Кузнецов николай герасимович нарком вмф. Николай герасимович кузнецов. Образ в искусстве и медиа

29.07.2021

Кузнецов Николай Герасимович

(1904–1974)


Выдающийся деятель Военно-Морского Флота. Герой Советского Союза (1945), Адмирал Флота Советского Союза (1955, 1988).

Родился 24(11) июля 1904 г. в дер. Медведки ныне Котласского р-на Архангельской обл. в семье рабочего. Русский.

В ВМФ с 1919 г. Во время Гражданской войны добровольно поступил матросом в Северо-Двинскую военную флотилию. В 1920–1922 гг. учился в подготовительной школе при Военно-морском училище. В 1926 г. окончил Высшее военно-морское училище имени М.В. Фрунзе. Во время учебы вступил в ВКП(б). После окончания училища был назначен командиром батареи, затем помощником командира крейсера "Красный Кавказ" Черноморского флота.

В 1932 г. с отличием окончил военно-морской факультет Военно-морской академии РККА имени К.Е. Ворошилова с правом выбора моря. За успехи в учебе награжден Начальником Морских Сил РККА пистолетом системы Коровина с надписью "Командиру-удар¬нику Николаю Герасимовичу Кузнецову за успешное окончание академии" (пистолет находится в экспозиции музея истории Военно-морской академии имени Н.Г. Кузнецова). В 1934 г. – командир крейсера "Червона Украина". В 1936–1937 гг. – военно-морской атташе и главный военно-морской советник в республиканской Испании.

С 1937 г. первый заместитель, затем командующий Тихоокеанским флотом. В 1939–1946 гг. – Нарком ВМФ СССР, зам. министра Вооруженных Сил – Главнокомандующий ВМС. С 1941 г. председатель Главного Военного Совета ВМФ. В период Великой Отечественной войны умело руководил действиями Советского Военно-Морского Флота, осуществлял взаимодействие флотов с сухопутными войсками Советской Армии. 31 мая 1944 г. Постановлением СНК СССР Н.Г. Кузнецову было присвоено звание адмирал флота. Участвовал в Ялтинской и Потсдамской конференциях глав Правительств союзных держав (1945 г.). Был членом Ставки Верховного Главнокомандования. За образцовое выполнение заданий Верховного Главнокомандования в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в ходе Великой Отечественной войны и проявленные при этом героизм и мужество Н.Г. Кузнецову 14 сентября 1945 г. было присвоено звание Герой Советского Союза.

После войны находился на различных должностях в Военно-Морском Флоте. В 1947 г. был начальником Управления военно-морских учебных заведений.

12 – 15 января 1948 г. состоялся печально известный "суд чести" над адмиралами в клубе Главного штаба ВМФ. Наркому ВМФ адмиралу флота Н.Г. Кузнецову, адмиралам Л.М. Галлеру, В.А. Алафузову и Г.А. Степанову были предъявлены обвинения в незаконной передаче союзникам во время войны парашютной торпеды, документации по артиллерийскому вооружению кораблей, некоторых навигационных карт и трофейной торпеды с акустическим самонаведением с потопленной в 1944 г. в Финском заливе немецкой подводной лодки У-250. Военная коллегия Верховного Суда СССР признала подсудимых виновными. В.А. Алафузов и Г.А. Степанов были приговорены к десяти годам лишения свободы, Л.А. Галлер – к четырем. Они были лишены воинских званий и государственных наград. Был признан виновным и Н.Г. Кузнецов. Однако учитывая его большие заслуги перед Союзом ССР в деле организации Военно-Морского Флота, особенно в годы Великой Отечественной войны, Военная коллегия Верховного Суда постановила не применять к нему уголовного наказания и ходатайствовать перед Советом Министров СССР о снижении Н.Г. Кузнецова в воинском звании до контр-адмирала.

В марте – июне 1948 г. Н.Г. Кузнецов находился в распоряжении Главкома ВМС, в 1948–1950 гг. – заместитель главнокомандующего войсками Дальнего Востока по ВМС. С 1950 г. – командующий 5-м ВМФ. В 1951–1953 гг. – военно-морской министр, член бюро по военно-промышленным и военным вопросам при Совете Министров СССР. 11 мая 1953 г. постановлением пленума Верховного Суда СССР приговор Военной коллегии от 3 февраля 1948 г. был отменен, и дело за отсутствием состава преступления производством прекращено. 13 мая 1953 г. восстановлен в воинском звании адмирал флота. В 1953–1955 гг. – первый заместитель Министра обороны СССР – Главком ВМФ. При непосредственном участии Н.Г. Кузнецова было начато создание первой советской атомной подводной лодки и внедрение в ВМФ ракетного оружия, что заложило основы океанского ракетно-ядерного флота.

В связи с гибелью линкора "Новороссийск", произошедшей 27 октября 1955 г., 8 декабря 1955 г. был снят с должности "за неудовлетворительное руководство ВМФ". В феврале 1956 г. снижен в воинском звании до вице-адмирала и уволен в отставку.

Воинские звания Н.Г. Кузнецова: адмирал (4 июня 1940 г.), адмирал флота (31 мая 1944 г.), контр-адмирал (10 февраля 1948 г.), вице-адмирал (27 января 1951 г.), адмирал флота (13 мая 1953 г.), Адмирал Флота Советского Союза (3 марта 1955 г.), вице-адмирал (17 февраля 1956 г.). В июле 1988 г. посмертно восстановлен в воинском звании Адмирал Флота Советского Союза.

С 1971 г. работал на общественных началах в качестве военного консультанта в Главной редакционной комиссии научного труда "История второй мировой войны 1939–1945 гг.". Автор воспоминаний "На флотах боевая тревога" (М., 1971), "На далеком меридиане" (3-е изд. М., 1988), "Накануне. Курсом к Победе" (М., 1991), "Крутые повороты: Из записок адмирала" (М., 1995).

Награжден четырьмя орденами Ленина, тремя орденами Красного Знамени, двумя орденами Ушакова 1-й степени, орденом Красной Звезды, медалями, именным оружием, иностранными орденами – польскими "Крест Грюнвальда" 1 класса, "Командорский крест", югославскими – Партизанская звезда 1-й степени, Народное освобождение, монгольским – "За боевые заслуги".

Скончался 6 декабря 1974 г. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище, где ему установлен памятник. 24 августа 1990 г. имя Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова было присвоено Военно-морской академии. На здании академии установлена памятная доска. В 1997 г. в связи со 170-летием академии в вестибюле установлен памятник Н.Г. Кузнецову (скульптор А. Пальмин). В 1991 г. в состав Северного флота вошел тяжелый авианесущий крейсер "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов". В 2006 г. в Москве на доме, где жил Н.Г. Кузнецов (Тверская ул., 9), установлена мемориальная доска.

