, не проходит. Оно просто не соответствует истине, т.к. в самое главное чудо - в сотворение мира и человека - верят и те, и другие.

Однако, вопрос о чудесах оставим на потом, что б не отвлекаться сейчас от основного посыла автора. И вот он предельно четко изложен в далее следующем тезисе.

Тезис 4.

Атеизм, агностицизм, материализм, деизм – темы для философских дискуссий. В то же время теизм – это типичная лженаука типа астрологии и полностью отрицается атеистами. Теизм, это дряхлый пережиток далеких веков, несовместим с научным мировоззрением, с наукой.

К этому тезисному пункту можно добавить, что в текстах у него и еще круче завернуто (не единожды, и с каждым разом все круче):

… религия – это пережиток отсталости, прогнивший плод необразованности…
… религия (теизм, буддизм и т.п.) – это пережиток необразованности, научного невежества.
И т.д.

Всё, точки расставлены, гвозди в крышки гробов прочно забиты. Все «философские» (по автору) религиозные течения оказываются приемлемыми (**), а плохи, поганы и лженаучны только изначальные конфессии. Ну вот, оказывается, отрицает начисто этот самый атеизм мою веру - что ж тут поделать? Остается только в гроб и лечь… Но перед тем как туда залезть все ж рискну задать еще вопросик: а каковы есть основания для такого абсолютного отрицания? Неужто в высказанном тут автором его мнении о несовместимости религии с наукой? А может - не с наукой, а лично с ним, с его менталитетом?

Ну, что ж в этом вопросе - вопросе совместимости-несовместимости – и попробуем здесь разобраться.

Начну с того, что такие заявления для атеистов жутко характерны - мы, де, самые умные. А точней: ТОЛЬКО МЫ – умные. А все остальные - дурачьё беспросветное.

Что-то очень похожее нам уже приходилось слышать, не так ли? Ну и сам академик подсказал читателям его статей, где мы слышали подобное - конечно же в лозунге: «Религия - это опиум для народа», который он и цитирует с определенным пиететом. (Это же буквально тождественно формуле К.Маркса "Религия – опиум для народа" или "Религия – опиум народа". Я не сторонник марксизма, но вполне согласен с этой формулировкой). Осталось только дополнить опущенное им: данный слоган активно работал в качестве забойного клише на коммунистическую пропаганду в СССР все годы существования этого государства.

Тут полезно вернуться к вышеприведенному тезису 2. В нем уважаемый товарищ академик, всеми силами старался откреститься от воинствующих безбожников в советскую эпоху - де, он сам не такой, и вообще нормальные атеисты - не такие уж воинствующие. Однако, есть вопрос - а так ли уж отличен его ярлык: «лженаука» от произведения тех самых безбожников: «опиум»? В чем же разница-то? Нет ее, нет различия между этими двумя клеймами ни в содержательном плане, ни в мере презрительности и поношения.

А дальше - больше: наш нобелиат не удержался на уровне простого ярлыка («лженаука» – и все тут; или же, «опиум» – и баста); нет, он тут же вывалил в адрес религии (опять же в кильватере «воинствующих безбожников») уже просто кучу оскорблений: дряхлость, отсталость, пережиток, гнилье, необразованность, невежество.

Доказательствами сих установок высоконаучный академик себя не утруждает, работает на чистых эмоциях. Не считать же, в самом деле, хоть сколько-нибудь весомым доказательством совершенно пустопорожний – и по сути, и по исполнению – подсчет верующих-неверующих ученых. Или, в придачу к этому, указание на миллиард неграмотных в мире, с кристально ясно поданной мыслью, что религия как раз и удел только таких вот безграмотных. Ну-ну, еврею-лауреату как будто бы и невдомек, что в еврейском народе во все века грамотность была поголовной, и для исповедующего иудаизм практически обязательной - молитвы то самому читать надо, на попиков все это перекладывать – у нас совсем не в заводе. И что ему уже действительно невдомек (не дано про то знать), что сейчас в синагогах масса евреев не просто грамотных, а прямо-таки высоко развитых интеллигентов и интеллектуалов, деятелей искусств, науки, медицины и т.д.