Адмирал флота. Героические и драматические страницы жизни Н.Г. Кузнецова. М., 2002.
Булатов В.Н. Адмирал Кузнецов. Архангельск, 2004.
Быстров Ю. Военно-морское наследие Н.Г. Кузнецова // Морск. сб. 1999. № 4, с. 75–78.
Варганов Ю.В. и др. Военно-морская академия на службе Отечеству. Можайск, 2001, с. 94, 106, 110.
Варганов Ю.В. Выдающийся флотоводец ХХ века // Морск. вест. 2004. № 2, с. 96–99.
Виноградов Н.И. Подводный фронт. М., 1989, с. 269-270, 277, 283, 294.
Герои Советского Союза. Т. 1. М., 1987, с. 216–217.
Золотая книга Санкт-Петербурга. Т. 3. СПб., 2003, с. 476–477.
Золототрубов А.А. Тревожный колокол. М., 1995.
Золотые звезды северян. 2-е изд. Архангельск, 1971, с. 110–111.
Золотые звезды тихоокеанцев. Владивосток, 1982, с. 211–216.
Лурье В.М. Адмиралы и генералы Военно-Морского Флота СССР в период Великой Отечественной и советско-японской войн, 1941–1945. СПб., 2001, с. 124–126.
Михайлов Л.Н. Опальный флагман. СПб, 1995.
Морин А.Б. Тяжелый авианесущий крейсер "Адмирал Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецов" // Гангут. 1996. № 11, с. 2–34.
Морской сборник. 2004. № 7.
Морской сборник. 2006. № 6, с. 4.
Пантелеев Ю.А. Полвека на флоте. М., 1974, с. 104, 112, 125, 232–234 и др.
Платонов В.И. Записки адмирала. М., 1991, с. 302–312.
Правда о деле Кузнецова Н.Г. // Источник. 1995. № 4.
Рудный В.А. Готовность № 1. М., 1982. 128 с.
Словарь биографический морской. СПб., 2000, с. 216–217.
Флот и победа: Общерос. обществ.-науч. чтения (19–20 мая 2004 г.). Архангельск, 2004.
Флотоводец: Материалы о жизни и деятельности Наркома Военно-Морского Флота Адмирала Флота Советского Союза Николая Герасимовича Кузнецова. М., 2004.

Адмирал Николай Герасимович Кузнецов, посвятивший всю жизнь военно-морскому флоту Советского Союза и России, известно далеко за пределами Родины.

Его карьера на флоте, дипломатическая деятельность вошла в учебники по военному искусству.

Начало военной карьеры

11 июля 1904 г. в селе Медведке Вологодской губернии (современная Архангельская область) на свет появился будущий адмирал. Его родители были казенными крестьянами, отец служил рассыльным Архангельского порта. В селе и порту прошли первые пятнадцать лет жизни мальчика.

В 1919 г. в возрасте 15 лет решил стать моряком, для чего ушел из дома, добровольно вступи в ряды Красного флота. Чтобы быть зачисленным в флотилию, Николай добавил себе два года, написав в документах год рождения 1902. Эта дата встречается в некоторых документах, что является ошибкой, допущенной в юности Кузнецовым специально.

Всю Гражданскую войну провел матросом на флотилии, а после этого началась его карьера военного. Но для этого нужно было вступить в коммунистическую партию, что юноша и сделал в 1925 г. Через год он закончил военно-морское училище им. Фрунзе, поступив сразу же на оперативный факультет Военно-морской академии.

В 1932 г. попадает служить на крейсер, который носил гордое название Красный Кавказ. Там он поочередно занимал несколько должностей: Был вахтенным начальником; Потом исполнял обязанности командира флота. Такая стремительная карьера продолжилась на другом корабле – крейсере Червона Украина (Черноморский флот, 1933 год).

Спустя время Кузнецова отправили работать в Испанию, где он с 1936 по 1937 г. занимался военно-дипломатической деятельностью. Выполнял несколько важных функций:

  • Военно-морского атташе;
  • Главного военно-морского советника правительства;
  • Руководителя группы советских моряков военного флота, которые прибыли из Советского Союза, чтобы бороться против фашистского правительства в Испании;
  • Разработчика боевых операций, которые провел флот Республики, отрабатывая взаимодействия сухопутных сил, флота и авиаций.

После Испании и службы там, Николай Кузнецов приобрел колоссальный опыт, и получил высшие награды от Советского правительства – ордена Красного Знамени и В.И. Ленина.

Годы Второй мировой войны

Перед войной Кузнецова отправили служить на Тихоокеанский флот, где сначала был заместителем командующего, а потом занял пост самого командующего. Весной 1939 г. Николая Трофимовича перевели на должность заместителя народного комиссара Военно-морского флота Советского Союза. На этой должности он пробыл всего один месяц, став новым народным комиссаром и Главнокомандующим флотом.

Подобное продвижение по службе было связано не только с талантами полководца, но и серьезными чистками высшего кадрового состава в армии и на флоте. Поэтому талантливый военный полководец в первые месяцы работы на новом посту в качестве наркома ВМФ столкнулся с рядом проблем. Учитывая, что в военных и политических кругах постоянно ходили слухи о неизбежном начале Второй мировой войны, Кузнецов приступил к реорганизации работы Наркомата. В течение двух лет он занимался разработкой и составление уставных документов, планов и инструкций на случай начала войны. Также им была создана система оперативных готовностей, которая очень помогла в годы войны.

Результаты плодотворной работы не заставили себя ждать – нападение Германии флот Советского Союза встретил в боевой готовности, и практически не понес потери. Под руководством Главнокомандующего флот принимал участие в выполнении многочисленных боевых операций, эвакуации гражданского населения, переправке войск, перевозил грузы, войска. Также Николай Герасимович инициировал создание специальных морских стрелковых бригад, которые принимали участие в разных битвах, в том числе за Москву, наступательных операциях, взятии Берлина. Кузнецов лично принимал участие в операциях, координировал взаимодействие флота и армии, что очень помогло в разработке десантных операций.

Февраль 1944 года принес Кузнецову очередную военную награду. Он стал обладателем высшего воинского звания адмирала флота, став первым человеку, который получил это звание. Несколько месяцев его погоны украшал четыре звезды, а в конце мая того же года погоды были заменены на маршальские, что приравнивало звание к Маршалу СССР.

Война для Кузнецова закончилась в сентябре 1945 года, руководя Тихоокеанским флотом и Амурской военной флотилией. Он принимал участие в освобождении Дальнего Востока, Сахалина, Курил, Северной Кореи, Японии, за что получил звание Героя СССР. Большим достижением для Николая Кузнецова стало приглашение поучаствовать в Крымской, Берлинской конференциях, а потом был отправлен в Крым решать множество проблем. Оттуда его перенаправили в Постдам, чтобы решить судьбу флота Германии.

Опалы и реабилитация имени

Николай Герасимович и после победы продолжал командовать флотом, помогая восстанавливать флот, создавать новые виды боевых кораблей, готовых отражать ядерное оружие. Кузнецов хотел создать флот, где был бы баланс между родами сил и классов кораблей ВМФ. Наркомат судостроения планы Главнокомандующего не поддержал, а потом началась постоянная борьба между ним и руководством Наркомата.