Ну ладно, от этих оскорблений, от грязных эпитетов, вернемся к более как бы конкретному обвинению, к ярлыку «лженаука». Тут вот место большому моему удивлению: а понимал ли автор вообще, о чем он пишет? Вот при советской власти, в годы этак 40-60-е, именно этот термин был в большом ходу у официозных охаивателей генетики и кибернетики. Мало того, что данный академик сам себя поставил в один ряд с этими мало-уважаемыми деятелями, но со смыслом-то у него дело обстоит еще хуже, чем у советского официоза – намного хуже. Там-то действительно речь шла о конкретных науках, потому назвать их «лженауками» – хоть и является явным оскорблением (на то оно и было рассчитано), но все ж не выбивалось из определенного класса явлений. То есть пара: «наука – лженаука» – это логически приемлемая суперпозиция. Такая же, к примеру, как пара: «тезис – антитезис».

А вот наш нобелевский лауреат пришпиливает какую то научную сущность, содержащуюся таки в термине «лженаука» (пусть и в оскорбительно-отрицательном смысле), принципиально другому явлению, которое отродясь ни в какие научные рамки не втискивалось, и никогда не стремилось в них вписаться. Религия, как явление, всегда и всюду находилась вне научного поля.

Для более простого осознания сей, не такой уж и сложной вещи, в качестве примера можно сконструировать сентенции, аналогичные той, что выдана нашим академиком - аналогичные по несостыкуемости понятий. Например: «Поэзия - это лженаука». А то еще и так: «Наука - это лжеискусство». Или так: «мораль - есть лжематематика». Ну, и как со слухом - не режет?

Логика, да и просто способность к осознанию написанного или сказанного, оказывается на одном уровне у всех охаивателях религии - что лауреатов, то и рядовых интернет-забияк атеистического фронта. И уровень этот говорит сам за себя. Всё в их писаниях основано на голых эмоциях, бездоказательных, но крикливо-барабанных заявлениях, и всегда базируется на полном незнании предмета их критики, т.е. религии . И по всем этим своим качествам они - эти охаиватели веры - до удивления близки к охаивателям еврейства, т.е. попросту - к антисемитам.

В завершение данного раздела имеет смысл сформулировать все же позитивное положение о соотношении науки и религии, как альтернативу уничтожающим высказываниям академика. Эти две области - каждая из них – имеют под собой совершенно разные, непересекающиеся базовые основания, и потому развиваются, не мешая друг другу. Наука не в силах доказать отсутствие Б-га (что в какой-то мере признается даже автором – см. его п.1), так же как и, наоборот, подтвердить его существование. И то, и другое ей не дано в принципе, по ее статусу. Точно так же и религия со своей стороны не покушается на ниспровержение научных построений, ибо у нее своя сфера. Стало быть, и та и другая могут вполне мирно уживаться и на общественных просторах и в сознании каждого отдельно взятого индивида.

Сказанное не означает отсутствия у этих двух явлений вообще каких-либо точек пересечения. Раз и то, и другое одновременно присущи самосознанию человека, то безусловно найдутся области их совместного приложения. А в них уже могут быть выявлены и какие-то видимые конфликты, противоречия. Ну, например, противоречия в определении возраста окружающего нас мира. Однако, исходя из выше сформулированных базисных положений, такие конфликтные (точнее даже, псевдо-конфликтные) ситуации всегда могут найти разрешение - было б только желание и стремление к этому. (см. здесь же - в развернутом изложении или - то же самое в краткой, тезисной форме)

Тезис 5. (его начало)

Поскольку теизм, вообще говоря, связан с призывами к добру и соблюдению определенных позитивных этических норм (заповедей), с ним не следует бороться подобно тому, как необходима борьба с лженаукой, например, с астрологией. Задача атеистов состоит не в борьбе с религией, а в атеистическом просвещении, в частности, разоблачении креационизма и всяких других антинаучных "теорий". ….