Учреждение было упразднено в 1946 г., а Кузнецова перевели на должность замминистра Вооруженных сил Советского Союза. В этот период начались проблемы в карьере Кузнецова. В 1946 году произошла серьезная размолвка с И. Сталиным, которая касалась разделения Балтийского флота. Следующим шагом стало освобождение Николая Герасимовича от управления флотом, и он был отправлен в Ленинград командовать военно-морскими учебными заведениями.

В 1948 г. его обвинили в том, что он передавал иностранным шпионам документы, которые касались государственных тайн СССР, что было полной ложью. В результате его понизили в звании, и он стал контр-адмиралом. Кузнецов попросил направить куда-нибудь на службу и получил распоряжение ехать в Хабаровск. В начале 1950-х гг. снова получил орден Ленина и звание вице-адмирала, стал военным министром в восстановленном Наркомате ВМФ, руководил флотом. Вскоре получил звание адмирала, а потом и адмирала флота.

Возвращение в Москву не принесло примирения со Сталиным, поскольку оба по-разному видели развитие военно-морского флота. В течение трех лет – с 1953 по 1956 гг. – выполнял функции министра обороны Советского Союза. Перенеся инфаркт в 1955 году, попросил перевести его на более легкую работу. Но его просьба не была услышана.

После взрыва на линкоре Новороссийск, Кузнецова сняли с должности Главнокомандующего флотом, понизили в звании, и попросили уйти в отставку. На пенсии занимался научной работой, написав несколько книг, статей, выучив английский язык, переводил книги. Удовольствие ему приносили организация и проведение семинаров, общение со студентами, коллегами-преподавателями, учеными. Принимал активное участие в создании многотомной «Истории Второй мировой войны».

Умер Николай Кузнецов 6 декабря 1974 года, после того, как ему была сделана операция. Звание Адмирала флота ему вернули посмертно, аж в 1988 году.

1923 г.

"Я никогда не страдал большим честолюбием и не стремился забираться на вершины служебной лестницы, но, признаться, мечтал стать командиром корабля - большого или малого - и, стоя на мостике, управлять им. Примером для меня являлись такие командиры, как К.Н.Самойлов, который командовал линкором, или Л.А.Поленов, которому довелось на крейсере “Аврора” служить мичманом в дни штурма Зимнего дворца и командовать этим же кораблем, когда мы в 20-х годах, будучи курсантами, ходили на нем в заграничные плавания".

Прежде чем приступить к повествованию о Льве Андреевиче Поленове, считаем своим долгом рассказать о семье прославленного флотоводца, Надеемся, шаг не только не лишний, но и обязательный, многие читатели найдут для себя новые факты для самостоятельных выводов о людях и обстоятельствах того славного времени. Каждый человек - это целый мир, который невозможно представить и понять вне его сослуживцев, учителей и учеников, а также его семьи, его близких, друзей. Этому принципу мы следуем и будем придерживаться неизменно.

Пожалуй, лучшим источником о разносторонней деятельности Николая Герасимовича является сайт Флотоводец России, Адмирал Флота Советского Союза, Главком ВМС Н.Г.Кузнецов.

Менее доступна статья В.Аникина, "Строки героики и трагизма", опубликованная в Морском сборнике № 7 за 2004 год, поэтому воспроизведем ее здесь по возможности полно. (Фото из архива семьи Н. Г. Кузнецова)

В 1982 г. мне пришлось присутствовать при разговоре писателя-мариниста Владимира Александровича Рудного с прославленным подводником Григорием Ивановичем Щедриным.
У Рудного только-только вышла в свет книга «Готовность №1», посвященная жизни и деятельности Николая Герасимовича Кузнецова.
Щедрин, в общем-то скупой на похвалы, весьма лестно отзывался о работе Рудного.
- Мало, крайне мало молодежь знает о нашем адмирале, - горячился Григорий Иванович, - Вы же лично знали Николая Герасимовича. Кому, как не вам рассказать об этом поистине великом человеке, о его героической жизни, несправедливом и даже драматичном отношении к нему...
- Нет, Григорий Иванович, - ответствовал литератор, - видимо, еще не время писать о Кузнецове, о его блестящих взлетах и искусственно созданных падениях. Трагических падениях и для него, и для нашего флота. А может быть, кому-то не по нутру по-настоящему светлый образ незабвенного Николая Герасимовича. Вот эта моя книга - лишь пятая часть того что я представил в издательство. То редакция сокращает текст, то цензоры просто-напросто придираются, а то вообще просят исключить тот или иной эпизод. Словом, полная и правдивая книга о Кузнецове - дело будущего...
Но уже осенью того же года Григорий Иванович, придя на очередную редколлегию «Морского сборника», аккуратно вынул из пакета сентябрьский номер журнала «Наука и жизнь».
- Вот, пожалуйста, посмотрите, - Щедрин перелистал журнал и показал публикацию «Адмирал Красного Флота. Записки из личного архива».
- Есть еще что поведать о Николае Герасимовиче, - радостно улыбался он, - И, заметьте, за дело взялись женщины - жена Кузнецова Вера Николаевна и его сноха Раиса Васильевна. Надеюсь, они народ крепкий и сумеют создать еще что-нибудь значительное о нашем адмирале...

Раиса Васильевна Кузнецова

Шло время. И вот в канун Дня Военно-морского Флота в 1988 г. на страницах газеты «Правда» появилась статья «Крутые повороты», подготовленная Раисой Васильевной Кузнецовой. Затем последовали неопубликованные материалы Н.Г.Кузнецова в журнале «Москва», газетах «Советская Россия» и «Красная звезда». И, наконец, благодаря труду и энергии Раисы Васильевны, в «Военно-историческом журнале» в 1992-1993 гг. стала печататься в сокращенном варианте рукопись Николая Герасимовича «Крутые повороты. Из записок адмирала».
Подлинным праздником для военных моряков стал выход в 1995 г. еще одной книги Николая Герасимовича «Крутые повороты» в издательстве «Молодая гвардия». Ее составителем была Раиса Васильевна, которая вместе с Верой Николаевной Кузнецовой кропотливо отработала авторский текст, вместе они написали комментарии, хронологию и библиографию к изданию.
- Для нас с Верой Николаевной, - говорит Раиса Васильевна, - выход отдельной книги был настоящим триумфом. Постепенно, начиная с публикаций отрывков из рукописи Николая Герасимовича, вдохновленные многочисленными доброжелательными откликами, советами, искренней участливостью читателей, мы решились на подготовку книги Кузнецова. Ее Николай Герасимович начал писать в конце шестидесятых годов. Писать ему пришлось «в ящик», ибо он отлично понимал, что опубликовать подобное в те времена ему не удастся. Поэтому, сложив все страницы в отдельный, конверт, он словно завещал нам продолжить борьбу за издание его воспоминаний...

«Необычайное увольнение меня в отставку, - писал в «Крутых поворотах» Николай Герасимович, - создало немало трудностей. Сколько-нибудь значительных накоплений у меня не было... Два сына - оба школьники - еще требовали помощи и внимания. Возникла мысль писать мемуары, но это не обещало скорой материальной прибавки, да и писать их мне хотелось по другим соображениям: рассказать о боевой деятельности флотов, поведать то, о чем никто, кроме меня, не расскажет».
- Первая «пенсионная» публикация Николая Герасимовича, - продолжает Раиса Васильевна, - появилась в 1959 году. Его друг - дипломат, историк, академик Иван Михайлович Майский - пригласил Кузнецова написать статью «Испанский флот в национально-революционной войне 1936-1939 гг.» в сборнике «Из истории освободительной борьбы испанского народа». Однако материал был подписан псевдонимом Н.Николаев. На настоящую фамилию было наложено негласное «табу». Тем не менее, Кузнецов с помощью Веры Николаевны работал много. Владея английским, испанским, немецким и французским языками он делал переводы...

КУЗНЕЦОВ Виктор Николаевич, ШЕВЧЕНКО Виктор Григорьевич – президент Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка, КАНЕВСКИЙ Василий Аврамович – Герой Советского Союза, вице-президент Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка.

Средний сын Главкома ВМФ, Кузнецов Николай Николаевич родился в 1940 году, а в 1958 году закончил ЛНВМУ.

Младший сын, Владимир , Нахимовское училище не закончил. Несколько его слов о себе и, конечно, о легендарном отце. "Два часа в музее КГБ". Капитан 2 ранга А.Аристов. - Морской сборник № 3, 1991 г.

С 1943 г. - говорит сотрудник музея, - военная контрразведка вошла в состав Наркомата обороны. В НК ВМФ существовало управление контрразведки СМЕРШ. Общее руководство им осуществлял Н. Г. Кузнецов. Сейчас появилось много досужих рассуждений о его отношении к чекистам. История, думается, все расставит на свои места. А пока разрешите представить вам контрразведчика Владимира Кузнецова, сына Николая Герасимовича.
- Я оказался здесь как бы в роли живого экспоната, - с шутки начал Владимир Николаевич, - а если серьезно, то пришел сюда только для того, чтобы сказать вам: не было у отца предубеждения по отношению к чекистам. Когда решался вопрос о моем зачислении в органы госбезопасности, отец сказал: «Работа нужная для страны, и ты должен достойно трудиться на любом участке, куда тебя направят».

Слева направо: Владимир Кузнецов, Раиса Кузнецова, Оксана Кузнецова, Николай Кузнецов.

Таков, кратко и отчасти, мир Николая Герасимовича Кузнецова, который продолжает свою жизнь. Надеемся, и в Ваших судьбах и судьбах Ваших детей, читатель. В следующим сообщении постараемся осветить мир того, кто служил примером для Главкома ВМФ адмирала Флота Советского Союза, мир офицера российского и советского флота Поленова Льва Андреевича. Часть 1.

Обращение к выпускникам нахимовских училищ.

Верюжский Николай Александрович (ВНА), Горлов Олег Александрович (ОАГ), Максимов Валентин Владимирович (МВВ), КСВ.

198188. Санкт-Петербург, ул. Маршала Говорова, дом 11/3, кв. 70. Карасев Сергей Владимирович, архивариус. [email protected]

На флоте с 15 лет, в Северодвинской военной флотилии служил на канонерской лодке. В звании краснофлотца Николай Кузнецов принял участие в Гражданской войне.

Осенью 1920 года Кузнецов был переведен в Петроград и зачислен в Центральный флотский экипаж. С 6 декабря 1920 по 20 мая 1922 года учился в подготовительной школе при военно-морском училище (впоследствии – Военно-морское училище имени М. В. Фрунзе), в которое был переведен в сентябре 1922 года. 5 октября 1926 года с отличием окончил училище, получив звание командира РККФ, с зачислением в средний строевой командирский состав ВМС РККА. Ему было предоставлено право выбора флота. Местом своей будущей службы Кузнецов избрал Черноморский флот, крейсер «Червона Украина». Был назначен вахтенным начальником этого крейсера, а также командиром первого плутонга и командиром строевой роты. С августа 1927 до 1 октября 1929 года - старший вахтенный начальник крейсера.

С 1 октября 1929 по 4 мая 1932 года Кузнецов учится в Военно-морской академии и с отличием оканчивает ее. Получает первую награду от НАМОРСИ РККА - пистолет системы Коровина.

После учебы в академии Кузнецов - старший помощник командира крейсера «Красный Кавказ». Благодаря его деятельности в 1933 году крейсер вошел в состав боевого ядра Черноморского флота.

В ноябре 1933 года капитан 2 ранга Кузнецов назначается командиром крейсера «Червона Украина». В этой должности он пробыл до 15 августа 1936 года.

Этот период службы молодого командира ознаменован важными событиями: была разработана система боевой готовности одиночного корабля; позднее она была принята на всех флотах СССР. Был также отработан метод экстренного прогревания турбин, позволивший готовить турбины за 15–20 минут вместо 4 часов (позднее принят на всех флотах), стрельбы орудий главного калибра на самых больших скоростях хода крейсера и на предельной дистанции обнаружения цели. На крейсере начато движение «Борьба за первый залп». Впервые артиллеристы стали использовать самолет для корректировки невидимой цели. На флоте многие заговорили о методах организации боевой подготовки «по системе Кузнецова».

В 1935 году крейсер «Червона Украина» занял первое место в Морских Силах РККА. За успехи в организации боевой подготовки крейсера в том же году Кузнецов был награжден орденом «Знак Почета».

В сентябре поход на крейсере совершил С. Г. Орджоникидзе. Удовлетворенный результатами, состоянием корабля и его экипажа он наградил командира легковой автомашиной ГАЗ-А.

Лучшие дня

В ноябре 1935 года командующий флотом И. К. Кожанов подверг крейсер всесторонней проверке, дал высокую оценку учениям и объявил личную благодарность командиру и всей команде. В газете «Красная звезда» он опубликовал статью о Кузнецове «Капитан первого ранга», назвав в ней Кузнецова «самым молодым капитаном первого ранга всех морей мира» и рассказав о его выдающихся достижениях.

В декабре 1935 года Кузнецов был награжден орденом Красной Звезды «за выдающиеся заслуги в деле организации подводных и надводных Морских Сил РККА и за успехи в боевой и политической подготовке краснофлотцев».

С августа 1936 года работает военно-морским атташе и главным военно-морским советником, а также руководителем советских моряков-добровольцев в Испании. Много было сделано им, чтобы республиканский флот выполнил поставленные задачи. Его деятельность по оказанию помощи республиканскому флоту была высоко оценена советским правительством: в 1937 году он был награжден орденами Ленина и Красного Знамени. В июле 1937 года Кузнецов вернулся на Родину и в августе того же года был назначен заместителем командующего Тихоокеанским флотом, а с 10 января 1938 по 28 марта 1939 года был командующим этим флотом.