Здесь я не буду защищать бедную астрологию - в ней я слабовато разбираюсь, так что высказывать свое суждение было бы малопростительной глупостью. Вот только с моральной стороны как-то не слишком красиво выглядит такое охаивание - огульное поношение без каких-либо доказательств. Ой, как похоже, что и автор разбирается в астрологии в такой же степени, как я.

Впрочем, вспомним, что точно также - лженаукой - автор обозвал (одним пунктом выше) ту же религию, и так же не потрудился обосновать такой резкий выпад. А в этом вот пункте, правда, он ее - то есть, религию – как бы выводит из под своего удара, но делает это вполне по-иезуитски.

Преследовать религию, видите ли, не нужно - оказывается, она как-то связана с этикой и добрыми побуждениями. Открытие академиком сей америки - достаточно красноречиво. Делает он это этак сквозь зубы, через «вообще говоря», т.е. как некое приватное обстоятельство, несколько смягчающее вину подсудимого и как-то облегчающее ему приговор… И не дает себе труда осмыслить, что именно в этом-то и заключается сущностное отличие религии от науки.

Наука ответственна за материальный мир, а религия - за духовный. Ни в каком научном открытии в принципе не может содержаться хоть что-то от понятия морали, тогда как вера, наоборот, берет на себя полную ответственность за этику, за различение добра и зла и т.д. Именно этому, как раз, и посвящена наша Тора

Но такая вот - моральная – прерогатива имеется только у полноценной религии, т.е. в терминологии академика - у теизма (а в моей – в иудаизме). Тогда как у признаваемых автором деистов мысль о сотворения мира в наличии имеется, а моральных установок, увы, нет. Ведь Творец, по-ихнему, уже отошел от дел и на человеческие дела-делишки внимания никакого не обращает (ну, разве что, когда-то вручил какие-то заповеди, и на том успокоился, перестал отслеживать ситуацию.)

По поводу просвещения, то тут есть интересный нюанс - весь пафос статей академика направлен на запрет религиозной пропаганды (конкретно - христианской, православной) в школах России. То есть, религиозному засилью (читай - мракобесию) автор призывает поставить жесткий заслон, а вот атеистической пропаганде в сфере просвещения он зажигает зеленый свет, считает ее прямым долгом - не только своим, но, как будто, и всего общества (скажем - «прогрессивного человечества»).

И тут, естественно, возникает небольшой такой вопросик о наличии честности в данном избирательном подходе. Не честнее ли, все же, что б религия и атеизм соревновались на равных начальных условиях? А то как-то нехорошо получается - в годы засилья коммунно-атеистической пропаганды в школах (и не только в них) я что-то не слышал ничьих таких возмущений против этакой промывки мозгов. И академик тогда молчал - как и все. Но вот по поводу христианской агитации он сразу же резко восстал, с употреблением почти что уличной брани, и, в то же самое время, громогласно заявляя о праве на агитацию атеистических взглядов.

Тут, кажется, будет в струю привести следующую притчу-установку от наших предков. Еврейские родители поучают своего взрослеющего сына: «Сынок, когда берешь извозчика, поглядывай на него, когда будешь проезжать мимо церкви. И если он при этом не перекрестится, немедленно останавливай пролетку и слезай - такой вот возница, ни во что не верящий, до добра не довезет» .

Вот такой простой подход к соседствующим христианам. Ну а сейчас сынки этих сынков напрочь вычеркнули из сознания старую еврейскую мудрость. Не устраивает этих прогрессивных потомков подобное «мракобесие».

И последнее здесь – о креационизме (по последней строчке в вышеприведенной части тезиса 5). Вот еще одна «лженаука» у академика, и, даже, еще сильней сказано - прямо-таки «антинаучная теория». При этом он не опускается до того, что б разъяснить (т.е. определить) признаки, по которым он отделяет научные теории от антинаучных. И чем же креационистская теория так у него проштрафилась? – пока ответа нет. Есть просто пришпиливание очередной бранной этикетки.