Как командующий флотом на дальневосточных рубежах страны Кузнецов внимательно следит за обстановкой, за провокациями японской военщины у озера Хасан в 1938 году, принимает меры к повышению боевой готовности флота (здесь отрабатываются в масштабе флота первые директивы по оперативным готовностям), лично бывает в районе боев, организует помощь сухопутным войскам. За эту деятельность Кузнецов был награжден боевым знаком «Участник боев у озера Хасан». 23 февраля 1939 года командующий Тихоокеанским флотом одним из первых на флоте принимает военную присягу (новый текст) и дает клятву защищать Родину, «не щадя своей крови и самой жизни для победы над врагом».

В декабре 1937 года постановлением ЦИК и СНК СССР был создан Наркомат ВМФ СССР; в марте 1938 года Н. Г. Кузнецов был введен в состав Главного военного совета ВМФ при Наркомате ВМФ.

28 марта 1939 года Н. Г. Кузнецов назначен заместителем наркома ВМФ, а 28 апреля 1939 года (в 34 года) за два года и два месяца до начала Великой Отечественной войны - народным комиссаром ВМФ СССР.

Первая проблема, вставшая перед молодым наркомом, состояла в том, чтобы найти место Наркомата ВМФ и свое как наркома в сложившейся тогда системе управления Вооруженными Силами. Этого документально определено не было. Каждый наркомат замыкался на одного из заместителей Председателя Совнаркома, а некоторыми руководил лично И. В. Сталин. В этой группе оказался и вновь созданный Наркомат ВМФ.

Новому наркому приходилось решать все вопросы непосредственно с И. В. Сталиным. А это было непросто. Мнение Сталина было решающим. Если он соглашался с предложениями наркома ВМФ, то вопрос решался быстро, а если у него была другая точка зрения, то тогда надо было доказывать и доказывать необходимость предлагаемого. Требовались компетентность, серьезная аргументация, смелость. Ими, а также твердостью, уверенностью в себе, независимостью, способностью отстаивать свои взгляды Кузнецов обладал в полной мере. Он был профессионал в своем деле, всегда самокритично и ответственно относился к любой задаче, был уверен, что ключ к победе лежит в лучшей организации дела. И прежде всего во всех своих начинаниях он стремился добиться наилучшей организации. Вся его деятельность была проникнута одной заботой - готовить флот к защите Родины. Остро стояли вопросы строительства кораблей, баз, разработки необходимой документации, обучения, воспитания и боевой подготовки личного состава. Нарком ВМФ с головой окунулся в работу по выполнению программы военного кораблестроения, принятой в 1937 году.

Он был сторонником сбалансированного флота, считал, что надо строить корабли различных классов, учитывая особенности наших морских театров и вероятного противника. Правительство СССР 19 октября 1940 года пересмотрело программу и приняло решение по ее сокращению, отметив необходимость форсировать строительство легких сил ВМФ: подводных лодок, малых надводных кораблей - эскадренных миноносцев, тральщиков, катеров. Несмотря на трудности, к началу войны ВМФ имел более 900 кораблей и обладал значительным боевым потенциалом.

В подготовке флота к выполнению своей задачи нарком отводил большую роль учебе непосредственно в море. Уже в мае 1939 года под его флагом состоялись военные учения сил Черноморского флота.

В конце июля 1939 года Н. Г. Кузнецов руководил учениями сил Балтийского флота, а в сентябре и на Северном флоте вместе со штабом и Военным советом флота разрабатывал новые, соответствующие международной обстановке планы боевой подготовки.

Огромное значение нарком придавал отработке оперативных готовностей на случай внезапного нападения врага. 11 ноября 1939 года Н. Г. Кузнецов утвердил первую инструкцию, обязывавшую иметь силы в положении предварительного развертывания и в состоянии боевой готовности к отражению и проведению первых операций. Вводимая в жизнь флотов инструкция предоставляла военным советам флотов возможность изменять готовность, но только с ведома наркома ВМФ. Оперативные готовности предусматривали:

№ 3 - шестичасовую готовность боевого ядра и наличие на кораблях неснижаемого запаса топлива и боезапаса;

№ 2 - четырехчасовую готовность боевого ядра, когда все находятся в повышенной готовности и способны пребывать в таком состоянии длительное время;

№ 1 - часовую готовность боевого ядра, когда все части готовы к отмобилизованию, усилены дозоры, запрещен вход в базу.

С момента введения инструкции о готовностях на всех флотах и флотилиях начались постоянные тренировки по приведению сил в готовности № 2 и № 1 и совершенствование этого документа соответственно практике.

В середине июля 1940 года нарком издал приказ о введении в действие «Наставления по боевой деятельности штабов соединений ВМФ», а в декабре того же года - «Временного наставления по ведению морских операций (ВМО-40)». Флоты получили наставления по организации боевой деятельности военно-воздушных сил, подводных лодок, надводных кораблей. Было разработано положение о тыле, в котором определялись его задачи и функции по обеспечению боевой деятельности кораблей. Приказом наркома вводились в действие новые «Корабельный устав ВМФ СССР» и «Дисциплинарный устав ВМФ СССР».

Нарком принял конкретные и энергичные меры к совершенствованию работы уже действовавших учебных заведений. Прежде всего это коснулось Военно-морской академии. В 1939 году был назначен новый ее начальник - Г. А. Степанов. Теперь она стала подчиняться непосредственно наркому. В 1939 году командные военно-морские училища были преобразованы в высшие учебные заведения. Изменилась программа обучения в них, в результате повысился уровень подготовки выпускников. В 1940 году по предложению наркома ВМФ правительство приняло решение об открытии семи морских спецшкол, чтобы готовить наиболее смелых и талантливых юношей к военно-морской службе. В начале 1941 года решением наркома на острове Валаам (Ладожское озеро) была создана школа боцманов, а позже, в 1942 году, на Соловецких островах - школа юнг, в 1943 году - Нахимовское военно-морское училище в Тбилиси, в 1944 году - Нахимовское военно-морское училище в Ленинграде, в 1945 году - Рижское нахимовское училище. Были созданы подготовительные школы в Баку (1943), Ленинграде, Горьком и Владивостоке для подготовки поступающих в высшие военно-морские учебные заведения юношей, не имевших среднего образования, которые просуществовали до 1948 года.

Велись научно-исследовательские и экспериментальные работы по установке противоминных защитных устройств на надводных кораблях и подводных лодках. Их организация находилась под контролем самого наркома и его заместителя адмирала Л. М. Галлера. Нарком уделял большое внимание отработке вопросов взаимодействия сил флота и армии. Флотам было выслано разработанное в Наркомате ВМФ Положение по этим вопросам. Нарком требовал от флотов решения конкретных вопросов взаимодействия на морях, сам выезжал на флоты или посылал туда своих заместителей и начальников управлений.

Накануне войны нарком издал директиву о совместных действиях армии и флота в случае вторжения противника; директива была согласована с наркомом обороны.

Нарком стремится привлечь к флоту внимание общественности. По его предложению в стране было введено празднование Дня Военно-Морского Флота в последнее воскресенье июля. День Военно-Морского Флота как общенародный и военно-морской праздник с тех пор вошел в историю нашего государства. Он вводил забытые на флоте традиции, помогавшие воспитанию личного состава.