Противовес «антинаучному» креационизму здесь напрямую не назван, но, в принципе, совершенно понятно, что это – эволюционная теория Дарвина-Гексли или, по-современному, синтетическая теория эволюции (далее, для краткости, просто – эволюционизм). Спор между двумя указанными теоретическими построениями идет уже не первое столетие. Но вот метод разрешения научных споров путем навешиванием ярлыков на неугодное направление никогда еще не приводил к значимым результатам.

Намного интересней было б, если б академик, вместо голословного припечатывания клейма «антинаучности» на креационизм, потрудился разъяснить, в чем же, по его мнению, заключается более высокая «научность» эволюционизма. Того самого эволюционизма, который по многим параметрам зашел в тупик. Например, (а) эволюционизм не смог нигде и никогда, несмотря на все старания, зафиксировать постепенный переход одного вида в другой, хотя именно такой переход и считается главным фактором эволюции. Далее, он (эволюционизм) не может никак объяснить: (б) массовые вымирания или, наоборот, появления многочисленных классов организмов – к примеру, динозавров; (в) явление, известное под названием «кембрийский взрыв», когда геологически мгновенно и одновременно - в начале кембрийского периода – появились все основные группы скелетных организмов; (г) наконец, вообще, как живое произошло из неживого, и при этом в нарушение всех природных законов, сформулированных в физике, химии и пр. науках.

Итак, раз выдано такое смачное охаивание неугодной для атеиста теории, следовало бы привести доказательства «научности» другой теории, более милой авторскому сердцу. Однако ж, не знаю - стоило ли ожидать от физика такого разбора? – мало похоже, что б он грамотно разбирался в данных областях. Что-то уж сильно любят наши еврейские физики залезать не в свою вотчину – туда, где мало что смыслят, но высказываются при этом с самоуверенным и непогрешимым апломбом (см. к этому же, например, о некоторой аналогичной "физической" расправе с понятием "еврей" - )

Тезис 5. (его окончание)

Особо отмечу полнейшую несостоятельность довольно распространенного тезиса: "Если Бога нет, то все дозволено". Теизм действительно в ряде случаев, но далеко не всегда (см. некоторые течения в исламском фундаментализме) оказывает благотворное влияние на укрепление положительных этических и моральных норм. Вместе с тем, атеизм ничуть не в меньшей степени "исповедует" аналогичные взгляды и представления.

Вот и еще одно голословное заявление. Очень интересно было бы узнать – где и как зафиксировано это «исповедание» атеизмом каких-то моральных норм? Где они записаны? Может, в бесславной памяти «моральном кодексе строителей коммунизма»? – так он таки уже канул в лету. Или автор имеет в виду государственное законодательство, то бишь – уголовный кодекс? Неужто действительно так!?

Уж что-что, а в 20-м веке - самом кровавом за всю человеческую историю – мы имеем массу свидетельств попрания всех общественных устоев. И, именно, прежде всего со стороны атеистов, у которых нет абсолютно никаких моральных ограничений. Ну, вспомним, например, коммунистические правительства любых материков и рас, или даже просто левацкие (т.е. социал-коммунистические) террористические формирования разных стран, типа всяких там «красных бригад», «группы Ульрики Майнхопф» и пр. Можно привести множество иллюстраций тому, но влезать в это болото здесь и сейчас у меня нет никакого желания - о том уже писаны гималаи литературы.

Я ограничусь здесь неким примером из обыденного уровня – поведением, как многим тут покажется, совсем даже и не страшного плана. Но, тем не менее, это будет полезная иллюстрация этики (т.е. морального уровня) разбираемых сторон, причем, в приложении именно к нашему народу. Выше уже упомянутая разносная ругань (вплоть до подзаборности) на разных чатах со стороны атеистов еврейского разлива, их помойные поливания своих религиозных собратьев, включая сюда и оскорбления религии в разбираемых работах нашего академика – все это по этической шкале расположено весьма и весьма низко. А вот от религиозных евреев ничего даже близкого к этому почему-то не слышно. Почему? Да потому, что в своих молитвах религиозный еврей три раза в день, а по субботам и праздникам – все четыре, произносит (в переводе на русский): «Б-г мой, убереги мой язык от злословия…» И это проникает в его сущность, становится его характером.