Кузнецов принимал решения, не оглядываясь на верхи. В начале 1941 года нарком приказал без предупреждения открывать огонь по иностранным самолетам-разведчикам, если они нарушат наши границы и появятся над базами флота. 16–17 марта того же года над Либавой и Полярным были обстреляны иностранные самолеты. За такие действия Кузнецов получил от Сталина выговор и требование отменить приказ. Кузнецов этот приказ отменил, но издал другой: огня по нарушителям не открывать, высылать истребители и принуждать самолеты-нарушители к посадке на наши аэродромы.

В феврале 1941 года нарком поставил флотам задачи по составлению боевого ядра флота для отражения ударов противника и прикрытия побережья и разработке оперативных планов, которые легли бы в основу действий флотов в начальный период войны. Лично возглавил эту работу, сделав поручения ГМШ ВМФ.

В мае 1941 года по указанию Н. Г. Кузнецова на флотах увеличили состав боевого ядра, усилили корабельные дозоры и разведку. 19 июня по приказу народного комиссара ВМФ все флоты перешли на оперативную готовность № 2, базам и соединениям предлагалось рассредоточить силы и усилить наблюдение за водой и воздухом, запретить увольнение личного состава из частей и с кораблей. Корабли приняли необходимые запасы, привели в порядок материальную часть; было установлено определенное дежурство. Весь личный состав оставался на кораблях. Была усилена политработа среди краснофлотцев в духе постоянной готовности отразить нападение врага, несмотря на сообщение ТАСС от 14 июня, опровергающее слухи о возможном нападении Германии на СССР.

21 июня 1941 года после получения в 23 часа 00 минут из Генерального штаба предупреждения о возможном нападении на СССР фашистской Германии нарком ВМФ своей директивой № 3Н/87 в 23 часа 50 минут объявил флотам: «Немедленно перейти на оперативную готовность № 1». Еще раньше по телефону было передано флотам его устное распоряжение. Флоты выполнили приказ к 00.00 22 июня и уже находились в полной боевой готовности, когда в 01 час 12 минут 22 июня военные советы флотов получили вторую подробную директиву наркома ВМФ Кузнецова «о возможности внезапного нападения немцев» за № 3Н/88.

22 июня 1941 года все флоты и флотилии СССР встретили агрессию по боевой тревоге, в первый день войны не понеся потерь ни в корабельном составе, ни в военно-воздушных силах ВМФ.

Получив доклады с флотов о налетах фашистской авиации на базы, Н. Г. Кузнецов под свою ответственность объявил флотам о начале войны и приказал им всеми силами отражать агрессию. Он дал флотам команду приступить к осуществлению планов, разработанных накануне войны. Ставились минные заграждения, развертывались подводные лодки, наносились удары кораблями и авиацией по объектам противника. Нарком приказал Главному морскому штабу не терять управления флотами, контролировать положение на них, быть в курсе всех распоряжений Наркомата обороны, чаще информировать Генеральный штаб о событиях на флотах.

В годы войны организация взаимодействия ВМФ с сухопутными силами в целях разгрома противника была одним из основных направлений в деятельности Наркомата и Главного морского штаба ВМФ. Кузнецов проявил себя выдающимся организатором взаимодействия сил флота с сухопутными войсками. Он действовал как нарком ВМФ, член ГКО и представитель Ставки ВГК по использованию сил флота на фронтах (1941–1945), как главком ВМС СССР (с февраля 1944 г.), как член Ставки ВГК (с февраля 1945 г.). В ходе войны Кузнецов по заданиям Ставки и по своей инициативе выезжал на фронты и флоты, где необходимо было его присутствие для разрешения наиболее сложных ситуаций, требовавших организации и координации деятельности флотов в совместных с артиллерийскими частями операциях. По приказу наркома ВМФ на флоты выезжали его заместители, начальник и другие работники ГМШ. Он лично докладывал в Ставку о положении на фронтах, где действовали силы флота, вносил свои предложения, планы операций, разработанных в ГМШ, и добивался принятия решений. Непосредственно лично участвовал в разработке планов проведения операций, в том числе тех, замысел которых зарождался в Ставке ВГК.

В июле 1941 года нарком ВМФ предложил Ставке ГК нанести бомбовые удары по Берлину силами авиации ВМФ с аэродромов острова Эзель. Ставка дала согласие, возложив всю ответственность на Кузнецова. За период с 8 августа по 5 сентября 1941 года на Берлин было совершено девять налетов, в которых участвовали десятки самолетов ВВС ВМФ. Бомбардировки нанесли определенный ущерб германской столице, но трудно переоценить в то время моральное и политическое значение этих налетов.

В августе 1941 года стало ясно, что Таллин придется оставить, а корабли и войска вывести. Главное командование Северо-Западного направления, в оперативном подчинении которого находился Балтийский флот, медлило с принятием решения. Тогда Кузнецов срочно обратился непосредственно в Ставку и доказал необходимость вывода кораблей из базы, получил разрешение на эвакуацию флота из Таллина. В неимоверно трудных условиях, при яростном противодействии противника 135 кораблей и транспортов прорвались в Кронштадт. На их борту было более 18 тыс. войск. Все эти силы влились в ряды защитников Ленинграда. Боевое ядро Балтийского флота было сохранено. Еще раньше, в июле 1941 года, Кузнецов приказал создать мощную Невскую артиллерийскую позицию Северного берега и командование морской обороной Ленинграда и Озерного района (МОЛ). Невская группа армейских войск начала создаваться только в сентябре. Создание укрепрайона сил армии и флота сыграло колоссальную роль в обороне города.

Изучив вопрос использования корабельной артиллерии в обороне Ленинграда, нарком ВМФ добился от Генштаба издания директивы об использовании корабельной артиллерии как артиллерии Резерва Верховного Главнокомандования.

В декабре 1943 года Кузнецов доложил Верховному Главнокомандованию свои соображения о необходимости в новых условиях изменить практику оперативного руководства флотами. В результате согласно директиве Ставки ВГК от 31 марта 1944 года все флоты и флотилии во всех отношениях подчинялись наркому ВМФ. На отдельных этапах войны они с ведома Кузнецова могли быть переданы в оперативное подчинение командующих фронтами, округами, армиями для решения задач, утвержденных Ставкой ВГК. Нарком ВМФ стал Главнокомандующим. С апреля 1944 года Черноморский, Северный флоты и Беломорская флотилия непосредственно подчинялись наркому ВМФ (Краснознаменный Балтийский флот подчинялся наркому ВМФ с ноября 1944 г.).

Директива разрешала наркому ВМФ и ГМШ самостоятельно разрабатывать крупные операции, согласовывать их с Генштабом или с командующими фронтами и возлагала на наркома полную ответственность за их проведение.

С первого же дня войны нарком самостоятельно ставил задачи флотам по усилению борьбы на коммуникациях противника, высадке десантов, эвакуации грузов, населения и войск, блокаде участков побережья, занятого противником, по содействию сухопутным войскам в операциях по обороне и освобождению приморских городов и территории побережья, защите собственных коммуникаций и нарушению вражеских коммуникаций, по поддержке фланговых соединений огнем корабельной и береговой артиллерии, по снабжению и другие.

Силы флота, прежде всего авиация и подводные лодки, активно вели боевые действия на коммуникациях противника. За годы войны силами ВМФ было потоплено свыше 670 транспортов и до 615 кораблей охранения противника общим водоизмещением около 1600 тыс. тонн. Было также уничтожено в воздушных боях и на аэродромах 5 тыс. самолетов врага, высажено 113 морских десантов. Флоты обеспечили перевозку более 100 млн тонн грузов и 10 млн человек (в том числе по знаменитой ладожской «Дороге жизни» – 1690 тыс. тонн грузов и 1 млн человек). Северный флот обеспечил проводку 77 конвоев (1464 транспорта) в порты СССР и из советских портов в порты союзников. На минах, выставленных флотами, подорвалось около 110 транспортов и 100 кораблей охранения врага.

Оценку деятельности ВМФ в войне дал Верховный Главнокомандующий И. В. Сталин в приказе № 371 от 22 июля 1945 года в связи с Днем Военно-Морского Флота: «В Великой Отечественной войне советского народа против фашистской Германии Военно-Морской Флот нашего государства был верным помощником Красной Армии. ...Боевая деятельность советских моряков отличалась беззаветной стойкостью и мужеством, высокой боевой активностью и воинским мастерством. ...Флот до конца выполнил свой долг перед Советской Родиной».

78 кораблей ВМФ были удостоены звания гвардейских, около 80 соединений и частей - почетных наименований, а 240 кораблей, частей награждены орденами. 513 морякам присвоено звание Героя Советского Союза, семерым - дважды.

В 1944 году Н. Г. Кузнецову было присвоено звание Адмирала Флота (с 1955 г. - Адмирал Флота Советского Союза), равнозначное званию Маршала Советского Союза. «За умелое и мужественное руководство боевыми операциями и достигнутые успехи в них» во время войны Н. Г. Кузнецов был награжден орденами Ленина, Красного Знамени, двумя орденами Ушакова I степени, иностранными орденами, памятным оружием и медалью «Золотая Звезда» Героя Советского Союза.

14 сентября 1945 года Кузнецов был удостоен звания Героя Советского Союза. Эту высокую награду он получил в Кремле, вернувшись с Дальнего Востока, где на заключительном этапе Второй мировой войны руководил операциями на море, будучи заместителем А. М. Василевского, координируя действия ВМФ с сухопутными войсками.

Особую страницу в деятельности наркома ВМФ и главнокомандующего ВМС составила его работа как члена делегации от Советского Союза в составе дипломатических миссий и международных конференций. Он участвовал в переговорах военных миссий трех держав - СССР, Англии и Франции (1939), США и Великобритании (июль 1941 г.) - о совместных действиях в войне против Германии, в работе Крымской и Потсдамской конференций трех союзных держав (1945). Участвовал в подготовке, обсуждении и выработке решений, связанных с совместными действиями союзников в Европе и на Дальнем Востоке, военно-морскими поставками по ленд-лизу, по организации и обеспечению приема и безопасности кораблей и самолетов союзных делегаций, по разделу германского флота, в решении послевоенных проблем. И здесь, на дипломатическом поприще, он также добивался успехов для своей страны.

Окончилась война. В новых условиях у главнокомандующего ВМС главными проблемами стали возрождение и строительство современного ВМФ, установление его места в системе Вооруженных Сил страны и его организация с учетом опыта минувшей войны и стратегии государства. При Н. Г. Кузнецове в ВМФ разрабатывается сбалансированная десятилетняя программа военного судостроения, в которой намечалось даже строительство авианосцев. Он рано понял и высоко оценил перспективность использования на флоте ядерной энергии для кораблей и подводных лодок. Свои мысли об этом он высказывал на совещаниях в 1946 году, в письме и докладе Генералиссимусу И. В. Сталину 30 сентября 1946 года.

Настойчивость и деятельность Кузнецова, направленные на воплощение этой программы, оказались для него роковыми. Его взгляды вошли в противоречие с представлениями высшего руководства страны на развитие ВМФ, его организацию и управление им, которых раздражали авторитет, самостоятельность суждений и независимость главкома ВМС. Наркомат ВМФ был упразднен «за ненадобностью», а Кузнецов снят с должности и переведен начальником Управления Военно-морских учебных заведений в Ленинграде.

В 1947 году он подвергся суду чести, а в 1948 году – суду Верховной коллегии Верховного суда СССР. Приговором суда от 3 февраля 1948 года, Постановлением СМ № 1283-114с от 10 февраля 1948 года он был разжалован до контр-адмирала и снят с работы. Только через полгода по решению самого Сталина (после обращения к нему Кузнецова с просьбой в письме предоставить работу) ему дали возможность продолжить службу. Целых полгода в неведении, на грани неизвестности... Он пережил. Перенес первый инфаркт еще во время суда.

С 1948 по 1950 год Кузнецов служил в Хабаровске заместителем главкома войск Дальнего Востока по военно-морским силам, а в 1950–1951 годах – командующим Тихоокеанским (5-м) флотом. В ноябре 1949 года был представлен к присвоению очередного воинского звания вице-адмирал, которое получил 27 января 1951 года (по второму разу).

Летом 1951 года И. В. Сталин возвращает Кузнецова на работу в Москву во вновь созданное Морское ведомство на пост военно-морского министра (Указ Президиума ВС СССР от 20 июля 1951 г.). Причина этого заключалась в неблагополучном положении со строительством флота в 1949 – начале 1950-х годов.

Постановлением СМ СССР от 13 мая 1953 года № 254-504с он был восстановлен в прежнем звании – Адмирал Флота Советского Союза, и с него были сняты все обвинения за отсутствием в деле состава преступления. Он был полностью реабилитирован.

По возвращении на работу в Москву, увидев, какой устаревший флот был построен за прошедшие годы, он предпринял все возможное, чтобы изменить неблагоприятную ситуацию. Подготовил несколько докладов руководству страны, добился рассмотрения ряда вопросов. В правительстве были приняты его предложения по новой технике в ВМФ. Главкомат ВМФ приступил к решению проблем, связанных с разработкой и внедрением новой техники на флоте совместно с научно-исследовательскими институтами ВМФ и ВМА, с исследовательскими учреждениями Академии наук СССР, Минобороны, отраслевыми научными центрами.

В сентябре 1952 года выходит правительственное решение (за подписью И. В. Сталина) о строительстве первой ядерной энергетической установки для ВМФ. Н. Г. Кузнецов поручает адмиралу Н. Д. Сергееву выбрать удобное место для строительства завода по сборке первой атомной подводной лодки в районе Северодвинска. Уже после смерти И. В. Сталина Н. Г. Кузнецов в 1954 году вместе с В. А. Малышевым и А. П. Завенягиным рассматривает проекты атомной подводной лодки и утверждает проект, согласованный с требованиями ВМФ, после чего вносятся конструктивные доработки и ведутся подготовительные работы по проекту первой в Советском Союзе атомной подводной лодки. Как и прежде, он продолжал уделять особое внимание боевой подготовке флотов. Лично проводил регулярные учения флотов в любое время года, где отрабатывалось взаимодействие различных его сил: надводных кораблей и катеров, подводных лодок, авиации, сил береговой обороны и сухопутных войск – и общее управление ими. Огромное внимание, как и прежде, он уделял воспитанию кадров.