Все то же самое можно сказать и о других моральных нормах. Атеистам-то жить без них много проще, потому они с такой пеной-у-рта и защищают свои позиции. Но сколько-нибудь существенных доказательств у бедолаг нету, вот они и пускаются в ругань и оскорбления противоположной позиции - авось сойдет за доказательство.

Ну, и еще стоит добавить небольшое рассмотрение взглядов академика-атеиста, не отраженных в разобранных тезисах, а взятых прямо из его текстов.

Думаю, что со временем, хотя и очень нескоро, религия повсеместно отомрет.

… человеческое общество на Земле не деградирует и, пусть и не очень скоро, отринет обветшалые религиозные представления в результате торжества научного мировоззрения.

Светлое будущее человечество может увидеть только на пути просвещенного светского (секулярного) гуманизма.

И опять - голые лозунги, никак не подкрепленные хоть какими-то доводами, плюс снова и снова повторяющееся поношение религии. Это последнее уже опускаю - хватит о нем. Здесь только интересна прямая связь установки на искоренение религии с построением «светлого гуманистического общества».

Позволю себе все ж отметить, что построение высокоморального мира на основе атеизма не просматривается ни коим образом - ну, просто никак. И этому есть (в отличие от разбираемых здесь взглядов) определенные исторические доводы. Никакой базы для светлого будущего атеизма не наблюдается – ни в коммунизме, поклонение которому достаточно заметно у автора, в частности в упомянутых выше пассажах (и там же уже продемонстрирована несостоятельность возлагаемых на него надежд), ни в гуманизме, на который автор уповает уже явным образом. Тот же самый гуманизм (секулярный, просвещенческий и какой угодно) раскручивал все кровавые революции до-коммунистической эпохи, увенчав их мировой бойней 14-го года. Те же гуманисты всех стран вкупе (за очень редким, считанным по пальцам, исключением) не постеснялись бросить европейских евреев в пасть гитлеризму, зачастую даже просто способствовали тому. И эти же всемирные гуманисты (как всегда – «миротворцы»!) сейчас активнейшим образом помогают арабскому террору, в его нацеленности на «окончательное решение еврейского вопроса». Вот уж воистину: «Гуманисты всех стран - объединяйтесь… против Израиля!»

Очень интересные приоритеты получаются у господ-атеистов еврейских кровей - с кем бы то ни было, но лишь бы против иудаизма, пусть даже в погибель всей нации.

Завершать разбор на такой отчаянной ноте было бы неправильно. Под конец надо все же отметить, что далеко не все научные деятели высокого ранга подобны нашему советскому академику. И вот пример: один из величайших физиков современности, лекции которого воспитали целое поколение ученых и просто людей во всем мире, в том числе и в России - Ричард Фейнман. Это, действительно, ученый очень большого масштаба, человек с широчайшим кругозором, не замыкающийся в отдельных научных направлениях, а умеющий видеть мир во всех его проявлениях.

И вот, один из примеров изложения его взглядов - его лекция, выставленная по адресу http://vivovoco.rsl.ru/VV/Q_PROJECT/FEYNMAN/LECTURE5.HTM . В ней он напрямую говорит об окружающем нас мире, об обыденных явлениях (даже не чудесах!), существующих постоянно и повсеместно, но никак не вписывающихся в нашу физическую модель мира, казалось бы столь глубоко проработанную, и, вроде бы, твердо установленную. От внимательного читателя не должно ускользнуть «закадровое» удивление и восхищение автора (Фейнмана) данными обстоятельствами. И для действительно вдумчивого читателя становится вполне ясно, что, хотя вслух он не называет конкретное имя (он, ведь, физик, а не проповедник, он не должен впрямую заниматься проповедями), но все эти его рассуждения неизбежно приводят к понятию Высшей силы, сотворившей наш мир.