Снова став главкомом ВМС, Кузнецов приложил много сил для принятия реалистичной, отвечающей интересам государства программы развития флота. В этом он встречал яростное сопротивление некомпетентных, но стоявших у руководства страной лиц. На этом, собственно, как выражался Кузнецов, «он и свернул себе шею». В конце концов программа строительства сбалансированного флота была принята и начала реализовываться еще при Н. Г. Кузнецове. Он заложил фундамент для создания ракетно-ядерного флота, ставшего важнейшей составляющей надежной обороны страны. Но это было уже без Кузнецова. Его настойчивость по отстаиванию программы военного кораблестроения на 1955–1964 годы, разработанной под его руководством, обострила его отношения с «сильными мира сего», и они постарались избавиться от несговорчивого главкома ВМС. К несчастью, Кузнецов заболел.

В мае 1955 года он перенес инфаркт и на время болезни просил освободить его. Но просьба его была оставлена без ответа. «Старшие» желали этого, но ждали причины, чтобы убрать «за непочитание старших». Повод нашелся через полгода, и в декабре 1955 года Кузнецова, который еще не оправился от болезни, сняли с должности главкома за якобы «неудовлетворительное руководство ВМС», хотя это время флотом руководил другой человек. В феврале 1956 года он был понижен в звании до вице-адмирала и уволен с военной службы.

Будучи в отставке, несмотря на болезнь, Николай Герасимович написал сотни статей, пять книг об истории, проблемах и людях флота. Часто выступал перед общественностью. Высказанные им взгляды и мысли современны и по сей день.

Во время операции на почке больное сердце года Николая Герасимовича не выдержало, и 6 декабря 1974 года он скончался. Похоронен Н. Г. Кузнецов в Москве на Новодевичьем кладбище.

Решения о наказании Н. Г. Кузнецова были необоснованными, несправедливыми, вызвали возмущение в обществе. Начиная с 1956 года ветераны войны и флота, все, кто знал Н. Г. Кузнецова, а после его смерти - и его семья отправляли в адрес руководителей государства, в другие инстанции письма с требованиями восстановить справедливость в отношении Кузнецова. 26 июля 1988 года после долгой и постыдной волокиты Николай Герасимович Кузнецов был восстановлен в звании Адмирала Флота Советского Союза. Вступившему в строй тяжелому авианесущему крейсеру (ТАКР) присвоено имя - «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» (1989). Имя Кузнецова присвоено Военно-морской академии в Санкт-Петербурге. На здании Главного штаба ВМФ и доме на улице Тверской в Москве, где он жил, в его память открыты мемориальные доски. В Севастополе, Великом Устюге, Котласе установлены памятники герою-моряку. В городах Котласе, Архангельске и Санкт-Петербурге его именем названы улицы, а на его родине, в деревне Медведки, создан мемориальный музей адмирала. По Северной Двине плавает теплоход «Адмирал Н. Г. Кузнецов». В 1997 году в Москве учрежден Фонд памяти Адмирала Флота Советского Союза Н. Г. Кузнецова. Именем флотоводца названы утес в Тихом океане и звезда в созвездии Льва.

Что бы помнили...
ЯнЧикС 01.05.2007 09:43:15

Спасибо Вам огромное, за то, что создали такой сайт. Из материала здесь представленного можно узнать о человеке,о существовании которого никто в наше время не знает! Память со временем истерается, но благодаря таким людям как вы, она снова поселятся в наших сердцах! Спасибо,спасибо,спасибо!!!

Николай Герасимович Кузнецов — человек удивительной судьбы. Вспоминая свою жизнь, он писал: «Я никогда не страдал большим честолюбием и не стремился забираться на вершины служебной лестницы, но, признаться, мечтал стать командиром корабля — большого или малого — и, стоя на мостике, управлять им. Но судьбе было угодно в силу ряда причин то поднимать меня высоко, то кидать вниз и принуждать начинать службу сначала. Доказательством этого является буквально уникальное изменение в моих званиях. За все годы службы я был дважды контр-адмиралом, трижды — вице-адмиралом, носил четыре звезды на погонах адмирала флота и дважды имел высшее воинское звание на флоте — Адмирала Флота Советского Союза». Знаменитому флотоводцу, одному из немногих, кто, отстаивая интересы дела, возражал самому Сталину, посвящен наш сегодняшний сюжет.

Адмирал Николай Кузнецов — совершенно уникальная в сталинской системе фигура. Смелые оценки как в записях, так и в общении со Сталиным, и что, пожалуй, главное — смелость в решениях, которые порой с волей вождя расходились, что спасало сотни человеческих жизней.

Ведь это именно адмирал Кузнецов за день до начала войны в обход приказа объявил на флоте боевую готовность, именно благодаря этому удалось избежать потерь таких, какие были на земле и в воздухе. Например, самолетов было потеряно более тысячи в первый день, флот же самолетов не потерял, так как был готов к атаке.

Николай Кузнецов, 1938 год. (wikipedia.org)

В своих записках Кузнецов Сталина обвиняет, по сути, в некомпетентности и упрямстве, а почти все окружение его — во лжи и лести. «Люди, окружавшие Сталина, постепенно переходили к беззастенчивой лести и лжи. Тот, кто по-честнее, тот просто молчал, а тот, кто рвался вперед, не пренебрегал никакими средствами».

У Кузнецова были сложные отношения со слишком большим количеством советских военачальников. Если он перечил Сталину, на что не решался почти никто, то со многими другими он говорил и вовсе без пиетета. За это нелюбовь к нему Жукова и, как следствие, проблемы в тот момент, когда Жуков стал наркомом обороны в 1955 году.

Это была вторая опала, первая случилась еще при Сталине. Тогда, в 1948 году, он был предан суду с группой адмиралов, но избежал несчастливой участи многих из них. Все же он выжил, хотя и был из адмиралов флота, что было приравнено к званию Маршала Советского Союза, разжалован до контр-адмирала. После смерти Сталина звание ему было возвращено, но ненадолго. С приходом Жукова он был понижен до вице-адмирала и отправлен в отставку с формулировкой «без права работать во флоте».

С сыном Николаем в День ВМФ, 1947 год. (wikipedia.org)

Советская система не любила самостоятельных, тех, кто, осознавая заблуждения руководства, указывал ему на это. Как раз одним из таких и был адмирал Николай Кузнецов. Это сейчас он почитаем, его именем назван тяжелый авианесущий крейсер российского флота. Тогда, через несколько лет после войны, все было иначе: после отставки на его имя не было наложено табу, но о его заслугах старались говорить как можно меньше. И лишь 26 июля 1988 года он был посмертно восстановлен в звании Адмирала Флота Советского Союза.

Источники

  1. Передача «Цена Победы», «Эхо Москвы»