Ну, а в конце лекции и прямо сказано о том, каковы по Фейнману должны быть межчеловеческие взаимоотношения, что уже напрямую иллюстрирует нашу здешнюю тему: Ни понимание природы зла, добра и надежды, ни понимание основных законов в отдельности не могут обеспечить глубокого понимания мира. Поэтому неразумно, когда те, кто изучает мир на одном конце иерархической лестницы, относятся к тем, кто делает это на другом конце без должного уважения.

Позволю себе для большей отчетливости это высказывание немного перефразировать, сохранив его смысловую нагрузку (далее красным цветом выделены безусловные части вышеприведенной цитаты, а зеленым то, что у Фейнмана чуть-чуть завуалировано): Невозможно достигнуть глубокого понимания мира, если физики , ответственные за понимание основных законов , и религиозные мыслители , углубляющиеся в понимание природы зла, добра и надежды , будут относиться друг к другу без должного уважения .

Вот эта конкретная истина, увы, пока что не входит в арсенал мышления физиков советского менталитета, даже при их еврейской национальности.

————————————

Примечания:

(*)
Здесь необходимо пояснить, что в своем тексте мне пришлось использовать терминологию автора разбираемых тезисов - иначе началась бы чехарда непонимания. Но дело в том, что его терминология (которой здесь вынужденно следую и я), эта терминология неправильна в своей основе. «Теизм» включает в себя ЛЮБЫЕ веры в Высшую Силу, т.е. и язычников, и столь любимых автором деистов. Противопоставление же у него деизма и теизма говорит только о том, что уважаемый академик влез не в свои сани – не разобрался в основах, прежде, чем с победным кличем ввязываться в бой. На самом деле он воюет - как сам объяснял в цитируемой здесь публикации – с христианством, исламом и иудаизмом, что во всей литературе объединяется под термином «монотеизм». А термин «теизм» – поясню еще раз - имеет гораздо более широкий объем, безусловно включающий в себя и деизм

(**)
Вообще это интересно само по себе - злобно расправляясь с религией в самом ее общем плане, в то же время выводить из-под удара как деистов, так и агностиков. Ну, жутко интересно, скажем, по поводу последних: агностик-то всего-навсего утверждает, что он просто НЕ ЗНАЕТ, НЕ УВЕРЕН – существует ли Творец или не существует. Так получается, по мнению нашего знатока религий, что сомневаться и колебаться, оказывается, можно, а вот принимать определенную сторону - ни-ни.
И вот еще - почему же это агностицизм (т.е. уход от любого решения) по автору оказывается философской (!) позицией? А вот решение этого вопроса в нелюбимую им сторону – это уже мракобесие! Логика, скажем прямо, умопомрачительная - вполне в духе соцреализма, где вся философия понимается как «диамат». .
Можно высказать такое тихое предположение, что у автора среди его друзей или просто коллег по академическому цеху имелись как деисты, так и агностики, и ему просто не хотелось с ними конфликтовать. Иначе такую выборочность и тендециозность объяснить трудно, т.е. мнение, что Б-г, относительно которого агностики колеблются, принципиально его не отрицая, и этот же Б-г деистов, вполне принимаемый ими в качестве Творца - сие вполне является объектом философских размышлений, а Б-г монотеистов (тот же самый Творец мира, между прочим) - это уже бяка, пугало для детей.

========================

Написана примерно в начале июня 2009
Отправлена на сайт «Заметки по еврейской истории» 15.06.2009
Получен отказ в публикации 16.06.2009 с формулировкой: не удовлетворяет высоким требованиям портала . Хотя предшествовавшие мои работы каким-то образом этим же требованиям удовлетворяли. Удовлетворяли настолько, что первая моя публикация на том портале была поставлена туда непосредственно редактором (предварительно испросившем на то мое согласие), а вторую из них я написал, вообще, по его прямой просьбе.